У реконструкции Ленинского нет альтернативы?

Jun 28, 2013 10:36




В казённой прессе и в высказываниях некоторых московских чиновников и депутатов часто встречаются утверждения, что жители, протестующие против бессмысленной реконструкции Ленинского проспекта, якобы не предлагают никаких альтернатив. Да и вообще, мол, реконструкция неизбежна, т.к. это якобы единственно возможное решение. На самом деле, и в ходе слушаний, и в дискуссиях на эту тему в интернете звучало не мало конструктивных предложений по улучшению транспортной ситуации на Ленинском проспекте, связанных, прежде всего с развитием общественного транспорта на нём. Причём большинство из них были взяты не откуда с потолка, а основаны на различных официальных программах и планах Москвы, которые однако сами городские власти почему-то не спешат претворять в жизнь, в отличие от реконструкции Ленинского.

Современный трамвай

Наиболее известным предложением является идея прокладки линии современного трамвая вдоль Ленинского проспекта, предлагаемая активистами Фонда Городских проектов имени Каца. Она отличается от привычных трамвайных линий изолированными от автомобильного потока путями и более редкими остановками - примерно раз в 800-1000 метров. Также линия современного трамвая предполагает использование более длинных низкопольных вагонов (около 30 м, т.е. примерно вдвое больше стандартных трамваев) с вместимостью до 250 человек и возможностью эксплуатации в сцепке по две штуки в период пиковых нагрузок. На отрезке от строящейся сейчас станции «Тропарёво» до метро «Октябрьская» будут размещены 14 остановок, охватывающих все основные узлы Ленинского проспекта. При предполагаемой средней скорости движения в 24-28 км/ч время следования из одного конца до другого составит около 30 минут.

Однако наибольший позитивный транспортный эффект эта линия будет иметь, если она не будет заканчиваться у «Октябрьской», а будет в перспективе потом проложена дальше в центр. Например, если её продлить вдоль Моховой и Тверской улиц и у Белорусского вокзала соединить с восстановленными линиями на Лесной улице и вдоль Ленинградки, то у жителей Ленинского появится много дополнительных возможностей ездить в различные точки центра без спуска в метро.

Стоимость линии вдоль всего Ленинского проспекта (12.8 км) «со всеми потрохами» (с учётом депо, эстакады в районе пересечения проспекта Вернадского и самими трамваями) по расчетам Фонда Городских проектов составит порядка 9 млрд. рублей. Т.е в несколько раз дешевле стоимости превращения Ленинского в бессветофорный хайвей. При этом линия современного трамвая способна перевозить до 12-15 тысяч человек в час, в том время как даже по заверениям проектировщиков навязываемый ими проект реконструкции Ленинского даст увеличение пропускной способности всего лишь на 800-1000 авто в час.

Причём возможность постройки линии современного легкорельсового транспорта на Ленинском проспекте с потенциальным пассажиропотоком в 12.1 тыс. чел. в час фигурировала среди 12 других линий в официальных планах Департамента Транспорта по развитию транспорта в московской агломерации, презентованных в августе 2012 года. А в декабре того же года зам. руководителя этого ведомства Евгений Михайлов высказывал намерения реализовать этот план на Ленинском в первоочередном порядке. Однако после того, как был активно запущен маховик продавливания проекта реконструкции проспекта в бессветофорный хайвей, руководство ДепТранса внезапно охладело к идеи строительства трамвая на Ленинском. А проектировщики из НИиПИ Генплана стали заявлять, что пассажиропоток для него якобы отсутствует и что на Ленинском вообще все итак якобы замечательно с общественным траспортом и имеющихся троллейбусов вполне достаточно.



