В прошлом году на Золотую Маску мы не ходили. Это упущение необходимо было исправить, поэтому была выбрана Васса Железнова Горького в МХТ.
Пьесы Горького про нелёгкую жизнь при капитализме априори пессимистичны, и эта заявлена как трагикомедия. Режиссёру Эренбургу и художнику сцены Полуновскому удалось однако перещеголять пролетарского писателя. Перед зрителями не просто мёртвые души, а настоящий ад из пароходных труб, в котором персонажи неминуемо гибнут. Всё это сопровождается утробной музыкой, под которую вешаются, тонут в проруби, безобразничают.
Голуб (Васса) номинируется на Золотую Маску, и её героиня в центре всех событий. Однако она не в состоянии разрешить все конфликты, а попытка опираться во всём на материальные интересы отталкивает близких. Её никто не любит, и она уходит из жизни. Интересно, что актриса играет не сильную Вассу, а слабую, пытающуюся казаться сильной. В её глазах как будто читается вопрос: «Ну почему всё это со мной?»
Жизнь остальных тоже рушится, хотя и по стереотипному сценарию: от пьянства. Спиваются все, даже хрупкие девушки, при этом ведут себя настолько натурально, что хочется зажать нос от вони.
Видимо, в противовес этому на сцене моются и в первом, и во втором действии, но оба раза за помывкой следует не возрождение, а смерть. Души не очистить, они разлагаются и смердят. Только кажется, что принадлежат эти души не дореволюционным капиталистам, а нашим сверстникам, пустившимся в погоню за наживой. Но если не она, что же тогда проповедуют авторы постановки в качестве истинной ценности? Ответ остался за кадром.