Моравская сага о Лихтенштеинах

Aug 06, 2017 22:20

Оригинал взят у olgina67 в Моравская сага о Лихтенштеинах


Почему подниматься по ступеням в бельэтаж было так волнительно именно здесь, в маленьком, и , казалосъ бы, незаметном провинциальном замке? Может быть, именно потому, что помпезная имперскостъ набила оскомину? Как бы то ни было: с билетом наперевес, обутая в до боли знакомые войлочные тапки, я вовремя присоединилась к небольшой, но с огромной любовью организованной замковой экскурсии. Понимала бы чешский, совсем было бы здорово. Пришлось включать воображениe, соединяя эмоции гида с обрывками понятных фраз на чешском и текст на немецком.




Для экскурсий во дворце открыт второй этаж (дворец трехэтажный) с его покоями, обозрев которые можно увидеть какой была жизнь состоятельных дворян Европы в период барокко. <.........>


В залах и комнатах потолки украшены фресками и причудливыми лепнинами, стены увешаны панно с сюжетами древнегреческих мифов. Производят незабываемое впечатление: Картинная галерея и Зеркальный зал, а также малый салонный зал принцa Карлa.


Речь идет о предполагаемом создателе замка.  Карл Эйсебиус фон унд цу Лихтенштейн (нем. Karl Eusebius von und zu Liechtenstein, 13 сентября 1611 - 2 февраля 1684) - князь Лихтенштейн, представитель первой (Карловской) линии князей. После смерти своего отца, князя Карла I, несовершеннолетний Карл Эйсебиус находился под опекой своего дяди Максимилиана. Несколько лет путешествовал по Европе в рамках церемониальной поездки. В частности в период с 1629 по 1630 посетил Италию, где им было приобретено несколько предметов искусства, положивших начало его коллекции


В 1632 году вступил во владение герцогствами Троппау и Егерндорф. С 1639 по 1641 годы был Верховным Главнокомандующим герцогств Верхней и Нижней Силезии. В отличие от предков, Эйсебиус вел миролюбивую внутреннюю политику. Основным направлением его деятельности было восстановление владений, которые пострадали в результате Тридцатилетней войны. Он терпел большие финансовые убытки, связанные с оспариванием Казначейством законности сделок по приобретению отцом Карла Эйсебиуса, князем Карлом I, его владений.


Большие финансовые расходы, тем не менее, не стали препятствием для Карла Эйсебиуса в его деятельности по обустройству владений. Карл Эйсебиус был известным конезаводчиком. Его конюшни были знамениты по всей Европе, он делал дорогостоящие подарки правящим монархам своего времени, в частности французскому королю Людовику XIV


Карл Эйсебиус проявлял интерес к архитектуре и декоративному садоводству, положив начало парку Фельдсберг-Айсгруб. Он также написал трактат по архитектуре. В период с 1666 по 1669 по патронажем Карла Эйсебиуса был построен дворцовый комплекс Леднице (ныне на территории Чехии рядом с австрийской границей), куда он позже перенес свою резиденцию из Валтице.



Князь Карл Эйсебиус - основатель коллекции Лихтенштейнов, в которой собраны картины, а также иные предметы искусства со всей Европы. Коллекция формировалась несмотря на возникшие финансовые трудности. Отдельное место в коллекции занимает картинная галерея Лихтенштейнов.


Сохранилось немало свидетельств сделок по покупке князем предметов искусства. Карл Эйсебиус стал первым из князей Лихтенштейна, кто систематизировал приобретение новых предметов коллекции. У него были обширные связи с торговцами по всей Европе, в частности с дилерами из Антверпена Александром и Вильхемом Форхуд (англ. Alexander and Wilhem Forchoudt), у которых была своя галерея в Вене (Judenplatz, Vienna).



Свою коллекцию Князь разделил на несколько частей: в летнем дворце (имение Айсгруб) и его основной резиденции в Фельдсбруге, где картины экспонировались в специально построенном сооружении «крестовая палата». Под конец жизни Карла Эйсебиуса, его коллекция так разрослась, что он был вынужден отказываться от новых покупок, поскольку новые картины было некуда вешать



После своей смерти в 1684 году своему сыну, князю Гансу Адаму, он оставил богатое наследство и обширную коллекцию предметов искусства, приумноженную впоследствии его сыном и другими потомками.


