Оригинал взят у
gorbutovich в
Святой король Людовик и культура его времениЭкспонаты и отрывок из статьи каталога выставки «
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», проходящей в
Музеях Московского Кремля с 3 марта по 4 июня 2017 года.
Другие экспонаты:
Часть 1.
Часть 2
На выставке нет. Справа: коронация двенадцатилетнего Людовика IX. Большие французские хроники. 1375-1380. Пергамен. Национальная библиотека Франции, отдел рукописей / Grandes Chroniques de France. 1375-1380. Paris. Langue: français. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Français 2813.
Source 25 апреля 1214 года в местечке Пуасси близ Парижа у будущего короля Франции Людовика VIII и его супруги Бланки Кастильской родился сын, которого нарекли Людовиком. 8 ноября 1226 года умер Людовик VIII и двенадцатилетний Людовик IX вступил на престол. 29 ноября года его короновали в Реймсском соборе. Людовик IX из династии Капетингов - реформатор, миротворец, гуманист XIII века, покровитель науки и искусства, единственный канонизированный французский король. Людовик IX вошел в историю как идеал средневекового христианского государя: справедливого судии, мудрого законодателя и заботливого устроителя королевства.
Фрагмент статьи из каталога выставки:
Людовик Святой и культура его времени. Олег Воскобойников
" Rex a recte regendo, слово «правитель» происходит от «справедливого правления». Так на заре Средневековья, создавая новые смыслы из словесных созвучий, определил суть власти святой Исидор Севильский. В самой словарной форме королевского титула средневековый человек видел и его содержание: правящий «неправильно», не recte, в общем-то уже не правитель, не гех.
2.
Деревянная скульптура «Людовик Святой». Фрагмент. Париж. Около 1300 г. Тисовое дерево, следы полихромной покраски. Происходит из Сент-Шапель (?), Париж. Национальный музей Средневековья, Клюни, Париж.
Source. Скульптура полностью:
Часть 1, илл. 6 Людовик IX Капетинг (1226-1270), вошедший в историю как один из самых ярких и харизматичных королей Франции и одна из самых обаятельных личностей богатого на обаятельные личности XIII столетия, очень серьезно относился к возложенной на него Богом роли. Если бы существовал «рейтинг» средневековых государей, Людовик IX, несомненно, вошел бы в первую десятку вместе с Юстинианом, Карлом Великим, Эдуардом Исповедником, Фридрихом II, Альфонсом Мудрым и некоторыми другими.
3.
Голова Короля. Иль-де-франс. Вторая четверть XIII в. Известняк. Музей Лувра, Париж. Голова короля из Лувра - важнейший образец французской скульптуры конца XIII в. Вместе с другой, очень похожей на нее головой, хранящейся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, она предположительно происходит из скульптурной группы королей, подобной тем, что находятся в верхних галереях Шартрского, Парижского и Амьенского соборов. Таким образом, луврский памятник, несмотря на некоторые «индивидуальные» черты, например, шероховатую фактуру, имитирующую эффект сбритой бороды, является не одним из первых портретов короля, как полагали ранее, а продуктом почти серийного, но высококачественного производства. Фотография:
Gazprom.ru Неслучайно среди историков принято говорить о XIII столетии во Франции как о «веке Людовика Святого», хотя оно началось при достаточно внушительной фигуре его деда, Филиппа II Августа (1180-1223), а завершилось с его внуком, столь же крупным политиком Филиппом IV Красивым (1285-1314).
4.
Замковый камень свода (?) в виде маскарона из листьев. Иль-де-франс. Около 1280-1290. Лютетский известняк. Дл. 42, ш.41,5, толщина 18. Национальный музей Средневековья, Клюни, Париж / Clef De Voûte Au « Masque De Feuilles ». Masque-au-feuillage. L’adoption de l’art gothique a déterminé, à partir du XIIe siècle, un nouvel emplacement de décor, les clefs de voûte, situées à l’intersection des arcs d’ogive qui couvrent les édifices religieux et civils, et ornées de représentations sacrées ou profanes. Sur cet exemplaire, des feuilles de chêne fusionnent avec un masque d’homme aux narines dilatées, évocation du caractère sauvage de la forêt / Hauteur: 42 cm. Largeur: 41,5 cm. Profondeur: 18 cm. Lieu de production: Paris. Lieu de découverte: Paris. 4e quart du XIIIe siècle. N° Inventaire: Cl. 11656. Musée national du Moyen Âge - Musée de Cluny.
