Тёмной декабрьской ночью 91-го года пассажирский паром "Салем Экспресс", вёзший 700 (по другим данным ~1000) возвращавшихся из Мекки паломников по маршруту Порт-Саид - Сафага столкнулся с коралловым рифом в 11-ти километрах от точки своего назначения. От страшного удара 110-ти (по другим данным 115-ти) метрового судна водоизмещением 1105 (или 4771) тонн открылся носовой визор и внутрь хлынула вода. После столкновения Салем Экспресс ушел под воду в течение 20 минут, и опустился на тридцати метровую глубину. Стоявшие за рифом яхты и подошедшая через 5 часов помощь смогли спасти 180 человек. Остальные пассажиры так никогда и не попали на берег.
Так Салем Экспресс выглядел когда-то:
А вот так он выглядит теперь:
Боты обычно швартуются прямо к затонувшему парому, чтобы дайверы могли сразу по погружению приступить к осмотру:
Спуск:
По дну разбросаны вещи пассажиров и прочий мусор:
Плывём дальше:
И вот из синевы вырисовывается силуэт корабля:
На дне начинают попадаться и его обломки:
В камнях прячутся единственные нынешние обитатели Салем Экспресса. Это, например, крылатка, или рыба-зебра, ну или lion-fish, красивая и вместе с тем смертельно ядовитая обитательница тропических морей:
Плывём вдоль киля в сторону носа корабля:
Все поверхности покрыты пока ещё не слишком толстым слоем кораллов. Лет через 50 всё, что не рассыпется ржавчиной, станет частью рифа:
Инопланетные споры:
И вот мы уже почти у носа судна:
А это тот самый носовой визор, он же козырёк, открывшийся от удара о риф. Через эту щель внутрь и ворвалась вода:
Наконец-то, палуба!
Лебёдка виденного нами несколько ранее якоря:
Масштаб впечатляет:
Я тут кое-где не чётко придерживаюсь правильной ориентации снимков, в конце концов, под водой это не имеет особого значения:
Механизм спуска спасательных шлюпок:
Как видно, далеко они не уплыли:
Чуть пофантазировав, можно представить, как здесь когда-то прогуливались люди, любуясь бьющимся в борт волнами. Теперь волны смыкаются в 35 метрах над головой:
Да, как-то так:
Корма и гребной винт выше человеческого роста:
Вообще, внутрь корабля заплывать нельзя. Ну, то есть совсем нельзя, запрещено официально. Останки Салем Экспресса признаны братской могилой и большая часть входов была в своё время заварена водолазами, однако приварить что-то такое было бы довольно сложно и мы движемся вперёд:
Хотя, конечно, без прохождения курса wreck diving заплывать глубже основного трюма не стоит, а самое вкусное - каюты, ресторан, машинное отделение требуют уже специализации advanced wreck, дополнительного баллона и хорошей уверенности в своих силах. Со всем вышеперечисленным у нас были некоторые проблемы, так что мы ограничились пятиминутной вылазкой внутрь по коридорам диаметром не менее 5-7 метров:
Для масштаба стоит обратить внимание на автомобильную покрышку на правой, когда-то бывшей потолком, стене:
Ничего не бросается в глаза? А если присмотреться к верхнему правому углу снимка?
Засим осмотр внутренней части Салем Экспресса для нас подошёл к концу, дайв-лидер дал сигнал на выход:
Ещё один винт:
Левый борт:
И вот, сделав полный круг, мы возвращаемся к лодке:
Знающие поймут, что так всплывать, конечно, не очень хорошо, но уж больно хотелось всюду заглянуть, всё снять и запомнить - и оно того стоило!