Лихтенштейнская картинная галерея - художественное собрание княжеского дома Лихтенштейнов, которое занимает их пригородный дворец на Фюрстенгассе в Вене. Основу собрания заложил в XVII веке князь Карл Евсевий Лихтенштейн. Поколение за поколением его потомки продолжали расширять собрание, которое ныне включает в себя полотна кисти Рафаэля, Рубенса, Мантеньи. Жемчужина собрания, «Портрет Джиневры де Бенчи» кисти Леонардо да Винчи, был в 1967 году продан князем Лихтенштейна за рекордную для того времени сумму в 5 млн долларов.


В предвоенное время художественное собрание Лихтенштейнов было открыто для публики. В марте 2004 года Лихтенштейнский музей вновь распахнул свои двери для всех желающих. Владельцы рассчитывали пополнить галерею за счёт выставки картин из закрытых прежде собраний других аристократических родов (Борромеи, Харрахи) и принимать до 300 тысяч туристов ежегодно. В 2009 г. князь Лихтенштейна привозил часть собрания на выставку в Пушкинский музей



В 2011 г. ввиду относительно низкой посещаемости (не более 45 тысяч туристов в год) князь Лихтенштейна принял решение закрыть музей. Для посещения дворца туристической группой отныне требуется предварительная договорённость с владельцами.


Попасть, конечно, успела, но повторить как бы хотелось! В художественном музее Лихтенштеина в Вадуце, их "карманной" картинной галерее, выставлена малая толика того, чем они владеют. А какой у князя Рубенс! Но сейчас не об этом.


В конце второй мировой здесъ, в этом замке, хранилась имперская (K & K) библиотека военно-морского ведомства. Связи габсбургов с Лихтенштеинами имеют глубокие корни, чему удивляться.


Парадные залы на 2-ом этаже показывают фрески на потолках и богатую лепку, стены, украшенные резьбой по мрамору и деревянными инкрустациями, гобеленовый зал 1680, рококо-столовую 1750, прекрасные имперские покои с богатыми коллекциями произведений искусства, трехэтажную замковую капеллу первой половины 18 в. с фреской Троицы на потолке и стенами из мрамора, лепки и древесины. Красный зал - каизерский, во имя, во славу и прочая, и прочая, призван подтвердить близость к имперскому дому.


После безвозмездной экспроприации княжеского дома Лихтенштейн в 1945 году замок находится во владении сначала чехословацкого, позже чешского государства. Все политические и судебные усилия князя Ханса Адама II после смены политического строя в 1990 по возврату отчужденного владения (наряду с замками Valtice и Lednice (Eisgrub) еще следующие 15 замков, 1600 кв.км земли и различные промышленные предприятия) потерпели неудачу в результате сопротивления чешского правительства, которое отказывало в дипломатическом признании государственности даже княжеству Лихтенштейн до 2009.


Замок принадлежал князьям Лихтенштейнам с 1249 года, когда Йиндржих (Генрих) из Лихтенштейна получил город Микулов с частью города Леднице в подарок от тогдашнего моравского маркграфа Пршемысла Отакара, будущего чешского короля. Лихтенштейны переехали в город Валтице как в свою постоянную резиденцию лишь в 1608 году, а Леднице стала их летней резиденцией вплоть до 1945 года. Но еще задолго фо дотого, как Вальтице стало одной из значительнейших резиденции габсбургской монархии, территория на северной границе Австрии приглянулась епископам из Пассау (ох и вездесущи были господа), которые устроили здесъ свою вооруженную резиденцию примерно с 11 века и обеспечивали покой внешних границ от набегов венгерских племен.


Первая укрепленная резиденция, которая охраняла новую северную границу Австрии на реке Дыйе, возникла в этих местах уже в середине XI века. В конце XIV века Валтице переходит к Лихтенштейнам, которые постепенно создали на обеих сторонах границы сплошную полосу из девяти крупных поместий. Но в те времена резиденцией рода был замок в Микулове. Во второй половине XVI века члены семейства Лихтенштейнов в результате выгодных браков приобретают богатство черногорского рода из Босковиц и получают безоговорочную поддержку Габсбургов и привилегированное положение в стране за верность императорскому двору вместе с титулом князей. В 1560-е годы Лихтенштейны теряют свой замок в Микулове, и их центральной резиденцией становится Валтице. <..........>


К 12 веку относится и самое яркое упоминание располагавшихся здесъ укреплений - самый знаменитый минестрель и трубадур Европы, Ульрих фон Лихтенштеин, побывал здесь в 1227 году на большом рыцарском турнире, о котором он оставил воспоминания в виде эпоса "Frauendienst" - «Служение дамам».



Об этом почти сказочном и в то же время однозначно живом персонаже я рассказывала уже не раз . Да хоть вот тут. Происходил из штирийской служилой знати. Сторонник Леопольда VI. Сэр Ульрих знаменит тем, что прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры, римской богини любви. Он побеждал всех противников и сломал 307 копий.