Source. В другом ракурсе (мне нравится больше) -
фотография, сделанная на выставке Продолжая дело династии, Людовик IX не только расширял семейный домен, но и ратовал за укрепление прерогатив монархии как таковой, монархии, которую в отечественной науке принято называть сословной, потому что сословия, действительно, вступили тогда в новый диалог с властью.
5.
Ковчег с фигурами апостолов и святых. Лимож. Вторая четверть XIII века. Медь, эмаль, бисер, дерево, выемчатая эмаль, чеканка, гравировка, позолота. В. 15,3, дл. 21,6, ш. 9,9. Происходит из сокровищницы Сен-Дени. Инв. № MR 343. Лувр / Châsse de Saint-Denis. Vers 1215-1220. 13e siècle. Limoges (origine) ю Technique/Matière: cuivre (métal), dorure, émail champlevé, verre (matière). Hauteur : 0.192 mLargeur: 0.214 m. Profondeur: 0.98 m. Paris, musée du Louvre.
via. Оборотная
сторона - в каталоге выставки почему-то фотография оборотной стороны. Реликварий
на выставке Эта монархия, впрочем, в не меньшей степени воспринималась как «священная». Исключительная связь государя с небесными силами оформлялась важнейшими ритуалами перехода - будь то помазание в Реймсском соборе или похороны.
6.
На выставке этой книги нет. Помазание в Реймсском соборе. Чин помазании и коронации короля. 1240-1270. Национальная библиотека Франции / Ordo ad coronandum regem et reginam Francorum. 1240-1270. Latin, français. Paris. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Latin 1246, fol. 17r.
Source. Лист
полностью При Людовике IX сложный реймсский обряд был заново зафиксирован в замечательной, по счастью сохранившейся до наших дней, иллюстрированной рукописи.
7.
Распятие. Витраж. Париж, около 1270-1280. Стекло, свинец, гризайль. Находился в Сент-Шапель, Париж; принят на хранение в Музей Клюни в 1859 г. Национальный музей Средневековья, Клюни, Париж.
Source. Эта небольшая сцена «Распятие» была извлечена из витража Сент-Шапель. По окончании реставрации витражей главный архитектор исторических памятников Э. Бесвильвальд передал эту композицию в Музей Клюни. Церковь, вероятно парижскую, откуда происходит этот медальон, определить не удалось. Сцена, первоначально выполненная в форме квадрифолия, по своему качеству соответствует парижским произведениям. Свинцовые контуры слегка тяжеловаты и плохо передают гибкость фигур и утонченность жестов исполненных горя Богородицы и святого Иоанна, но нисколько не искажают очертания фигуры Христа, выделяющейся на фоне белого стекла, на котором изысканно выписан край набедренной повязки.
Оба его крестовых похода, несмотря на видимые неудачи и даже трагические последствия, призваны были явить христианам, иудеям и мусульманам образ наихристианнейшего государя, rex christianissimus, способного на любые жертвы и, главное, на самопожертвование ради освобождения Гроба Господня.
8.
Реликварий в виде хрустальной призмы, поддерживаемой двумя ангелами. Франция (?), Италия (?). XIV в. (?). Серебро, медь, горный хрусталь, альмандин, бирюза, жемчуг, топаз, агат, халцедон, стекло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Памятник обнаруживает сходство с серебряным реликварием Людовика IX из базилики Сан Доменико в Болонье. Вероятнее всего, болонский реликварий был выполнен для перста Людовика Святого, переданного в 1297 г. его внуком Филиппом Красивым в доминиканский монастырь, где скорбная процессия с останками покойного монарха останавливалась на пути из Туниса во Францию. Стремление состоятельных заказчиков и мастеров подражать вещам, связанным с именем святого короля свидетельствует о широком распространении его посмертного почитания. Фотография:
Gazprom.ru Точно так же никакие финансовые и иные затруднения не могли остановить совсем еще молодого короля от выкупа в Константинополе ценнейших реликвий и создания для них феноменально дорогого монументального реликвария - Сент-Шапель.