Метро

Между тем, как уже говорилось подробно в одном из прошлых постов, те же самые проектировщики НИиПИ Генплана ещё три года назад считали, что на Ленинском проспекте вполне себе целесообразно строительство даже не какого-то там трамвая, а целой линии скоростного метро. В 2010 году, когда никакого абсурдного расширения Москвы до границы с Калужской областью и в помине не было, сотрудники этого ведомства при составлении Генерального плана Москвы до 2025 года запроектировали в нём хордовую линию метро вдоль Ленинского проспекта от МКАД до площади Гагарина. Эта линия постоянно присутствовала в планах метростроения на дальнюю перспективу и предыдущие 20 с лишнем лет - с 1990 года. Тогда планировалось, что Сокольническая линия закончится на станции «Тропарёво», а за МКАД в Дудукино и Румянцево пойдёт как раз новая линия скоростного метро. В другую сторону эта линия вдоль Ленинского должна была пройти далее от площади Гагарина через «Тульскую», «Автозаводскую» и «Волгоградский Проспект» к «Авиамоторной», а затем проследовать вдоль шоссе Энтузиастов до Ивановского и Балашихи.

Более того, когда в октябре 2011 года была обнародована первая схема развития метро до 2020 года уже с учётом расширения города в Юго-Западном направлении, эта перспектива начала обретать реальные черты. И в представленном плане метростроения на ближайшее будущее первый участок от Тропарёво до улицы Новаторов этой линии метро вдоль Ленинского проспекта также фигурировал. Его планировали построить уже в 2016-2020 годах.

Однако вскоре эти планы изменились. И вместо полноценной линии вдоль Ленинского проспекта было решено срочно, уже в 2014 году, продлить Сокольническую линию в деревню Саларьево с населением 187 человек в настоящий момент. А жителям Ленинского предложено «наслаждаться» реконструкцией проспекта для ускорения транзитного проезда в Новую Москву.

Хотя, как уже опять-таки говорилось в другом прошлом посте, стоимость реконструкции Ленинского проспекта вполне сопоставима с ценой прокладки метро по тому же маршруту. Это метро могло бы дать приличный запас провозной способности (60-80 тыс. чел. в час) на несколько десятилетий вперёд и существенно разгрузило бы соседние Сокольническую и Калужско-Рижсую линии метрополитена. В то время как даже заявляемый проектировщиками возможный теоретический эффект от превращения Ленинского в автобан в виде увеличения пропускной способности на 1000 авто в час будет исчерпан ещё до окончания строительства. Ведь по данным ГИБДД автопарк в Москве увеличивается в среднем на 900 машин в день.

Выделенная полоса

Однако строительство линии метро или современного трамвая - это решения на долгосрочную перспективу. Между тем, есть ряд мер по развитию ОТ и улучшению транспортной ситуации на Ленинском, которые не требуют нескольких лет строительства и существенных капиталовложений. И первое, что необходимо немедленно сделать - это активировать выделенную полосу на Ленинском проспекте, а также установить комплексы фото-видеофиксации нарушений и принять другие меры для контроля её работы.

Многие жители Ленинского проспекта не подозревают, что размеченная ещё осенью 2011 года, полоса для ОТ до сих пор не введена в эксплуатацию. Хотя эту выделенку руководство ДепТранса обещало открыть зимой 2012 года, а потом до конца того же года. Однако и по сей день многочисленные троллейбусы и автобусы на Ленинском проспекте продолжают стоять в пробках вместе с частным транспортом на размеченной уже почти два года выделенной полосе. А конкретные сроки ввода её в действия Ликсутов и Ко теперь даже и не называют.

Хотя на большинстве участков Ленинского проспекта движется в утренний пик по 30-40 автобусов и троллейбусов в час только одного Мосгортранса. А есть ведь ещё и маршрутки коммерческих перевозчиков. И данная выделенная полоса уже давным-давно могла бы ускорить движение всей этой прорвы единиц ОТ на Ленинском проспекте.



Экспресс-автобус

Вместе с выделенной полосой в официальных планах городских властей до конца 2012 года также стоял запуск нового полуэкспрессного маршрута автобуса вдоль всего Ленинском проспекта от МКАД до кинотеатра «Ударник» с остановками только на крупных перекрёстках. Этот полуэкспресс практически полностью повторял бы автобус №144 советских времён, пользовавшейся в те годы огромной популярностью и возрождения которого требовали в качестве альтернативной меры на слушаниях многие жители Ленинского старшего поколения.

