Спрут. Серия 8 часть первая. В долине греческих храмов.

Apr 22, 2017 23:13

Оригинал взят у olgina67 в Спрут. Серия 8 часть первая. В долине греческих храмов.


Местный уроженец философ Эмпедокл писал: «Могущество и блеск этого города таковы, что жители его строят храмы, как будто им суждено жить вечно, а едят и пьют так, как будто им суждено умереть на следующий день». Поэт Пиндар называл Акрагант «прекраснейшим городом среди смертных».Краткое содержание предыдущих серий: Комиссарио прибывает на землю обетованную и борется с природной катаклизьмой. Победив, отправляется разбивать временный лагеръ. Откуда отправляется на поиски сокровищ. Когда кафедральные соборы начинают двоиться в глазах, - сворачивать налево. Дорога приводит его к морю. Море требует сиесты. Пауза. И с новыми силами - на покорение очередного греческого храма. Kомиссарио завершил инспекторскую проверку и вернулся в Рагузу. Откуда утречком, стартуя к новым берегам, заехал по дороге в Кальтаджирону, где долго и упорно улучшал физическую подготовку, поднимаясъ по нескончаемым лестницам. Добравшисъ до пупа земли Сицилии - Энны, угнездился на новом насесте и пошел производить разведку боем, был тяжело ранен в самое сердце красотами и чудесами, но продолжал идти вперед. За что и был вознагражден открывшимися алмазами в пещерах Али бабы. Алмазов в каменных пещера, конечно, не счесть, но не алмазами едиными. Дорога приготовила герою полное и действенное погружение в древнеримское бытие вместе с сознанием,из которых, следуя истории древнего мира за пятый Б класс с точностью до наоборот он снова немедленно попал в не менее древнюю грецию.


Дорога довела комиссарио ранним погожим утром до города на побережье, называемого Агридженто. Опять же мыслей и целей не было, имелось лишь назание города, который необходимо оптичитъ. И, как это часто случается, кривая вывезла их с осликом к подножию высокой скалы, на которой виднелись величественные колонны.
Агридже́нто (итал. Agrigento, сиц. Girgenti, Giurgenti, Agrigentu) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноимённой провинции. Древние названия города: Акра́гас (греч. Ακράγας) или Агриге́нтум (лат. Agrigentum). Акрагас был основан как колония родосцами из Гелы в 581 или 582 до н. э. Через 14 лет после его основания Акрагасом овладел Фаларис, который 16 лет правил им как жестокий тиран. Благодаря естественным богатствам местности и торговле, особенно развившейся в правление доброго Ферона (488-472), прославленного Пиндаром, Акрагас сделался одним из значительнейших городов древнего мира, и его население доходило до двадцати, а по некоторым источникам - до восьмидесяти тысяч человек.
Фаларис (др.-греч. Φάλαρις) - тиран Акраганта во второй половине VI века до н. э (ок. 570-554 до н. э.), сын Леодама. Фаларис прославился своей неимоверной жестокостью. О нём рассказывали, что он в медном быке медленно жарил ненавистных ему людей, ел младенцев, а пленных леонтинцев велел бросить в жерло Этны и т. п. Фаларис первым делом испытал агрегат (медного быка) на его создателе - алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке. Свергнут в ходе заговора Телемаха. Под его именем дошли до нас 147 писем, бывших предметом спора между английскими филологами Бойлом (Boyle) u Ричардом Бентли. Последний в «Dissertation upon the letters of Phalaris» (1699) неопровержимо доказал, что письма поддельны.


как без помощи навигатора, которые ушел в глухую несознанку от таких кривых, найти вьезд на стоянку и билетную касу - до сих пор не понимаю. Но случилосъ очередное мелкое чудо и вот я уже прошла турникет. Если бы кто-то заранее предупредил, что предстоит пеший марш в пару километров, я бы запасласъ пирожками и села на бусик.  Вся информация для случайно забредших в такую далъ посетителей- вот тут, на официальном саите. О том, что за удовольствие ходить пешком я заплатила червонец, я успела уже забыть, теперь слегка возмущает. потому, как и за стоянку пришлосъ выложить что-то около 4 €.