9.
«Наполеоновский бублик», как шутят некоторые медиевисты. Реликварий Святого Тернового венца. Париж, 1806. Позолоченное серебро, хрусталь. Мастер Жан-Шарль Кайе. Собор Парижской Богоматери / Сathédrale Notre-Dame de Paris. Фотография:
Gazprom.ru. Другой ракурс
на выставке. Каталожная
фотография Жаждая спасения собственной души и душ всех своих подданных, Людовик IX смог придать и своей династии, и принадлежавшему ей французскому трону новый международный авторитет.
10.
Кольцо с печатью, известное как «Кольцо Людовика Святого». Париж. XIV век. Сапфир, золото, выемчатая эмаль. Дм. 2,3, инталия - 1,2х1. Надпись внутри кольца эмалевыми буквами переводится: Это печать короля Людовика Святого. Происходит из сокровищницы аббатства Сен-Дени. Инв. № MR 95. Лувр. Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Фотография: Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля.
Source Конечно, эти начинания общеевропейского масштаба основывались и на строгой прагматике правления - добротной монете, благоприятной экономической конъюнктуре, продуманной внешней, политике, принятии сословий в институты власти на местах, мудрой «кадровой политике».
11.
Инталия. Римская империя. Около 212-217 или несколько позже. Аметист. 4 х 2,9 х 1,3. Происходит из сокровищницы Сент-Шапель, украшала «Второй
евангелиарий Сент-Шапель». Национальная библиотека Франции, отдел отдел монет, медалей и древностей. Инв. № 58.2101. Скан из каталога. Фотография
с выставки / Инталия изображает, вероятно, императора Каракаллу, если это не его брат Гета, в юном возрасте убитый по приказу Каракаллы, что маловероятно. В византийское время инталию превратили в изображение Святого Петра: было выгравировано его имя «О ПЕТРОС» и справа от профиля добавлен маленький крест. В дальнейшем портрет оказался на верхней крышке переплета «Второго евангелиария Сент-Шапель», после 1834 года оригинал на переплете был заменен копией.
Но если бы мы могли спросить Людовика IX, как он сам понимал свою роль, наверное, он не стал бы перечислять факторы и условия, а ответил бы попросту, что хочет править по справедливости и жаждет спасения души. Как это похвальное желание государя воплотилось в культуре его времени и как само это время воплотилось в Людовике IX, нам и предстоит сейчас рассмотреть.
12.
Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия. Франция, Париж, около 1260-1270. Золото, драгоценные камни, жемчуг. BNF.
Source Одиннадцатого августа 1297 г. в папском дворце в Орвьето Бонифаций VIII провозгласил Людовика исповедником церкви. Свою проповедь он начал с рождественского антифона Rex pacificus magnificatus est, «Прославляется царь мирный». Тем самым после тридцати лет сбора свидетельств о чудесах Людовика [Понтифик в проповеди в день канонизации иронизировал, что материалов по делу Людовики IX набралось столько, что их не увезти ослу], споров, переговоров и, возможно, даже сговоров, Франция обрела, наконец, собственного коронованного святого, а правящая династия Капетингов - собственного патрона, небесного главу
линьяжа.
13.
Лепесток от реликвария в форме головы Людовика Святого. Париж. 1299-1306. Мастер Гийом Жюльен. Золото, перегородчатая эмаль. Дл. 3,2, ш. 2,8. Национальная библиотека Франции, отдел отдел монет, медалей и древностей. Инв. № MAR 408. Этот лепесток - единственная уцелевшая деталь от реликвария в форме головы Людовика Святого, хранившегося в Сент-Шапель, а также единственное изделие, которое безусловно принадлежит резцы ювелира Гийома Жюльена. Скан
из каталога. Фотография, сделанная
на выставке В общеевропейской же перспективе Людовик IX - последний канонизированный в Средние века государь, последний, кто сумел именно на троне воплотить тот героический идеал, который единственный наверняка спасал человека и его имя от забвения потомков и который в сознании современников гарантировал ему почетное место в небесных чертогах.
14.
