Nov 24, 2009 10:44
Вот смотришь Чехова на сцене и думаешь, ведь прошло более 100 лет, как написаны им эти пьесы, а все проблемы во взаимоотношениях людей между собой и с окружающим миром существуют и по сей день, и будут существовать дальше.
На сцене Современника увидела «очередной» «Вишневый сад».
С каждым спектаклем у меня меняется отношение к актерской игре М.Нееловой и Е.Яковлевой. Иначе, с интересом, с ожиданием новых открытий в их игре я стала смотреть на этих актрис. А случилось это после «Сладкоголосой птицы юности» с М.Нееловой и «Пигмалион» с Е.Яковлевой. Раньше эти актрисы не приводили меня в трепет и в восторг, как других поклонников, своей игрой. Везде была какая-то излишняя нервозность, слезы, всхлипывания, истерика и даже штампы.
Первое действие «Вишневого сада» проходит в белых тона: белые вишневые деревья (вишня все в цвету), белые костюмы у героев. Появление чарующей Раневской (М.Неелова) в элегантном белом платье. Она счастливая впархивает в свой дом, где прошло ее детство, где все родное: комната, которая была детской, шкаф, стол, окно, в котором ей видится умершая мать, идущая по саду. Раневская прыгает как маленькая невинная девочка от радости, кружится, играет в догонялки с братом Гаевым (Леонтьев А.). Все смотрят на нее с нескрываемым восхищением. Она только добро делала людям. Тот же Лопахин (Гармаш С.) вспоминает, как его безграмотный отец спьяну ударил ему в лицо кулаком, пошла кровь, а Любовь Андреевна, тогда еще молодая, тоненькая, вспоминает Лопахин, привела его в комнату, умыла и все приговаривала: «Не плачь, мужичок». А потом «этот мужичок» стал хозяином ее же имения, проданного за долги, стал безжалостно рубить вишневый волшебный сад. Мужик, он и во фраке с цепочкой остается мужиком. Хотя в его словах и взглядах чувствуется нескрываемая любовь к этой женщине. Он пытается предложить ей выход, чтобы не продавать так любимый ею сад, но она отмахивается. Она не понимает, как можно продать свое прошлое, вырубив его на дачи. С.Гармаш создал образ мужика, замешанного на любви и преклонении к героине.
Раневская парит как белая бабочка, которая появляется на радость всем, взмахивает своими крылышками, пытается укрыться от проблем с деньгами, с долгами, с продажей дома. «Если надо продавать дом, то продавайте вместе со мной», - вскрикивает она, не воспринимая свою судьбу без этого дома, без этого сада. Неелова в первом действии играет светло, сама вся в белом, и в людях не видит плохого, не хочет видеть и не чувствует надвигающегося ужаса. Всё как-то само разрешится. И все снова будут вместе и счастливы. Ее дочь Аня (Аниканова М.) так любит свою беспечную мать, но понимает, что мама добра сверх меры - это-то ее и губит.
Варя (Е.Яковлева) такая сухая, все время теребит связкой ключей от волнения за свою такую воздушную и безмятежную мать, пытается экономить, чтобы хоть как-то сохранить дом, потому что очень любит свою приемную мать за безграничную доброту. Е.Яковлева делает это так, что можно и не произносить слова - всё и так понятно без лишних слов.
Раневская «сбежала» из Парижа от обманувшего и обобравшего ее любовника. Она приехала в свое имение, пыталась вернуться в детство, укрыться от проблем. Неелова М. играет глубоко, прочувствованно, с пониманием и состраданием к своей героине. Она во 2 действии в превосходном розовом платье, прекрасно облегающем ее чудесную фигуру. Вся такая бело-розовая, воздушная, беспечная, сорящая деньгами, не умеющая приспособиться к реальной жизни. Она вся воздушная, легкая. Актриса притягивает внимание только к себе. Дочери героини, разговаривая с ней, присаживаются к ее ногам, потому что боготворят свою такую беспечную, но безумно добрую мать. Только в последнем акте она в сером. Сидит у стола с опущенными руками и ждет своего приговора: продан или не продан, случилось чудо и все опять может засверкать! Но чуда не случилось. Мужик купил имение и, не дожидаясь отъезда бывших владельцев, начал рубить сад, тот сад, который записан в энциклопедическом словаре (слова Гаева)! Она тихо и смиренно просит подождать ее отъезда, а уж потом, делайте, что хотите. Жизнь кончилась.
Гафт В. в роли Фирса - это большой актер в характерной роли! В.И.Гафт одним своим "молодо-зелено" и "недотепа",одним появлением и протягиванием рук, сыграл так, что можно задохнуться от такого таланта и большой, сильной игры.
Я шла на спектакль с участием Кваши И. в роли брата Раневской Гаева. Но Игоря Леонидовича заменил А.Леонтьев. Талантливый актер, равноценная замена. Гаев так рад появлению сестры, он такой же беспечный и счастливый как и она, с раздражением отмахивается от заботы Фирса и нервно раздражается на хамство Яши-лакея. Актер с таким чувством, совершенно без нажима, произносит в начале пьесы: «Пахнет пачули». А ведь аромат пачули - это запах бабушкиного сундука, запах детства и безмятежной жизни, когда живы родители, и он, мальчиком, сидит в детской на подоконнике и видит отца, идущего в церковь. Запах детства, запах безграничного, лучезарного счастья. Но придут иные времена, ввалятся в жизнь малограмотные Лопахины и убогие Яшки-лакеи, всё переломают, настроят дач, продадут и предадут за грош своих господ, которые были добры к ним. И Гаев в конце произносит: "селедкой пахнет" - это сказано так, что понимаешь: придет иная жизнь, без сада, без радости, одни сплошные дачники. А вы уезжайте в свои Парижи, идите на все четыре стороны. Пришли другие хозяевА.
Погуляла по «Вишневому саду» «Современника». Насладилась чудом и испытала радость от незабываемой игры актеров и превосходно поставленного спектакля Галиной Борисовной Волчек.
Одним словом комедия. Комедия жизни, комедия чувств, комедия и трагедия жизни, семьи.
Можно прочитать книгу Марины Влади, которую она назвала «Мой вишневый сад». Это почти продолжение чеховской пьесы, как видится Влади. Это она написала о своей семье.
трагедия,
хорошо,
драма,
Москва,
классика