"Конечно, никто не приезжает сюда ради современного унылого и ничем не замечательного Джирдженти. Но в нескольких километрах в сторону недалекого отсюда моря находятся развалины большого античного города, называвшегося Акрагасом или Агригентом. В V веке до Р. X. Агригент насчитывал несколько сот тысяч жителей и был вторым городом Сицилии после Сиракуз. Он славился богатством, любовью к роскоши и изнеженностью своих обитателей, успешно менявших сицилийскую пшеницу, оливковое масло и вино на африканское золото и слоновую кость. Берега Африки недалеки от Джирдженти.


С площадки на конце нынешнего города виден серебряный блеск моря, уходящего только на день пути к Тунису, занимающему место прежнего Карфагена. Античный город стоял еще ближе к морскому берегу. Он был расположен по склонам горы, на которой стоит Джирдженти, и широко раскинут по всхолмленной равнине, которая тянется внизу, покрытая теперь оливковыми садами и виноградниками. Ограду древнего Агригента можно проследить почти на всем ее протяжении. По всей ограде стоял ряд храмов - защита города была вверена богам. Такая мысль, по-видимому, руководила местным "тираном" Фероном, современником и другом Гелона Сиракузского, когда он начал постройку этой единственной в своем роде ограды.


Некоторые из храмов Агригента сохранились достаточно хорошо, чтобы привлекать сюда путешественников. Тому, кто видел Пестум, они не прибавят, быть может, многого к величавому образу греческого храма, навсегда остающемуся в душе после дня, проведенного на пустынных берегах того залива. Но побывать здесь ранней весной, когда только-только зацветает миндаль, когда сильно пахнет молодой травой и всюду пестреют полевые цветы юга, - настоящее счастье. Узкая каменистая дорожка спускается из города к храмам среди оливковых садов и отдельно растущих миндальных деревьев, усыпанных розовато-белыми цветами. Храмы также окружены садами.


От храма Геры, стоящего на высоком холме, в том месте, где городская ограда делала поворот, открывается все поле развалин: гигантские обломки стен Агригента вперемежку с распаханной землей, виноградниками, оливковыми рощами, лугами, на которых бродят стада коз, перепрыгивая через камни древнего города. Там, среди миндалей и оливок, виден стройный, отлично сохранившийся храм Конкордии. Пропорции его колонн говорят о более зрелой эпохе дорической архитектуры, чем эпоха пестумских храмов. Но здешний камень далеко не так красив, как золотистый туф Пестума; цвет храма Конкордии - это все тот же коричневатый, шоколадный цвет зданий нынешнего Джирдженти.


Неподалеку от Конкордии находятся развалины колоссального храма Зевса Олимпийского, известного некогда во всем греческом мире. О размерах его можно судить по тому, что человек свободно умещается в каждой каннелюре его колонн. Ряд исполинских атлантов поддерживал его крышу. Одна из этих великолепных кариатид, сложенная из кусков лежит подле развалин храма. Постройка его была начата тотчас же после великой победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере, одержанной в тот самый день, когда старая Греция победила персов при Саламине. Эти камни были сложены руками пленных карфагенян. Но замысел оказался слишком грандиозным, на выполнение его не хватило целого столетия. Храм Зевса так и остался неоконченным, когда в 406 году Агригент был взят и разграблен карфагенянами. С тех пор этот город навсегда потерял свое значение.