После того, как род хозяев здешнего замка - Зеефельдов - прекратился, земли перешли к двум очень значительным дворянским родам империи - фон Кюнринг и Рауэнштаин, у которых вскоре после битвы при Мархфельде остановился каизер-победитель Рудольф фон Габсбург.


Здесь он диктовал писъмо папе Николаю III с сообщением об исходе битвы. И только в 1378 местечко перешло по наследству к незаметным тогда Лихтенштайнам.


В 1560-м увязший в долгах глава дома Лихтенштеинов Кристоф фон Лихтенштейн вынужден был продать родовое поместье Никольсбург - Микулов (я о нем писала вот тут) и как потерявший доверие вынужден был уступить свой пост главного по тарелочкам коллеге из боковой ветви Фельдсбергских Лихтенштеинов Хартманнy II. Это и послужило толчком к тому, что замок Вальтице стал родовым гнездом и штаб-квартирой всего рода.



Помимо Карла, у Хартманна II, принадлежащего Никольсбургской (нем. Nikolsburger) ветке династии Лихтенштейн, и его жены Анны Марии цу Ортенбург, было ещё, по крайней мере, двое сыновей: Максимилиан (нем. Maximilian), и Гундакер (нем. Gundaker).



Принявшие католицизм и поступившие на службу императора, братья принимают в 1606 году новый Семейный Договор, согласно которому, старший сын самой старой ветки династии, получал право называться наследником и мог представлять династию как Регент Дома Лихтенштейн. Условия этого договора, включая и другие уточнения, были объединены в новом Законе о Княжеской династии в 1993 году, который сформировал основные права наследования трона в Княжестве Лихтенштейн


Карл фон Лихтенштейн (нем. Karl von und zu Liechtenstein; 1569-1627) - родоначальник княжеской фамилии Лихтенштейнов, верный подданный Габсбургов в годы Тридцатилетней войны, получивший от императора княжеский титул. Первый среди Лихтенштейнов кавалер Ордена Золотого руна.


Карл был старшим сыном Хартманна II фон Лихтенштейна и Анны Марии цу Ортенбург. Хотя воспитывался он в протестантской вере, в 1599 году Карл перешёл в католицизм и поступил на службу к императору Священной Римской империи Рудольфу II, который вскоре назначает его на должность главного интенданта. На этом посту Карл пребывал до 1607 года.


В споре за земли между императором и наследником престола эрцгерцогом Матиасом, Карл принимает сторону второго, за что тот, в благодарность, дарует Карлу в 1608 году наследственный титул князя. В 1614 году князь Карл I присоединяет к своим землям силезское герцогство Троппау (Opava) и Егерндорф (Krnov).


В начавшейся Тридцатилетней войне, Карл выступает на стороне Католической лиги. Он принимает участие в подавлении Восстания чешских сословий, в арестах и казнях уцелевших участников битвы на Белой Горе.


В благодарность за это, в 1622 году император Фердинанд II назначает Карлa на должность губернатора и вице-регента Богемии и делает кавалером Ордена Золотого Руна. В том же году Карл присоединяет к своим владениям герцогство Егерндорф и ряд владений, конфискованных у мятежников.


После смерти Карла 12 февраля 1627 года, княжеский титул, в соответствии с семейным соглашением 1606 года, наследует его старший сын Карл Эйсебиус.


Позиция Карла делала его одним из важнейших аристократов монархии. И это не могло не отразиться и в замке, где на фресках можно было увидеть важнейшие моменты жизни Карла Лихтенштеина.


Карл Эйсебиус фон унд цу Лихтенштейн, как мы знаем, "виновен" в том, что замок Валътице сегодня выглядит так, как он выглядит. Новый замок нес еще и особую символическую нагрузку. Посетители попадали в последний замковый двор, который был выстроен с использованием старых руин. И вот в "старой" части замка находился знаменитый гардероб - богато украшенная сокровищница князя, где  хранился символ династии - светящийся камень, вработанный в княжескую шапку бриллиант.


Ханс Адам I фон Лихтенштейн (1662-1712) - сын  Карла  Эйсебиуса, глава княжеского дома Лихтенштейнов в 1684-1712 гг. Его мать и жена происходили из соперничающего княжеского дома Дитрихштейнов (тех самых Дитрихштаинов, что окопалисъ в купленнoм у Лихтенштенов Микулове )


Ханс Адам успешно реформировал княжескую администрацию, а также провел реструктуризацию финансов семьи. В 1687 году он возглавил Тайный совет (нем. Geheimer Rat). В 1693 году стал кавалером Ордена Золотого Руна.