Реликварий с изображением стигматизации святого Франциска. Лимож, третья четверть XIII в. (?). Медь, бирюзовая эмаль, дерево, горный хрусталь, стекло, выемчатая эмаль, гравировка, чеканка, золочение. Музей Лувра, Париж. Особые связи короля с доминиканцами и францисканцами объясняют присутствие реликвий основателей обоих орденов, святых Доминика и Франциска Ассизского, в сокровищнице Сент-Шапель. В описи сокровищницы на момент смерти короля (1270) упоминаются четырехлистные реликварии, подобные реликварию Франциска Ассизского. Ковчег относится к числу самых прекрасных творений лиможских эмальеров. Этот реликварий знаменит потому, что считается первым известным изображения обретения святым Франциском стигматов на горе Ла Верна в 1224 г. / Reliquaire de saint François d'Assise. Limoges. Après 1228. Cuivre doré, émail champlevé sur cuivre doré, cristaux. H. 0,20 m; l. 0,20 m. Louvre.
via. По клику - фотография реликвария на выставке
Святые короли были и раньше, но святой Франциск Ассизский († 1226) своей бескомпромиссной аскезой сделал путь к канонизации для светской знати намного сложнее, чем представлялось еще за столетие до того, когда этой чести удостоились император Генрих II († 1022), английский король Эдуард Исповедник († 1066) и венгерский король Ласло I († 1095).
15.
.
Пять фрагментов мощей на лицевой стороне реликвария и пять стигматов Франциска на оборотной. Слева: лицевая сторона - пять покрытых хрусталем ячеек для реликвий, что позволяло видеть святыни. Справа: оборотная сторона с изображением стигматизации святого Франциска. На выставке реликварий повернут стороной с Франциском, но для средневекового человека сторона с реликвиями была, безусловно, главной. Это единственный предмет на выставке, где есть реальные святые реликвии / Reliquaire de saint François d'Assise. Limoges. Après 1228. Cuivre doré, émail champlevé sur cuivre doré, cristaux. Ancienne collection Boy ; acquisition 1899, 1899. OA 4083. Louvre.
Source. Лицевая сторона реликвария (на выставке - отвернута от зрителей)
на выставке Христианская святость была и останется делом не только духовным, но и политическим. Удивительный же парадокс позднего Средневековья состоит в том, что без лоббирования со стороны королевских семейств мирянину, даже самому знатному и благочестивому, святость была недоступна, но самим правителям на нее рассчитывать тоже не приходилось вплоть до конца XV столетия.
16.
Диптих с изображением евангельских сцен. Франция. Вторая четверть XIV в. Материал: кость
Техника: резьба. Размеры: выс. 20,3 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-43. Государственный Эрмитаж. Фотография:
Gazprom.ru. Описание:
Hermitagemuseum.org. Фотография
Эрмитажа Даже соглашаясь на канонизацию королев, церковь не воспринимала их в одном ряду с королями, в их лице она прославляла не «политиков», а своих верных знатных дочерей, способных на великие дела милосердия или великую аскезу. Таким образом, случай Людовика IX остался во многих отношениях уникальным.
17.
Диптих с изображением евангельских сцен. Франция. Вторая половина XIII в. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. 32,5 х 21,5 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-45. Государственный Эрмитаж.
Source Отсвет официальной святости лег на память о короле Людовике на века. За два столетия было зафиксировано около пятидесяти проповедей в его честь, которые лишь отчасти позволяют представить себе масштаб литургической и другой литературной работы, настоящего «производства» памяти.
18.
Деталь. Диптих с изображением евангельских сцен. Франция. Вторая половина XIII в. Эрмитаж (илл. 14)
Представим себе, что тысячи людей столетиями слышалив церкви, как во время мессы 25 августа буквально воспеваются добродетели и образцовые деяния монарха. Уже его внук Филипп IV Красивый, добившийся канонизации деда, сделал все возможное для слияния его культа с культом собственной централизованной монархии, «империи короля», вера в силу которой должна была войти в «коллективную ментальность».
19.
Триптих с изображением сцен из жизни Христа и Мадонны. Франция (?). Первая треть XIV в. и XIX в. Материал: Слоновая кость, дерево, медь. Техника: позолота, раскраска. 46,7 x 38,3 см. Поступила в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-41. Государственный Эрмитаж.
