Jan 24, 2010 23:50
Боже мой, когда смотришь или читаешь произведения М.Ю. Лермонтова, не можешь понять, и все время в тебе живет сильнейшее удивление, как очень молодой человек, он прожил неполных 27 лет, смог создать такие непревзойденные шедевры. В данном случае я говорю о «Маскараде». Эту драму Лермонтов написал в 21 год! Как и откуда он мог знать такое о душе человеческой, о всех ее изгибах, изъянах, противоречиях и страхах.
Я посмотрела премьерный спектакль в театре им.Вахтангова. На улицах Москвы холодная, снежная зима. И на сцене театра тоже зима: все действие происходит в снегу, в Летнем саду или, может быть, на кладбище, как кто воспринимает и понимает происходящее. Персонаж спектакля (такого нет у Лермонтова) Человек зимы катит через всю сцену снежный ком, с каждым появлением ком увеличивается в размерах, как будто нарастает трагедия. Всё как будто во сне. А ведь, если видишь во сне снег - это неприятности, проблемы, крушение надежд и разочарование.
А ещё усиливает восприятие спектакля вальс Хачатуряна, который вдруг возникает, нарастает звук, как будто хлопья снега поднимаются и начинают кружить, захватывая в свой круговорот событий и героев, и зрителей. Прекрасное музыкальное оформление - это музыка Ф.Латенаса. Эта не музыка, просто капли звука, схожие с равномерно падающим снегом, предвещающие трагедию, которую уже не смогут избежать герои.
Надо сказать о главном герое - это Евгений Арбенин в исполнении Е.Князева. Я более чем равнодушна к этому актеру. Может из-за того, что не так много видела его ролей и на театре, и в кино, может, просто это не мой актер: голос как-то глуховат, пропадают слова. Но образ Арбенина, созданный Князевым - это путь длиною в целую жизнь: от холодного и сухого цинизма до полнейшего и безвозвратного помешательства. Любовь героя к юной жене - это наказание за то темное прошлое, которое он пытается не вспоминать, и даже вычеркнуть, из своей жизни. На слова Казарина: «Делами занят всё?» Арбенин гулко отвечает: «Любовью…не делами». Удивительно, что такой человек так полюбил. Прошлое настигает его и уже по полной ему приходится расплачиваться. «Не дай мне Бог сойти с ума».
В роли Нины молодая актриса М.Волкова. Она так легка, нежна, невинна и трагична уже изначально. Потому что смотришь на нее, слушаешь ее слова и понимаешь, что она вызвала любовь к себе у такого человека на свою беду. Трагедия неизбежна. Актриса в белом, воздушном платье, все время быстро проносится по сцене, на ногах балетные туфли на пуантах, как будто, приподнимаясь, она хочет взлететь и вырваться на волю, но эта тяжелая любовь ее мужа прибивает ее к земле. Они вальсируют, Арбенин мертвой хваткой держит ее за шею в танце, а она безвольно опускает руки, уже смиряясь со своей участью. Как она трепещет, когда узнает, что Арбенин не верит ей, приревновал и отравил. Она жить хочет! Она рвется в небеса, как пойманная птица из силков, взмахивает руками-крыльями, но все бесполезно. Он любил, он и погубил. Она ему: «Но помни! есть небесный суд, и я тебя, убийца, проклинаю». Арбенин Нине: «Проклятие! Что пользы проклинать? Я проклят Богом». А ведь еще совсем недавно она сидела у его ног, он властно, страстно и откровенно обнимал ее, как свою собственность, какими-то страшными, тяжелыми словами говорил ей о своей любви, о жизни, в которой: «…я всё видел, всё перечувствовал, всё понял, всё узнал, любил я часто, чаще ненавидел и более всего страдал!». Он убил ее, но убить свою любовь к ней ему не по силам. М.Волкова играет интересно, ее понимаешь, чувствуешь, сострадаешь. Актриса встает на пьедестал к надгробному памятнику своей героини, вокруг обносят памятник изгородью, а у подножия надгробия обезумевший от горя и раскаяния, Арбенин ползает и пытается в снег закопать письмо, в котором вся правда об ее невинности и о чужом злом умысле. Так и стоит она на пьедестале, обсыпанная снегом, неживой, немой свидетель того, как тень прошлого, когда-то обманутый и высмеянный Арбениным, Неизвестный бросает ему в лицо слова правды и возмездия.
Завораживающий спектакль, заснеженный в прямом и переносном смысле, усиленный волшебной музыкой Хачатуряна. Понимаешь, что возмездие нагонит натворившего зло человека, настигнет то черное прошлое, от которого он старался сбежать. Но прошлое настигает, ведь нельзя закрыть солнце руками.
трагедия,
хорошо,
драма,
Москва,
классика