Его проект реформы правительственной администрации провалился в 1699 году из-за многочисленных бюрократических проволочек. Также не имело успеха иное начинание Ханса Адама, Венский Депозитный Банк, председателем которого князь был с 1703 по 1705. Но финансовые операции в рамках семьи принесли такую прибыль, что князя называли "австрийским крезом".


И - ну вот, наконец-то, разгадка всей головоломки - В 1699 году Ханс Адам приобрёл у Хоенэмсов за 115 тыс. гульденов владение Шелленберг (о нем я рассказывала вот тут), а в 1712 году - за 290 тыс. гульденов графство Вадуц, позднее объединенных в княжество Лихтенштейн в 1719 году преемником Ханса Адама, князем Карлом VI Йозеф Венцель фон Лихтенштейн. Йозеф Венцель, правивший в 1712-1718 и 1748-1772 гг., в 1719 г. рескриптом германского императора Карла VI становится владетельным князем Лихтенштейна, а княжество - одним из 343 государств Священной Римской империи


Князь Ханс Адам был меценатом и коллекционером предметов искусства. Он внёс значительный вклад в создание княжеской коллекции. При князе были построены два дворцовых комплекса - городской дворец (нем. Majoratspalais) в Вене и летний садовый дворец (нем. Gartenpalais) в Россау.


Любовь к искусству передалась его далекому потомку - нынешнему правящему князю Лихтенштейна, которого также зовут Ханс Адам.


В городском и садовом дворцах Ханса Адама висели полотна Тициана , Рубенса, Ван Дейка, что лишний раз указывает на финансовую состоятелъность.


Ханс Адам уделял замку Вальтице куда меньше внимания нежели соседнему в Ледице.


В Вальтице во время правления Ханса Адама изменился внутренний декор - были приглашены такие скульпторы как Балтазар Фонтана, Сантино Бусси, Пиетро Антонио Гарроне и Джакопо Требелли для обновления декорации залов и княжеских покоев.


Среди внутренних помещений выделяются Мраморный и Золотой залы, Зеркальный кабинет, Красный и Зеленый салоны и изысканная Голубая спальня.



Доменико Росси и Фредерико Коломбо расписывали потолки.


Наличие весъма и весъма комфортабельной сантехники опять же говорит о солидных финансах. Фаянсовые унитазы я уже не единожды поминала - ну вот скажем вот тут.


Большие изменения в постройку внес следующий хозяин - князь Антон Флориан фон Лихтенштеин,  из боковой ветви дома, вышедший на передний край благодаря тому, что Ханс Адам не оставил наследников мужского рода. .



Антон Флориан фон Лихтенштейн (нем. Anton Florian von und zu Liechtenstein; 26 мая 1656 - 11 октября 1721) - пятый князь Лихтенштейн с 1718 года, рыцарь Ордена Золотого руна, камергер и член Государственного совета.


До восшествия на престол Антон Флориан служил в императорском казначействе, с 1689 года являлся членом Государственного совета, исполнял функции посла в Ватикане, при дворе Папы Римского. В период с 1683 по 1695 год отвечал за образование эрцгерцога Карла. Орден Золотого Руна получил в 1697 году.



В период с 1703 по 1711 год, во время Войны за испанское наследство Антон Флориан служил главным казначеем и премьер министром при дворе эрцгерцога Карла, ставшего впоследствии императором Карлом VI. За свои заслуги Антон Флориан получил титул испанского гранда.


После окончания войны Антон Флориан вернулся в Вену. Он возглавлял правительство, казначейство и Государственный совет. В 1719 году указом императора Карла VI княжество Шелленберг и графство Вадуц были объединены в княжество Лихтенштейн, первым князем которого и стал Антон Флориан.


Семейство Лихтенштейнов было очень богато, в их владениях находилось 24 города, 156 деревень, им принадлежало 46 замков. Княжество Лихтенштейн - лишь очень небольшая частица их достояний. Княжество Лихтенштейн существует, но сами князья там ни дня не живут. Они предпочитают столицу империи Вену, блестящий императорский двор, великолепные балы, приемы и другие празднества; здесь аристократия делает карьеру, добывает военные и придворные чины и награды; здесь жизнь бьет ключом, блистают своим искусством Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, крупные художники, артисты, архитекторы. Лихтенштейны строят великолепный дворец в Вене, который становится одним из центров, как мы бы сейчас сказали, светской жизни столицы (до этого резиденцией княжеской семьи был замок-крепость Лихтенштейн к югу от Вены). <........>


Дворцовая капелла Вознесения Девы Марии больше напоминает музейный комплекс, чем помещение с сакральным смыслом.