Среди развалин Агригентского храма приличествует задуматься над судьбой самых гордых человеческих замыслов. История всюду являет поучительнейшие примеры, но человечество нисколько не становится от этого мудрее и спокойнее. Что может быть назидательнее полного исчезновения кипевшей здесь некогда жизни, и какой жизни - жизни, создавшей легендарный образ философа, поэта и испытателя природы Эмпедокла, бросившегося в жерло Этны, чтобы погибнуть или превратиться в бога! Никогда нельзя подумать без печали о том, что греческий мир умер. Но вот в такие весенние дни, когда развалины его окружены молодой травой и цветущими деревьями, есть утешение в мысли, что кончина его была мирным делом, как всякое дело природы. Он сумел умереть прекрасно... " Павел Муратов"Образы Италии" 


Расположившаяся в нескольких километрах от городского центра зона археологических раскопок площадью в 1300 гектар не имеет аналогов среди культовых греческих сооружений даже в самой Греции. На сегодняшний день комплекс Долина храмов в Агридженто насчитывает 10 величественных храмов-образцов дорического стиля за пределами Эллады. В 1997 году все уцелевшие сооружения стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, археологи ещё продолжают вести раскопки на территории этого музея под открытым небом, и, вполне возможно, что лет через 15-20 список ЮНЕСКО пополнится новыми памятниками. <........>


Обнаружена Долина храмов была в начале XIXвека стараниями Доменико Антонио Лофазо Пьетрасанта . Большинство культовых зданий датируются VI-Vвеками до н. э. Восемь из них описаны в путеводителях, некоторые сохранились неплохо, от иных остался лишь фундамент.


Иные древнегреческие храмы не имеют себе равных по сохранности, во всяком случае за пределами самой Греции. Совершенно разрушен колоссальный храм Зевса Олимпийского, начатый тираном Героном в ознаменование своей победы над финикийцами в битве при Гимере (480 г. до н. э.), но так никогда и не достроенный. Более крупных дорических храмов (111 м в длину, 56 м в ширину) антиковедам на сегодняшний момент неизвестно. <.........>


Первым на пути попадается храм Геры. Храм Геры стоит на самом высоком месте. От древнегреческого храма остались могучие колонны по периметру. Храм Геры или Юноны, построенный в 450 году до н. э. Прямоугольник в основании храма немногим меньше, чем у Конкордии, из сооружённых древними греками 34 колонн сохранились 25. Здание сильно пострадало во время пожара 406 года до н. э., но во времена Римской империи было восстановлено. Некоторые уцелевшие фрагменты свидетельствуют о том, что в VI веке здесь тоже была христианская церковь, уберёгшая языческий храм от разрушения. Предание гласит, что именно в этом культовом сооружении хранилась знаменитое изображение Юноны, написанное греком Зевкисом. <.......> Строго говоря, не доказано, что храм был посвящен именно Гере-Юноне, есть мнение, что он может быть и храмом Посейдона, но "и то, и другое недоказуемо".


Ниже храма Геры - остатки толстых стен с глубокими нишами, это раннехристианское кладбище - Arcosoli Bizantini.


по всей длинедороги от храма Геры до храма Конкордии слева - эти норы-пещеры, в которых располагалисъ множественные захоронения. Если вообще прилично говорить об удачном месте захоронения, то здесъ - оно просто чудесное - внизу плещется море, наверху - ярчайшее голубое небо, рядом растут тысячелетние оливковые деревья, тишина лишь изредка нарушается криками птиц, даже гомон туристов не слышен в этой громкой тишине на вершине холма.


Да простится мне, что скучную матчастъ я опущу и оставлю ее там, где она хорошо лежит для особо интересующихся древнегреческими храмами. Или хорошо описана-оптичена.


При всем том, что редкая птица долетит до середины днепра, надписи на русском языке имеются - на чем было, на том и написали. заметила я эту класическую надписъ уже дома, разбирая фотографии.


Плантация цветущих кактусов расположиласъ по правую сторону от дороги примерно на полпути от геры к Конкордии. Естественно я возле них застряла.


Чем привлекли и как нашли путъ к сердцу - не скажу, но привлекли и нашли. Такие яркие, такие нежные лепестки на таком суровом поле - это ли не прекрасно?


