На самом деле, пьеса Д.Голдмена называется «Лев Зимой», и она имела уже две экранизации и множество постановок на сцене. Насколько я знаю, в «Ленкоме» тоже собирались ставить оригинал пьесы, а не «по мотивам». Об этом я прочитала в прошлогодних новостях. Также о том, что режиссером спектакля должен был быть А.Морфов, а исполнителями главных ролей - Инна Чурикова и Алексей Серебряков. Но что-то не сложилось, и спектакль поставил Глеб Памфилов. Место Серебрякова занял Дмитрий Певцов, а название спектакля изменилось на «Аквитанскую львицу».
В «Ленкоме» я не была очень давно. Наверное, в какой-то момент слегка разочаровалась в нем. То есть спектакли театра стали делиться на две четких группы - «однозначно понравились» и «однозначно не понравилось», без каких-либо полутонов. Поэтому даже сложно сказать, что мною двигало, когда я купила билеты на премьерный показ нового спектакля.
Новости вокруг нелегкой судьбы постановки я прочитала уже после спектакля, так что погрустить о невозможности увидеть в роли Генриха Серебрякова у меня не было. Дмитрия Певцова на сцене я видела всего лишь раз, это был Фигаро, и с тех пор прошло не меньше десяти лет. Тогда он мне категорически не понравился.
Вот с такими вводными я и пришла в пятницу вечером в театр. Да, забыла сказать, что не видела ни фильма «Лев зимой», ни одной театральной постановки. Хотя знала, что в Вахтангова его точно ставили. С Василием Лановым в главной роли. Честно пыталась прочитать хотя бы пьесу уже после спектакля, но скачиваемых вариантов не нашла, к огромному сожалению - пока я не смогу оценить, насколько «по мотивам» предложен вариант «Ленкома».
Так вот, что мы имеем. Рождество 1183 (по версии героини Чуриковой) или 1181 (по версии авторов программки) года в Англии. Пятидесятилетний король Генрих II Плантагенет (Д.Певцов) собирает в своем замке Шеннон своих сыновей, заключенную десять лет назад в тюрьму жену Алиенору Аквитанскую (И.Чурикова), молодую любовницу Эллис (А.Юганова) и брата любовницы, по совместительству короля Франции Филиппа (А.Сорокин). Собирает, чтобы путем хитрых многоходовых партий определить, кто же все-таки станет его наследником - любимый младший сын Джон (И.Коняхин) или любимый матерью старший - Ричард Львиное Сердце (С.Пиотровский). Среднего Джеффри (Д.Гизберхт) в расчет вообще никто не берет. При этом надо учесть еще множество вещей - интересы государства, земли, чувства, любовь… Так что многоходовая комбинация может меняться в течение партии. Тем более что не всегда ее участники послушно играют отведенные им роли.
Пьеса, на мой взгляд, сильнейшая. И очень сложная для исполнителей. Воистину, талантом надо обладать, чтобы сыграть интригу талантливого актера. Чтобы зритель не зевнул через пятнадцать минут после начала, разгадав детектив. Чтобы ахал и поражался каждому повороту сюжета. Чтобы до самого конца не мог понять конечной цели партии.
Исполнители главных ролей со своей задачей справились… даже не отлично. Лучше, чем отлично. Снимая шляпу перед талантом Инны Чуриковой, я все же скажу, что зря назвали спектакль «Аквитанская львица». Центральная фигура здесь, все-таки, Генрих. И перед Дмитрием Певцовым я не просто снимаю шляпу, а прошу прощения, что сомневалась в его способностях. Даже не хочется писать что-либо подробно, разбирать его игру по частям. Пусть это останется критикам. А я впечатление от его игры оставлю себе в таком целом виде. Немого восхищения.
Справедливости ради, надо сказать, что играют очень хорошо все. Редко складывается такая цельная картинка из исполнителей, так, чтобы никто из нее не выпадал совсем.
Если говорить пафосно, то «Аквитанская львица» - однозначное событие в жизни театральной Москвы». Как-то так.