Стотыщмильонное прочтение грустной чеховской истории про сосуществование кучки самовлюбленных эгоистов.
Эта Чайка оставила у меня смешанное послевкусие, как бывает после обильной трапезы из вроде бы изысканных, но как-то бессистемно выбранных блюд. Обычно мне довольно неплохо удается разгадать новомодные режиссёрские шарады, а тут откровенно не догоняла:)
Это оставшееся ощущение непоняток заставило меня потом уже полистать рецензии, которые, однако, внесли не так уж много ясности. Пожалуй, ближе всего тому, что я увидела, было мнение, что К.Богомолов поставил своеобразную пародию на то, что сейчас происходит в "старшем брате" Табакерки - МХТ, где в погоне за модой и продаваемостью продукта рождаются странные, мягко говоря, вещи.
Главная удача спектакля - актеры и то, как они выполняют поставленную им задачу - "смотреть в роль, как в зеркало" и играть, по сути, самих себя, родных и узнаваемых. Только если знать, кто такой Табаков, не станешь удивляться, отчего доктор Дорн, явно постарше бедолаги Сорина, так спокоен за себя, но настойчиво призывает своего пациента в 62 года "привыкать к земле". Уж его-то, мэтра, спасут, не оставят загибаться в захолустье с валерьянкой в виде единственного лечения... Табаковский ласковый такой цинизм, снисходительность к малым сим, окружающим его, умение подтолкнуть или попридержать чужих коней - очень интересен в сочетании с точным чеховским текстом, вложенным в уста доктора Дорна.
Хабенский прекрасен. Прекрасен, и всё :) знаменитый актер играет знаменитого писателя, который по сути уже тоже превратился в актера. И, скидывая рубашку для того, что должно стать постельной сценой (ну это же МХТ, тут этим не удивишь), ему достаточно сделать крохотную паузу, посмотреть на своих обожалок, замеревших в зале - Что, нравлюсь? и даже вот таким, с намечающимся (пока только) пузиком? - чтобы внести в сцену на грани фола очень нужную долю самоиронии.
Зудина по-прежнему молода, красива, никак не тянет на маму несчастного Треплева. Тоже играет себя - жену худрука, неплохую, в общем-то женщину, хрупкую и любящую, но уже наростившую броню, наученную подлым приёмчикам и готовую защищаться любой ценой. Поэтому сцена Аркадиной и Тригорина оказывается совсем непохожа, например, на то, как ее играли Чурикова и Тараторкин. И это хорошо, не вытянуть Марине чуриковскую жёсткость, ни за что.
Сосновский в роли Сорина очень хорош. Замечательный актер, его работа в Трехгрошовой опере спасала для меня спектакль. Здесь он тоже как будто от себя, от души говорит - хочется, хочется жить, ну почему же он должен готовиться к уходу, если вокруг ещё столько интересного... столько ролей ещё ведь не сыграно, верно? :)
Молодые актеры мне тоже понравились, несмотря на странную, навязанную им интерпретацию ролей. И Яна Осипова, и Яна Сексте интересны по-своему.
Режиссерское решение поместить спектакль в душную атмосферу коммуналки 50-60х годов у меня отторжения не вызвало, в коммунальном мирке все именно так и живут, для себя, стараясь не обращать внимание на проблемы соседей - или даже радуясь им. Непонятным остался выбор звукоряда, какая-то смесь попсы, ксп, шансона, романсов.
Видеозаставки с порхающим мутантом - сначала под заунывную изрядно бессмысленную песню перед спектаклем, как раз над знаменитой чайкой на занавесе, потом для отвлечения внимания от перемены декораций - в общем-то, укладываются в идею пародийной природы спектакля, но раздражают.
Общее впечатление - не шедевр, хотя любопытно, как на выставке каких-нибудь жуков и бабочек. Стоит сходить, чтобы посмотреть игру любимых актеров, не разочаруетесь. А вот пойду ли снова? Вряд ли.