По левой стороне дороги за остатками дохристианских склепов поблескивало море. Массивная городкая стена также использовалась для захоронений.


Раннехристианская архитектура, то есть архитектура первых веков Христианства, является водоразделом между двумя противостоящими периодами: миланский эдикт императора Константина 313 , который позволил культовую свободу для христиан и послужил, таким образом, началом возможного устроиства публичных зданий для христианской литургии.


До этого времени христианский культ считался незаконной религией в римской империи и, таким образом, собрания верующих случались как правило в частных домах, названных Domus ecclesiae. Единственная христианская архитектура, предшествующая IV веку (кроме редких раскопок, которые дали миру domus ecclesiae) - катакомбы.


Случилосъ так, что мне пришлосъ столкнуться и с древними римлянами, и с древними греками еще раз, гуляя по окрестностям заморскую гостью. Так что к раннехристианской архитектуре придется вернуться.


Первым обнаружил этот исторический памятник, а также начал расчищать и осуществлять первые раскопки храмового комплекса итальянский археолог Доменико Антонио Лофазо Пьетрасанта (1783 - 1863). Это произошло в начале 19 века. В 1809 году ему перешёл по наследству титул герцога Серрадифалько, и получилось так, что храмовый комплекс оказался на территории его владений. Правда, уже через три года ему пришлось расстаться со своими владетельными правами в связи с отменой феодализма на Сицилии. Однако этого времени хватило энтузиасту-археологу для того, чтобы представить свои находки общественности. Само название «Долина храмов» сбивает с толку путешественников: дело в том, что никакой долины здесь нет, храмовый комплекс расположен на крутом возвышении.


В величественном храме Геры Лакинии брачующиеся пары приносили в дар богине Хере Пронубебарана после того, как тщательно промывали его в священных водах реки Акрагас. Баран после того, как он был очищен от желчи, олицетворения гнева, и других внутренностей, считался олицетворением нежности, которая отныне будет царить между вступающими в брак. Плутарх рассказывает, что жертвенное животное перед алтарем богини подвергали проверке - окатывали холодной водой - если баран начинал дрижать, церемонию откладывали.


Jacob Philipp Hackert 1778. Музей искусств в Дюссельдорфе. Художнику, нарисовавшую эту акварель, принадлежит выражение, что из всех классических мест для него лишъ Долина Храмов дала всепроникающую атмосферу гармонии.


Следующий храм - Конкордии, богини согласия и супружества (греческий аналог - Гармония),который также известен под названием храм Согласия, самый сохранившийся храм в Долине, построен примерно в 430 г. до н.э. Как и храм Геры, этот сохранился благодаря христианству - в VI в. епископ Григорий (будущий Папа Римский Григорий I) приспособил языческий храм под христианскую церковь, посвященную Петру и Павлу.


Прямоугольное основание храма 39,44 м Х 16,91 м по периметру окружено колоннами. Несмотря на то что в 1748 году христианская церковь была разобрана, сквозь проломы в крыше можно увидеть остатки арок.


Старейшие храмы города Акрагас возникли в 6-ом веке до Р. Х. на акрополе, который простирался на холме Girgenti и скале Афины. В 5-ом веке до Р. Х. был сооружен на южном холме вдоль городской стены ряд храмов, которые образовывали при рассмотрении с моря внушительный силуэт города. Иначе чем, к примеру, храмы на акрополе Афин, которые построены из мрамора, для храмов Агригента использовался как стройматериал известняк, который добывался в близлежащей долине реки Акрагас. Известняк покрывался к окончанию строительных работ слоем штукатурки, чтобы дать ему мраморный вид. Несколько элементов структуры храмов были оформлены в цвете.