Source Подобное слияние агиографии с государственной риторикой и политической мыслью продолжили и «Большие французские хроники», и эрудитская историография, с первых достойных опытов конца XVII в. до многочисленных научно-популярных биографий и учебников XX в. [Это, конечно, не относится к биографии Жака Ле Гоффа «Людовик IX Святой» (Ле Гофф 2001), как раз претендующей на критическое рассмотрение бытующих мифов.], и историческая живопись предшествующего столетия.
20.
Фрагмент Триптиха с изображением сцен из жизни Христа и Мадонны из Эрмитажа (илл. 16). Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Фотография: Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля.
Source Это неудивительно, ведь речь шла не просто о святом короле, последнем крестоносце, если не «мученике» (папство отказало ему в этом статусе, которого он сам жаждал), то уж точно «страстотерпце», благоустроителе и благоукрасителе церквей и монастырей, чудотворце, как положено было французским королям-помазанникам, исцелявшим больных золотухой [Церковь относилась к «королевскому чуду» с недоверием, но современники Людовика IX говорили о нем как о чем-то само собой разумеющемся (Блок 1998. С. 98-99).].
21.
Диптих с изображением Мадонны с Младенцем между двумя ангелами и сцены распятия. Франция. Первая треть XIV в. Материал: Слоновая кость, металл, следы красной, черной и зеленой краски. 9,3 x 10 см. Поступил в 1926 г. Передан из музея Штиглица. Инвентарный номер: Ф-3208. Государственный Эрмитаж.
Source Людовик IX был также прагматичным собирателем французских земель, обладавшим не только политическим, но и экономическим чутьем, даже если об «экономике» как роде знаний он не слыхал, потому что такого слова во Франции еще не существовало.
22.
Одна из створок. На выставке обе створки / Диптих с изображением страстей. Франция. Первая треть XIV в. Материал: слоновая кость. 24,3 x 22,6 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-40. Государственный Эрмитаж.
Source Допуская некоторое обобщение, скажем, что этот последний святой король Средневековья - такой же основатель суверенного государства, État moderne, со всеми его сугубо земными интересами, как его старший современник, дважды отлученный император Фридрих II Штауфен (1220-1250), отправленный Данте в ад за эпикурейство. Святой король участвовал в утверждении мирского порядка в жизни общества. И как бывает со всеми великими реформаторами и прагматиками на троне, в его действиях можно видеть как строгий расчет, так и аффект, экзальтированную веру, ни с какими расчетами не считавшуюся.
23.
Пластинка с изображением сцены положения во гроб. Франция. Вторая четверть XIV в. Материал: слоновая кость. Техника: золочение (следы). 7,4 х 9,7 см. Поступила в 1920 г. Происходит из собрания Боткина. Инвентарный номер: Ф-1960. Государственный Эрмитаж.
Source Если попытаться охватить одним взглядом долгое правление Людовика IX, наверное, главное - это неразрывная связь глубочайшей, очень искренней личной веры государя и всех его поступков как крупного государственного деятеля своего времени.
24.
Статуэтка Мадонны с Младенцем. Франция. Конец XIII - начало XIV в. Слоновая кость, дерево, следы зеленой и красной краски и позолоты. Высота 34 см. Инвентарный номер: Ф-1505. Государственный Эрмитаж.
Source Когда приближенные говорили ему, что неплохо бы в интересах Франции воспользоваться дрязгами у ближайших соседей и дать им ослабить друг друга, он с детской (для политика) наивностью отвечал, что Бог покарает за такое отношение не только его, но и королевство. В этом была своя логика: уже в тридцать лет, даже до крестового похода, он стал одним из признанных арбитров в конфликтах своего времени.
25.
Навершие епископского посоха. Франция, Лимож. Между 1220 и 1230 гг. Материал: медь, эмаль, стекло. Техника: выемчатая эмаль, золочение. 29,2 х 11,5 см. Поступил в 1885 г. Происходит из собрания А.П. Базилевского. Инвентарный номер: Ф-199. Государственный Эрмитаж.
Source При этом, когда в 1240-х гг. папа Иннокентий IV и Фридрих II, непримиримые враги, пытались склонить его каждый на свою сторону, французский король сумел сохранить формальный нейтралитет и остаться одновременно верным сыном Римской церкви и независимым от нее светским государем, которому солидарности христианских королей не велит вмешиваться в дела правления такого же суверенного монарха, как он сам.
