"Варшавская мелодия" в театре на Малой Бронной

Jan 09, 2010 14:54

Идите и смотрите спектакль в театре на Малой Бронной «Варшавская мелодия» в постановке С.Голомазова, в главных и единственных ролях Д.Страхов и Ю.Пересильд. Да, еще главный персонаж - это музыка Шопена.
Это пронзительный спектакль о любви двух юных людей, повстречавшихся случайно в послевоенной Москве на концерте в консерватории. Он (Виктор, ВИтэк) - будущий винодел, ушедший на войну со школьной скамьи. Она (Геля, Гелена, Лена) - будущая «камеральная», как произносит она с акцентом, певица. Не надо переводить имена, не надо исправлять акцент, потому что именно за неправильность речи, изящество в произношении слов на неродном языке, за такую разность в миропонимании - это и кинуло людей друг к другу. Как все легко завязалось. Она - такая резкая, правильная, максималистка. Он - сразу влюбленный, нежный и преданный. Актеры играют по-настоящему, прочувствованно. Смотришь на сцену и веришь, что вот она, вспыхнувшая любовь!
Д.Страхов поворотом головы, взглядом, который надолго останавливает на любимой девушке, молчанием, какими-то простыми фразами передает всю глубину своего истинного чувства. Ю.Пересильд - это молодая актриса, юная женщина, наверное, уже испытавшая сильное чувство, так нервно и с резкостью передает то, что поселилось в ее сердце навсегда - это непроходящая, вечная любовь. Они нежно касаются друг друга, ведь любовь тогда любовь, когда хочется не только страсти, но и, в первую очередь, прикоснуться к любимому человеку: провести ладонью по лицу, положить голову на плечо, погладить руку, нежно и тихо смотреть на уснувшего любимого. Всё это есть в спектакле. Актеры так естественны, так нежны, что даже на некоторых местах у меня катились слезы из глаз. Может, потому, что в моей жизни тоже было подобное, но уже ушло и никогда не вернется - зови или не зови, хочешь ты этого или нет, но уже счастью не бывать, осталась только боль, как и у героев.
Усиление чувств в этом спектакле придает музыка Шопена. Ведь мелодия-то варшавская. Особенно поглощаешься спектаклем, уходишь куда-то в непонятную даль, когда звучит «Прелюдия Е минор № 4». Это музыка любви, ноющей боли, стонущего сердца, поэтому так часто она звучит в этом спектакле.
В послевоенной Москве, встречая новый 1947 год, ВИтэк делает предложение Геле, но в СССР уже запретили браки с иностранцами, пусть даже и из братской страны. Всё - это почти конец. Идет снег, она вся в музыке, в трагичности любви, он замер от приближающейся, неминуемой разлуки.
Проходит 10 лет. Он - кандидат наук, производит различные винные букеты. Когда-то, в зимней Москве, учил Гелю чувствовать послевкусие вина, а она, разгоряченная, свободная сыпала после бокала вина острые реплики, как будто предчувствуя, что нет счастья ни у одной любви. Гелена стала «камеральной», т.е. камерной певицей, имеет мужем музыкального критика, а он какую-то жену. И вот - встреча в Варшаве, в ресторане, где она исполняет для него ту же песню, что и пела тогда, в их первый новый год, в московском консерваторском общежитии. Тогда он подарил ей «туфельцы», заработав деньги на ночной разгрузке вагонов, а она ему - галстук. В эту встречу они говорят, много говорят. Она по-прежнему ездит в Краков, как и в детстве, к королеве Ядвиге, чтобы написать той записочку с заветным желанием. Только тогда она писала об обычных просьбах школьницы, а сейчас: «Верние мне ЕГО»! Эти подарки другу друга они носили очень долго, как будто пытаясь хоть этим соединиться и быть вместе. Она зовет его с собой, неистово бросается к нему, пытаясь хоть еще на один миг удержать его. Но это у нее не получается.
Проходит еще несколько лет. Она выступает в Москве. Он приходит, в теплой кофте, с изменившейся походкой, к ней в гримерку во время антракта. Она нервно бегает, стучит каблучками, присаживается к туалетному столику, чтобы поправить грим, опять же нервно, острыми фразами рассказывая о своей несложившейся личной жизни, где все мужья не выдерживали ее «атмосферных колебаний». Он также одинок, но принять решения не может. Тихо спускается в зал, садится в первый ряд, а она выходит в концертном платье на середину сцену, поворачивается именно к его креслу, и звучит музыка той польской песни, но слов нет, а все равно так прочувствованно и трагично актеры смотрят друг на друга, что ты слова слышишь, слышишь эту сказочную польскую речь, сплошь состоящую из шипящих.
Актеры играют бесподобно, четко передавая и акцент, и возраст, изменения все более растущей, непрекращающейся любви. Смотришь, веришь, плачешь и страдаешь вместе с их героями.
Посмотрев спектакль, еще раз убеждаешься, что любовь - чувство приговоренное и обреченное, никогда не закончится счастьем.

трагедия, хорошо, драма, Москва

Previous post Next post
Up