Причём по рассказам знатоков внутренней кухни Мосгортранса в декабре 2012 года там всё было готово к запуску этого экспресс-маршрута вдоль Ленинского. И давно нарисованная выделенка, и партия новых автобусов в специальной оранжевой расцветке, поступившая в 1-й автобусный парк, и даже новая конечная станция на ул. Анохина. Но в итоге, как и выделенка, новый маршрут так и не был запущен, а эти автобусы в экспресс-раскраске сейчас вынуждены ездить по обычным маршрутам. Внятных объяснений по этому поводу так и не последовало. И теперь про этот экспресс-автобус на Ленинском руководство города даже не вспоминает, как и про остальные 9 обещанных экспресс-маршрутов в других частях Москвы.

Злые языки поговаривают, что отодвигание на неопределённый срок введения обоих этих давно утверждённых мер (выделенной полосы и экспресс-автобуса) связано как раз с желанием строительного лобби продавить реконструкцию Ленинского проспекта под предлогом заботы об общественном транспорте. Хотя после навязываемой нам реконструкции от выделенной полосы останется лишь несколько небольших отрезков, а на большинстве участков по ней вместе с автобусами и троллейбусами будут двигаться личные автомобили. Т.е. выделенка фактически работать не будет, что подтвердил и доклад зарубежных экспертов во главе с Вуканом Вучиком.

С другой стороны запуск выделенной полосы и экспресс-автобуса до реконструкции вполне мог бы показать, что необходимый пассажиропоток для рельсового транспорта на Ленинском есть и что транспортную обстановку на нём соответственно надо улучшать с помощью развития ОТ в виде строительства современного трамвая или метро, а не тоннелей и эстакад.

Увеличения частоты хождения существующих автобусов

На Ленинском проспекте и примыкающих к нему улицах имеется немало автобусных маршрутов с крайне редкими интервалами движения. Например, автобусы №1, 113 и 153 ходят 2-3 раза в час. Т.е. в будни они имеют интервалы в районе 20-30 минут, а в выходные ещё больше. А есть вообще такие маршруты-призраки, как №47 и 57, имеющие официальный интервал движения почти 1 час. Между тем эти автобусы выполняют важную функцию подвоза жителей Ленинского проспекта и его окрестностей к ближайшим станциям Сокольнической и Калужско-Рижской линий метро. При этом на ряде прилегающих к Ленинскому улицах ходит только один из этих маршрутов. Т.е. чтобы куда-либо уехать жители этих улиц вынуждены ждать транспорта до получаса или идти несколько остановок пешком.

Очевидно, что для нормального обслуживания пассажиров необходимо сократить интервалы движения автобусов как минимум до 10-15 минут. Не исключено, что многих это бы сподвигло к перемещению по городу на общественном транспорте вместо личных автомобилей и несколько разгрузило бы Ленинский проспект.

Однако несмотря на постоянные декларации московских властей о приоритете и развитии ОТ и даже вполне конкретные обещания сократить интервалы движения НОТа в Москве до 5-7 минут, Ликсутов и Ко реальных шагов по увеличению выпуска автобусов на маршруты не предпринимают. Например, на недавно торжественно переданном Автолайну 22-м маршруте осталось такое же расписание с 20-30 минутными интервалами, как было и у Мосгортранса. Хотя на те несколько десятков миллиардов рублей, что будут потрачены на превращение Ленинского в бессфетофорный хайвей, можно было бы купить около 5 тысяч новых автобусов! Т.е. удвоить весь автобусный парк Мосгортранса.

Вобщем, достаточно очевидно, что есть немало решений, которые могли бы улучшить транспортную ситуацию в районе Ленинского проспекта гораздо более эффективно, чем навязываемая нам реконструкция. И этими 5 предложениями список возможных мер, безусловно, не ограничивается. Да и рассматривать только один Ленинский проспект также не стоит. Безусловно, нужно серьёзно улучшать ситуацию и на поперечных направлениях. В первую очередь перенастройкой светофоров, введением выделенных полос, прокладкой новых линий рельсового транспорта, восстановлением разворотов на Ленинском и т.д. Но об этом подробнее поговорим в другой раз.

Трамваи, Автобусы, Ленинский проспект, Реконструкции

Previous post Next post
Up