Это уважение к соседям не мешало ему продолжать великое дело своего деда филиппа II Августа по объединению Франции под властью короля. "
26.
Пластинка с изображением распятого Христа. Франция, Лимож. Первая половина XIII в. Материал: медь, эмаль. Техника: выемчатая эмаль, золочение. 17,9х9,6 см. Поступил в 1924 г. Передан из дома-музея Шуваловой. Инвентарный номер: Ф-2285. Государственный Эрмитаж.
Source " Вполне возможно, что французский ко¬роль, как и другие средневековые государи, выполнял или воплощал три основные функции, которые видный антрополог Жорж Дюмезиль находил во властных структурах всех индоевропейских народов: функцию правосудия и мира, функцию защиты и функцию обеспечения материального благосостояния. Правда, столь же резонно замечено, что как раз последнюю в случае с Людовиком сложнее всего уловить.
27.
Пластинка от реликвария с изображением сцены Распятия и четырех апостолов. Франция, Лимож. Между 1180 и 1190 гг. Материал: медь, эмаль. Техника: литье, гравировка, выемчатая эмаль, золочение. 28,2 х 14 см. Поступил в 1924 г. Передан из собрания музея училища А.Л.Штиглица. Инвентарный номер: Ф-2956. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж.
Source Дело не в том, что он, в отличие от современных политиков, не был ни юристом, ни тем более «экономистом», а в том, что он мыслил не «экономически», что в делах управления акценты расставлялись иначе. И здесь мы вплотную подходим к вере Людовика IX. "
Статья: Олег Воскобойников. Людовик Святой и культура его времени. // «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Составители каталога О.В. Дмитриева, Т.В. Атамуратова; авторы статей Э. Анейм, Г. Брюнель, О.С. Воскобойников, Ж. Дюран, П.-И. Ле Погам, Ф. Перро. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"», 2017. - С. 26-31 (вся статья: стр. 26-49).
Примечания опущены, за исключением тех, что [приведены в квадратных скобках], но и они сокращены.
Описание экспонатов русскоязычное:
Каталог выставки «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», буклет выставки, сайт выставки, сайт Эрмитажа. [Описание Эрмитажа в части материала и техники немного отличается от каталога выставки. В целях экономии времени оставлено как у Эрмитажа].
О выставке:
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль": Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»Тематический сайт выставки «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»: saintlouis.kreml.ruМослента: Явление святого Людовика. Беседа с главным куратором выставки Ольгой Дмитриевой. Автор
Александр Сидоров. 15.02.2017
ArtAndHouses: В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Автор
Евгения Гершкович, 09.02.2017
Посольство Франции в Москве: Выставка «Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель» в Музеях Московского Кремля, 20.05.2016
Посольство Франции в Москве: Открылась выставка «Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель», 10.03.2017
«Газпром» и ENGIE выступили генеральными партнерами выставки «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» в Москве, 2.03.2017
По теме:
Статья на
Arzamas.academy про реликвии:
Краткая история реликвий. Автор Светлана Яцык. Arzamas, 04.04.2017:
В Выставочном зале Патриаршего дворца в Московском Кремле проходит выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Король Франции жил в XIII веке и среди прочего известен тем, что собирал реликвии, связанные с последними днями жизни Иисуса Христа
Что такое реликвии и откуда они взялись
Ясли Христовы
Молочные зубы Христа
Плат Вероники
Копье Лонгина
Животворящий Крест
Гвозди из Креста
Терновый венец
Источники
статьи Arzamas:
Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство. Очерк христианской культуры Запада. М., 2015.
Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М., 2001.
Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков. М., 2014.
Реликвии. Словарь средневековой культуры. М., 2003.
Bozóky E. La politique des reliques de Constantin à Saint Louis: protection collective et légitimation du pouvoir. Paris, 2007.
Geary P. Furta Sacra. Thefts of Relics in the Central Middle Ages. Princeton, 1990.
Ранее:
Святой король Людовик и реликвии Сент-Шапель. Часть 1 Святой король Людовик. Часть 2: жизнь и деяния