Apr 08, 2011 10:49
"1.Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй."
М.Булгаков «Белая гвардия»
Роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных» Михаила Булгакова отличаются очень. На мой взгляд, отличаются принципиально. При этом оба произведения сильнейшие. Честно говоря, послереволюционное время в России - это период истории, приводящий меня в наибольший трепет еще с юности. Думаю, что и «Хождение по мукам», и даже «Золотой теленок» так меня затягивали именно поэтому.
Так вот, роман и пьеса. Во-первых, ощущения после. Несмотря на то, что в книге остается жив Алексей, и Николка здоров, финал у нее совсем невеселый. Собственно, все, что произошло, это еще не финал. Так и говорится в начале последней главы. «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но год 1919 был еще страшней». Так что все еще впереди. А в пьесе финал есть. В пьесе герои окрепли, выстояли и определили каждый свой путь. С моей точки зрения, это самое важное, что приходилось делать людям в те годы.
Второе важнейшее отличие книги от пьесы, это то, что книга, она о времени, об атмосфере и, главное, она о Городе. Пьеса, в первую очередь, о людях. Вот о конкретных людях. И каждый характер выписан очень тщательно. Вернее, так - каждый герой, это характер.
На сцене МХТа, наклоненной, как тонущий корабль, протягивающий к небу мачты-фонари, живут люди. В том, страшном, времени. Лично для меня, спектакль этот - лучшее, что я видела за последние годы. Даже не знаю, с чем можно сравнить. Он правильно поставлен, он талантливо сыгран, он ничем не опошлен. Здесь сумели бережно сохранить классику и обрамить ее лучшим, что есть в театре. И улыбка добавлена в нужное время в нужном месте, и паузы не затянуты, и фальши нет. И говорить больше не о чем. Смотреть надо.
Скажу только про актеров еще.
Константин Хабенский (Алексей Турбин). Да, он - Алексей Турбин, такой, как его создал Булгаков: «…Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует?» (правда, фраза эта в наше время звучит интересно?).
Михаил Миронов (Николка Турбин). Актер молодой и здорово, что он очень достойно смотрится среди признанных коллег.
Наталья Рогожкина (Елена Тальберг). Честно говоря, никогда не питала к ней симпатий, как к актрисе. Правда, и в театре ее никогда не видела. Меняю свое мнение на противоположное. Единственная женская роль в пьесе сыграна блестяще.
Валерий Трошин (Владимир Тальберг). Пожалуй, единственный, кто мне не понравился. Чуть больше наигранности, чем надо, чуть меньше искренности… и вот эти чуть выпадают из общего ансамбля спектакля.
Михаил Пореченков (Мышлаевский). Ну, ясное дело, роль - выигрышнее некуда. Тем более что она для него подходит превосходно. На мой взгляд, Пореченкову вообще противопоказано играть героев-любовников. А вот такие вот герои-ухари у него получаются замечательно.
Анатолий Белый (Шервинский). Ух, здорово. Ну как тут можно устоять:
- Послушайте, ну любите себе как-нибудь… про себя.
- А я не могу про себя. Мне, Лена, как-то надоело про себя.
Правда, очень хорошо.
Дмитрий Куличков (Студзинский). Честно говоря, как-то незаметно. Даже сказать нечего.
Александр Семчев (Лариосик). Да, можно бесконечно говорить, что герой на тридцать лет моложе актера, его роль исполняющего (по крайней мере, по версии старого советского телеспектакля). Да, мало кто представлял героя в таком образе. Но образ-то замечательный. И сыграно отлично. И пара Лариосик-Мышлаевский - именно та доза улыбки, которая помогает пережить трагедию на сцене.
Ну, вот и все о главных героях. Я считаю, что «Белая гвардия» - очень большая удача МХТа. Жалко, что попасть на нее трудно - на этот спектакль билеты не бронируют. Мне как-то повезло все-таки купить их. И очень хочется, чтобы повезло как можно большему числу зрителей.
хорошо,
драма,
классика