"Дуэль" в МХТ им. Чехова

Oct 14, 2010 09:55

Как здóрово, что я вчера сходил на спектакль Дуэль по пьесе Чехова в МХТ! Не самое известное произведение драматурга преподнесло сюрпризы, а постановка подняла вопросы, достойные Достоевского.


Что может быть банальнее поездки с любовницей на Чёрное море? Сюжет для водевиля! О, нет! Личность Лаевского глубоко трагична. Его мечты о свободном труде рушатся, любовь оказывается миражом, а соседи считают его мошенником. Никто кроме сердобольного Самойленко (Назаров) не видит его страданий. Отмечу азартную игру Усова, которого я уже видел ранее в Осаде. Мне показалось, он копирует отдельные жесты и приёмы Козакова, но привносит в роль много своего.

Его антипод - фон Корен (Миллер), мечтающий о пользе общества, но забывающий при этом о конкретном человеке. Он готов избавляться от «вредных» людей ради утопий, но не способен даже на простую человеческую признательность. В его фигуре видятся революционеры прошлого, для которых цель оправдывала любые средства. Но таких и сейчас хватает, ведь правда?

Чехов не делит героев на правых и виноватых. Самойленко готов всем помочь, но его усилия уходят в песок, а сам он удосуживается оскорблений. Надежда Фёдоровна (Панова) от всего сердца хочет помочь своему возлюбленному, но вместо этого сама уводит его на дно. Дьякон (Трошин) видит чистые сердца всех героев, уверен, что «они спасутся», но не способен ни на какие действия.

После двух монологов с пистолетом в руках всем зрителям ясно, чем закончится действие. Гремит гроза, которой вторят выстрелы. Занавес? Нет, режиссёр придумал хэппи-энд. Пропащие люди обретают смысл жизни в труде, утопист понимает, что из правил бывают исключения и цена ошибки слишком высока. Что ж, наверное, театр имеет право высказать своё мнение на решение вечных вопросов. Только основатель МХАТа сказал бы здесь: «Не верю!» Вопросы слишком глубоки, а правд очень много, и каждому из нас в жизни необходимо делать трудный выбор.

Previous post Next post
Up