31 октября 2015 года завершился третий сезон работы системы городского проката велосипедов «Велобайк». За 6 месяцев работы с его помощью были совершены 879415 поездки или 4779 в среднем за один день. Однако эта цифра не совсем показательна, т.к. в первой половине сезона ещё прокат не был развёрнут на полную мощность. Все положенные по контракту с городом 300 станций на 2600 велосипедов были установлены лишь к середине лета.
Примерно тогда же официальный сайт «Велобайка» начал публиковать статистику количества поездок, совершённых с начала сезона. Я, к сожалению, об этом прознал не сразу, а лишь в середине сентября. Однако благодаря веб-архиву Wayback Machine, а также кэшу Яндекса и Гугла удалось восстановить данные за некоторые предыдущие даты и заодно установить, что их начали обнародовать где-то между 12 и 15 июля.
В ходе дальнейших наблюдений за статистикой Велобайка выяснилось, что цифра на сайте проката обновляется один раз в день и только по будням, примерно в конце рабочего дня. При этом статистика количества поездок, скорее всего, давалась не на текущий момент, а по итогам предыдущего дня. С учётом этих поправок получилась нижеследующая табличка с исходными данными. Но т. к. она длинная и не очень интересная, я убрал её под кат. [Таблица исходных данных...]
Дата
Число поездок на дату
Дней в периоде
Поездок в периоде
Среднее кол-во поездок день
Поездок на 1 велосипед
14.07.2015
329700
20.07.2015
368531
6
38831
6472
2,49
23.07.2015
383880
3
15349
5116
1,97
06.08.2015
482401
14
98521
7037
2,71
03.09.2015
672270
28
189869
6781
2,61
06.09.2015
683064
3
10794
3598
1,38
13.09.2015
714430
7
31366
4481
1,72
16.09.2015
724687
3
10257
3419
1,32
17.09.2015
729603
1
4916
4916
1,89
20 09.2015
751708
3
22105
7368
2,83
21.09.2015
757287
1
5579
5579
2,15
22.09.2015
763370
1
6083
6083
2,34
23.09.2015
769817
1
6447
6447
2,48
24.09.2015
776444
1
6627
6627
2,55
27.09.2015
802498
3
26054
8685
3,34
29.09.2015
808821
2
6323
3162
1,22
01.10.2015
816341
2
7520
3760
1,45
04.10.2015
827740
3
11399
3800
1,46
05.10.2015
831905
1
4165
4165
1,60
07.10.2015
836847
2
4942
2471
0,95
08.10.2015
838418
1
1571
1571
0,60
19.10.2015
860523
11
22105
2010
0,77
20.10.2015
862582
1
2059
2059
0,79
21.10.2015
864541
1
1959
1959
0,75
25.10.2015
871043
4
6502
1626
0,63
26.10.2015
872371
1
1328
1328
0,51
27.10.2015
873982
1
1611
1611
0,62
28.10.2015
875289
1
1307
1307
0,50
29.10.2015
876835
1
1546
1546
0,59
31.10.2015
879415
2
2580
1290
0,50
Среднее
109
549715
5043
1,94
Гораздо интереснее проанализировать статистику не за конкретные даты, а за более длинные периоды. С учётом неполноты данных можно выделить несколько характерных периодов. В июле и августе среднее число поездок держалось на стабильно высоком уровне в 6-7 тысяч в день. Один прокатный велосипед использовался 2,3-2,7 раза в день.
А вот сразу с наступлением осени картина резко изменилась. В первой половине сентября в Москве установить достаточно прохладная (+12...+17 °C) и мерзкая погода с дождями почти каждый день. В результате с 4 по 17 сентября среднее количество поездок с помощью «Велобайка» упало до 4,1 тысячи в день, а число использований одного велосипеда - до 1,58 раз в день.
Конец же сентября неожиданно порадовал москвичей настоящим бабьим летом и рекордно тёплой погодой. Примерно на 10 дней в Москве установилась нехарактерная для этого времени года жара с температурами в районе +25 °C и выше. В результате среднее количество поездок на прокатных велосипедах с 18 по 27 сентября оказалось даже выше, чем летом и составило рекордные 7,3 тысячи в день. Это же положительно сказалось и на показателях сентября в целом. В этом месяце один велосипед в среднем использовался почти два раза в день.
Далее природа всё же взяла своё. Пока в начале октября средние дневные температуры ещё держались в районе +15 °C, с помощью велопроката совершалось в среднем 3,6 тысяч поездок в день (с 28 сентября по 5 октября). А вот, как только столбик термометра перестал подниматься выше +7 °C, число поездок упало до 2 тысяч в день (с 6 по 20 октября). Когда в конце октябре температура стала приближаться всё ближе к нулю, количество использований велопроката ещё снизилось - до 1,5 тысяч в день (с 21 по 31 октября).
В целом за октябрь с помощью «Велобайка» в среднем совершалось 2102 поездок в день, а один велосипед использовался менее одного раза в день. Это в три с лишнем раза меньше, чем в июле и августе. Таким образом, можно констатировать, что тенденции реальной продолжительности велосипедного сезона с мая по сентябрь, наблюдаемые в Хельсинки и ряде других городов со сходным с Москвой климатом, характерны и для нашего города. Находит своё подтверждение и выдвинутая в прошлый раз гипотеза о том, что велосипедная инфраструктура востребована большинством пользователей лишь в периоды со средней температурой более +15 °C, а при более низких температурах число поездок на велосипедах резко падает. Поэтому возможная реализация настойчивых предложений ряда велоактивистов ДепТрансу, продлить работу городского велопроката на зиму, выглядит, мягко говоря, слабо оправданной. Скорее наоборот вызывает сомнение необходимость функционирования Велобайка на 30% от максимума (т. е. по сути вхолостую) в октябре. С учётом высокого уровня субсидирования, возможно, стоит рассмотреть вопрос о приведении времени работы велопроката в соответствие с московским велосезоном и сократить его до сентября. Впрочем, вероятно, отчасти выводы ДепТрансом на сей счёт были сделаны и в этом году «Велобайк» был запущен не 1 мая, а уже 21 апреля. Поэтому возможно, что и закончит он свою работу также не 31 октября, как год назад, а несколько раньше.
Всего за рассматриваемый период с 15 июля по 31 октября с помощью «Велобайка» было осуществлено 549715 поездок. Ежедневно в среднем совершалось 5043 поездки, а один велосипед использовался 1,94 раза за день. Если экстраполировать первую цифру на все 184 дня работы велопроката и предположить, что он с первого дня функционировал бы в полную силу со всеми 300 станциями и 2600 велосипедами, то за весь сезон могло бы быть сделано 927912 поездок. Бюджет Москвы и спонсоры в лице Сбербанка и Банка Москвы выделяют на работу «Велобайка» в общей сложности 300 млн рублей за сезон. Таким образом, размер субсидий для каждой из этих 928 тысяч поездок на прокатных велосипедах в 2015 году составляет 323 рубля. Это вдвое больше себестоимости одной поездки на московском монорельсе, которая по данным ДепТранса составляет 160 рублей. При этом вокруг убыточности монорельсовой системы, перевёзшей 5,7 млн пассажиров в 2014 году, сломано миллион копий и её в ближайшие годы вроде собираются всё-таки сносить. А вот себестоимость перевозок с помощью городского велопроката, к сожалению, пока широко не обсуждается общественностью.