Капелла украшена рисунками-фресками на потолке. Лепные эскизы, будто бы окаменевшие в воздухе, расписные сводчатые потолки с красочной живописью на сюжетные отрывки из Библии, огромный, красивый орган и много-много золота, которым словно обрызгано все кругом.


Во время воин за испанское наследство князь Антон Флориан встретил архитектора Антона Оспеля, который и был приглашен для перестройки дворца.


Антон Флориан сориентировал архитектора в направлении римской архитектуры, далеко не характерной для того времени в центральной европе, которая должна была подчеркнуть его крепкие связи с католической церковъю и тем самым создать дистанцию между собой и остальной австрийской аристократией.


Дворцовые перестройки при Антоне Флориане были последними значительными и сделали резиденцию одной из самых красивых в империи.


Князь Иосиф Иоганн Адам фон Лихтенштейн (нем. Josef Johann Adam von und zu Liechtenstein, 1690-1732) - единственный выживший сын князя Антона Флориана. Именно он стал следующим главой рода и владельцем замка.



Иосиф Иоганн Адам в раннем возрасте проехал через всю Италию, направляясь к своему отцу в Испанию, где недолго служил в императорской армии и принимал участие в войне за испанское наследство. В составе армии герцога Мальборо воевал против французов


По случаю своей коронации в 1712 году Карл VI Габсбург назначил Иосифа Иоганна Адама казначеем. После заключения Утрехтского мира, в 1713 году вернулся в Вену, и получил назначение императорским представителем в моравском парламенте. В 1721 году Иосиф Иоганн Адам был удостоен ордена Золотого руна, став 661-м рыцарем этого ордена.


Anton Florian von Liechtenstein



Удивляет лифт, сооруженный из пород ценных деревьев и украшенный резьбой. Лифт. В замке конца 18 века. В Габсбургских резиденциях лифтов не было.


Иозеф Иоганн Адам как и его отец уделял много времени родовому замку. Вот только вкусы у них были разные. Сын больше склонялся к стилю полюбившегося ему императорского декоратора и театрального инженера Антонио Бедуцци, который поработал уже оформителем множества венских дворцов и австрийских монастырей. Родившийся в Болонье Бедуцци получил от князя заказ на оформление простого до сих пор фасада дворца в Вальтице - именно ему мы обязаны появлением на портале княжеского герба с которонй , украшенный цепью престижного ордена золотого руна - князь весьма гордился тем, что заслужил этот орден.



С 1723 года Иосиф Иоганн Адам являлся членом Тайного совета, а в 1729 году открыл заседание княжеского совета Силезии как специальный уполномоченный императора. Вскоре после этого Иосиф ушёл с государственной службы, дабы всецело посвятить себя управлению фамильными владениями, благополучно урегулировав вопросы наследования.



Бедуцци создал и замковую капеллу, которая считается самой самым завершенным и самым красивым церковным помещением в Моравии. На небольшой площади он вместил все, что мог предложить на то время стиль барокко. Вместе с художником Доменико Маинарди он создал фреску-иллюзию, для алтаря он выбрал картину своего любимого художника Куидо Рени. Законченная в 1728 - 1729 капелла была не единственной. Из архивных источников видно, что Бедуцци и Маинарди обновили также главный зал и вероятно , что архитектор создал и проект салона князя Карла - мраморный кабинет.


С изменениями в декоре дворца была связана и барокизация парка, находившегося за конюшнями и манежем. Над проектом работал в том числе и парковый архитектор из Версаля Доминик Жирар.


Сын Франца Иозефа Лихтенштаина, Алоиз I, продолжил благоустроиство летней дачи семьи. Его основным интересом было лесоводство и садоводство, в его владениях было высажено много заморских деревьев - как по эстетическим соображениям, так и по экономическим. Для увеличения доходов он поддерживал горное дело в своих владениях в Моравии и построил чугунолитейный завод в Оломоуце. Алоис расширил библиотеку Лихтенштейнов, приобретая целые коллекции книг. Для разработки проекта нового дворца на венской улице Херренгассе Алоис нанял архитектора Йозефа Гардтмута. Он нанимал сезонные театральные труппы и содержал оркестр. Алоис I являлся 836-м кавалером ордена Золотого руна. Во время его правления в Лихтенштейне состоялась последняя в истории княжества смертная казнь - была обезглавлена воровка Барбара Эрни. Англофил до мозга костей, о нем я непременно еще вспомню чуть погодя. А пока - по коням. Лихтенштейны - люди не бедные, осмотр продолжается.

чехия, замки

Previous post Next post
Up