Иначе чем в храмах греческой метрополии храмы Акрагаса, как в большинстве других городов Magna Graecia, в проектах делают акцент на фасад. Лицевой фасад, в большинстве случаев восточная сторона, снабжен широкой наружной лестницей, и перед нею стоит большой алтарь, который сохранился еще особенно внушительно в храме Геры. Вокруг этого алтаря происходили совместные церемонии, и на нем преподносились жертвы богам. В основном храмы классической эпохи в Акрагасе имеют, как это было принято также в греческой метрополии, портик с 6 колоннами на узкой и 13 колоннах на длинной стороне, в то время как в остальном в Сицилии были приняты скорее более вытянутые строительные формы с 6 × 14 или даже 6 × 15 колоннами.


Названия храмов относятся большей частью ко времени гуманизма эпохи Возрождения. Их отношение к греческим или римским богам доказывается частично исторически (например, храме Геракла и Olympieion), частично это реконструированы на основе найденных там даров (например, храм Деметры и храм хтонических божеств), частично отношение сомнительно (например, храм Геры) и частично абсолютно взято с потолка (например, диоскуры и храм Конкордии). Поэтому итальянский археолог Пирро Маркони ввел при раскопках в двадцатые годы 20-ого столетия наименования с буквой, как они используются также в Селинунте. Но они не смогли победить в Агригенте традиционные наименования. <.......>


Перед Конкордией лежит бронзовая скульптура - разбившийся Икар. Имя Дедала, отца Икара, в Сицилии на слуху. Когда Дедал задумал побег с Крита, то смастерил крылья, и они с сыном улетели из неволи. Икар, как всем известно, разбился. А Дедал, живой и невредимый, приземлился в Сицилии, где нашел приют и применение своим талантам. <...........>
Икар - Работа скулптора Игоря Миторая. Игорь Миторай, также Игор Миторай (польск. Igor Mitoraj; 26 мая 1944, Эдеран - 6 октября 2014) - польский скульптор, с 1968 года жил за рубежом (Франция, Италия) <........>


Не доходя до храма Геркулеса, с правой стороны чуть ниже уровня дороги  некрополь и катакомбы, т.н. Grotte Fragapane. Использовалась эта территория до VI в. н .э. В нишах, вырубленных прямо в скальной породе, жили целыми семьями, до самого норманнского завоевания Сицилии. Использовали эти пещеры и для собраний первых христиан, и тут же - кладбище, около 160 погребальных ниш.


В свое время в этой долине проживал археолог А. Хардкастл на вилле Ауреа. Именно он руководил раскопками в долине в начале 20-го века.  <.........> Вилла Ауреа, если погуглитъ, имеется в Риме, на острове Крк, в моем родном Форарльберге их аж две. Аурум - золото. Золотая вилла. Красивая? Дорогая? Во всяком случае важная.


Все эти грандиозные сооружения пытался восстановить английский капитан Харкастл, который, попав в Долину храмов в 1921 году, был так ею потрясен и очарован, что остаток своей жизни все свои силы и средства вложил в восстановление храмов. Дом Александра Харкастла (вилла Ауреа) стоит между храмами Конкордии и Геракла.


Среди развалин растут пинии, кипарисы, оливы. Много миндальных деревьев.


Мощь и силу Геркулеса, которого очень любили сицилийцы, олицетворяет Храм Геркулеса, возведённый в 510 году до н. э. Святилище с 38 колоннами имело, действительно, внушительные размеры: длину 73,99 м и ширину 27,79 м. Но от всего былого величия до наших дней сохранились лишь 8 громадных колонн. <........>


Там имеется продолжение, а также музеи и прочие развалины. Но мне уже было вполне достаточно. И я с удовольствием добежала до белого бусика - маршрутки и за 3€ доехала до точки входа.


Погода начинала налаживатъся. Я даже рискнула снять пуховичок.

image Click to view


Но даже если я, добираясъ по кочкам, до ослика, чертыхаласъ не хуже пьяного матроса, я рада, что коллеги меня сюда откровенно послали, а я их послушалась.

image You can watch this video on www.livejournal.com



сицилия, Архитектура, путешествия

Previous post Next post
Up