Автоистория (очередной кусок)

Dec 13, 2017 16:41


С чего началось автомобилестроение в этой стране? В прошлой серии я начал с основания завода ГАЗ, т.к. это самый мощный центр автомобилестроения у нас, но было некоторое количество движухи и ранее.

Сперва про мутное время. Т.е. до 1916 года время в плане транспорта было не то что мутное, а непроходимое. Сначала были какие-то вообще одиночные всплески, не напоминавшие трепыхания:

1896 - на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (вот всё равно Нижний Новгород же!) некто Е.А. Яковлев показал людям автомобиль. Один. Один четырёхколёсный автомобиль, подробности противоречивы. Внешне это очень напоминало тележку автомобиль Даймлера:



1900 - первый отечественный грузовой автомобиль, построенный русским изобретателем Борисом Луцким, на Всемирной выставке в Париже получил большую серебряную медаль.

1908 - в Риге (которая в тот момент вполне так Россия) начато первое промышленное производство автомобиля. С 1908 по 1915 год их наплодилось аж 450 штук, что по тем временам было массовым.

Всего в те годы было десяток предприятий, которые в общей сложности произвели примерно тысячу автомобильных единицы, но по самым разным причинам до 1912 года дожило только две компании: РБВЗ и РАЗИПП. РБВЗ производило в Риге "Руссо-Балт" (или "Руссобалт", пишут по-разному), но вскоре было принудительно переведено в Ленинград Петроград, ибо Рига чуть не стала частью другой замечательной страны.

РАЗИПП появилось как компания магазинчик запчастей в 1907 году, к 1911ому произвела на свет какое-то количество автотехники, а в самом начале 1914 года склеила ласты посредством пожара. Основатель компании господин И.П. Пузырёв отправился к праотцам в конце того же 1914 года.

Короче, к Первой Мировой войне от автомобильной промышленности в стране был только едва уловимый запах. А страна нуждалась. По итогам было выделено много денег на то, чтоб промышленность таки возникла.

К 1916 году было освоено 11 млн.рублей (страшные деньги по тем временам, Луну можно было купить) и построено аж 6 автозаводов: Московский, Филёвский, Мытищинский, Ярославский, Рыбинский и Нахичеванский. Планы были выпускать по 1500 машин/год на каждого.

Идея была такова: каждый завод берёт удачную машинку импортного производства и радостно копирует её со скоростью 1500 штук в год, постепенно адаптируя под местные реалии. И только в Филях планировалось производить своё, родное, русское... "Руссо-Балт" 20/25НР же.

Вот таким путём Балтика оказалась в Москвоской области:

Самая главная из шести в нашем случае оказалась московская компания, звалась она «Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚», а производить она должна была FIAT 15 Ter.

Известно, что братский FIAT форменно считал нас за козлов, что выразилось в схеме договора.  За каждый выпущенный автомобиль необходимо было выплачивать итальянской фирме 1000 франков при выпуске 1500 штук в год. За каждый автомобиль, выпущенный сверх этого количества - ещё 500 франков. Кроме этого, FIATу выплачивалось 1 100 000 франков при пуске завода и по 200 000 в последующие годы. Также Рябушинские обязались не экспортировать свою продукцию за рубеж.

Собственно, только Торговый дом Кузнецова и Рябушинских успел сделать хоть что-то до революции. По причинам выходящего за рамки приличия бардака и общей жопообразности всей административно-экономической системы страны из шести заводов, на которые было выдано одиннадцать миллионов рублей, только один смог сделать хоть какую-то видимость деятельности. "Видимость деятельности" представляло собой отвёрточную сборку этого самого "15 ter" (хотя больше бы подошёл термин "кувалодочная сборка", ибо не уверен, что в ФИАТе сильно много чего можно собрать отвёрткой) в количестве менее полутора тысяч штук за период с 1916 по 1918.

По причине революции дальнейшие отношения с ФИАТом были отложены до 16 августа 1966 года, что никак не отменило необходимость грузовиков.

Сопоставив то, что имеется, с тем, что требуется, из "ТД Кузнецова и Рябушкиных", комплекта отвёрток для сборки ФИАТов и приказа сверху было сделано Автомобильное Московское Общество, сумевшее к 1924ому году начать более-менее массовый выпуск примерно того же самого грузовика, наречённого теперь АМО-Ф-15.

Собственно, так возник один из двух самых важных объектов автомобильного производства в стране. Примерно половина всего автомобильного росла как раз оттуда, из АМО (а вторая половина - из Нижнего/Горького Новгорода, соответственно, т.е. из ГАЗа).

Техника, БЧД

Previous post
Up