Feb 16, 2010 18:43
Имела удовольствие посмотреть хороший спектакль в театре им. Моссовета «Царство отца и сына» в постановке Ю.Еремина. В одном спектакле сразу 3 пьесы А.К.Толстого объединены в одну постановку: «Смерть Иоана Грозного», «Царь Федор Иоанович» и «Царь Борис».
В СМИ много писали и говорили об этом спектакле, особенно об игре В.Сухорукова (царь Федор). Но мне в свою очередь хочется сказать об игре других актеров: А.Яцко (Иоанн Грозный), В.Яременко (Борис Годунов) и Е.Гусева (Ирина).
Александр Яцко в роли Иоанна IV - это яркое, сочное и сильное воплощение образа такого неординарного человека в русской истории. Он сыграл зло, темпераментно и жёстко. В его движениях, мимике, речи видна власть царя над народом и над каждым человеком в отдельности. Все так называемые выверты царя-деспота переданы точно актером. А.Яцко даже взглядом передает силу своего героя. Как мощно он поднимает глаза вверх, оглядывает своих бояр. Создается впечатление, что глаза белые. Сумашествие, усталость от жизни и от совершенных злодеяний очень метко переданы актером. Его речь с боярами, когда он пытается уйти от власти, тяжело и болезненно он поднимается с пола, где босой лежал ниц в раскаянии после убийства старшего сына Ивана. Причиняя боль и внушая ужас другим, он соглашается остаться на престоле. Его властный разговор с сыном, абсолютно не похожим на отца, когда он заставляет Федора писать имена тех, кого загубил, спокойный диалог с седьмой женой Марией Нагой о своем желании разойтись с ней - во всём чувствуется царствование и власть над Третьим Римом. А.Яцко не играет безумца, а играет Царя, первого царя на Руси. При Иоанне Грозном территория Руси увеличилась в 2 раза, а вот население уменьшилось в 1,5, сплошные войны, опричнина, распутство, страх и ужас - вот, что сделал этот царь.
В.Яременко в роли будущего царя Бориса Годунова, а ныне члена боярской думы и шурина царя Федора, силён и властен. В каждом произнесенном слове чувствуется человек, который четко и жестко, преодолевая все возникшие препятствия на пути к власти, идет к намеченной цели. А цель одна - власть. Это сладкое слово навсегда поселилось в мыслях Бориса. И это всё сильно и талантливо передано актером.
Я всегда более чем равнодушно относилась к актерской игре Е.Гусевой. Ведь где только она не «зажигает»: поет, танцует на коньках, участвует во всяких проектах, блистает в мюзиклах. Поэтому не воспринимала я ее творчество всерьез, не нравится мне, когда артист так «разносторонен». А тут вдруг роль в пьесе А.К. Толстого. Роль царицы Ирины, любимой жены Федора, невестки Ивана Грозного, харАктерная роль, полная разных красок и оттенков. В ней есть краска преданной и взаимной любви мужа, оттенок сестринской любви к Борису и мазок страха перед ужасным свекром. Всё это в полной мере передано актрисой. Еще нужно добавить ее понимание актерской игры В.Сухорукова. Как она нежно, по-матерински накрывает своего мужа руками, словно крыльями, пряча его от ударов и ужасов жизни. Как мило и трепетно они держатся за руки, с каким страхом Ирина-Е.Гусева смотрит на своего любимого, когда ему приходится подходить к жестокому отцу или выходить к боярам, руки растягиваются, оба не хотят отпускать друг друга, через касание передавая любовь и поддержку, потом уже держатся пальчиками, и вот он с трудом отходит от нее и идет как на заклание. Царь Федор был глубоко верующим, впрочем, как и его отец, еще он любил слушать скоморохов, веселиться и плясать. В этом спектакле Федор и Ирина (Сухоруков и Гусева) так неистово пляшут, вкладывая свои взаимные чувства и искреннюю радость в веселую русскую пляску, что становится весело смотреть эти танцы, понимая, что и в то непростое время люди любили, радовались и просто жили. Интересно играет Е.Гусева. Жестко окликает брата, стараясь остановить его и уберечь мужа. Она играет любовь во всем и везде. Ей больно, когда бояре пишут царю Федору, что он должен отправить ее в монастырь и взять в жены другую, потому что она бесплодна (Ирина родила царевну Феодосию, но девочка умерла в младенчестве, а больше детей не было, Бог не дал). Хорошая и многообещающая актриса Е.Гусева. Надо бы посмотреть и другие спектакли с ее участием.
Что можно сказать о В.Сухорукове в роли царя Федора? Интересный образ, насыщенный и понятный. В.Сухоруков играет сильно верующего в Бога человека, любящего и своего грозного отца-убийцу, и жену, и мачеху, и маленького сводного брата Димитрия. Он любит всех, потому что он такой. Это и играет актер. Он такой беззащитный, какой-то весь трогательный, что думаешь, как мог такой сын родиться у такого отца. Федор покорно пишет под диктовку отца его покаянный список с именами замученных, робко напоминая отцу о тех, кого тот забыл. Я видела других царей Федоров, его почему-то играли слабоумным. Но он не был таким. Вот Сухоруков и играет такого Федора.
Еще хочется сказать о цвете в этом спектакле. Всё первое действие окрашено в черный цвет, черные костюмы у действующих лиц - цвет царствования Ивана Грозного. Второе действие - белое, все в белом, потому что царствование было светом после тьмы и мрака предыдущего владыки.
Для меня спектакль показался очень густонаселенным. Много действующих лиц, на мой взгляд есть даже те, кому и не стоило бы быть: Наталья, дочь Мстиславского, и Шаховской, член боярской думы. Как-то слишком много персонажей, к чему они и для чего - не поняла и не восприняла.
Я подумала вот о чем. МХАТ открылся постановкой пьесы «Царь Федор Иоанович». Был провал. На костюмы ушла приличная сумма, С.Морозов очень помог театру деньгами. Но пьеса не имела успеха. Так вот, не надо ставить такие трагедии, по крайней мере, в нынешнее время. Все время пытаешься найти сходство между происходящим на сцене и в реальной жизни. А это ни к чему.
трагедия,
хорошо,
драма,
Москва,
классика