Билеты на Дядю Ваню в театр им. Моссовета я взял с чёткой целью показать гостям из Киева качественную постановку хорошего театра с известными актёрами. Верил ли я, что она заставит меня самого задуматься о чём-то? Не знаю, скорее надеялся. И надежды оправдались.
Андрей Кончаловский нашёл любопытное решение для связи действия с современностью: он просто отменил занавес. Любая смена декораций проходила на глазах у зрителей, причём на задник проецировалось движение машин на Триумфальной пл. с соответствующим звуковым фоном. Наверное, так лучше, чем переодевать всех в джинсы и заставлять произносить авторские реплики. Особенно, если рёв машин через минуту повторяется в виде грома в основном действии.
Игра актёров стала приятным сюрпризом. Конечно, можно сказать, что Филиппенко (Профессор Серебряков) выступил в своём обычном амплуа, а Высоцкая (Софья Александровна) могла бы точнее сыграть робкую девушку, впервые испытавшую любовь. Но Домогаров, например, опроверг расхожее представление о том, что звёзды сериалов бледно выглядят в психологических спектаклях. В его Астрова хотелось верить, получился герой из плоти и крови, который блестяще изображал и жару, и порывы любви, и даже проект спасения лесов. Точно так же уверенно у Вдовиной (Елена Андреевна) получился типаж красоты, бесплодно гибнущей в праздности.
Праздность и реализация внутреннего потенциала стоят во главе угла и пьесы, и постановки. Правда, Кончаловский сместил акцент в сторону крушения прежних идеалов, столь актуального для постсоветского пространства. Елена Андреевна понимает фальшь прошлой влюблённости, Софья Александровна испытывает схожие чувства в отношении служения своему отцу, но трагедия достигает кульминации в отношении дяди Вани (Деревянко). Мы видим человека, который отдал всю молодость делу, которое оказалось пустышкой. Его подвиги не оценены, имение может быть продано, и жизнь даёт трещину.
Каким будет выход? Астров выбирает уход в практическую работу, Софья - терпение, Елена пасует перед трудностями, а вот будущее дяди Вани покрыто туманом. Ты сам ощущаешь себя таким «дядей Ваней», которому трудно реализовать себя в этом мире. Счастье мимолётно, а трудности кажутся порой непреодолимыми. Но нам самим решать, чью дорожку мы выберем, станем ли бороться за счастье или сдадимся без борьбы. Какой путь выберете Вы?