Оригинал взят у
olgina67 в
Мне чудится таинственный обет Дождливой и противной осенью, когда носа не высунуть на улицу, да и не хочется, вспоминаются гораздо приятные вещи. Глядя на верхнюю фотографию, например.
Как ни странно, связана она не с Израилем, а с Веной. Но все по порядку.
Рассказ о моей последней прогулке я закончила как раз возле венской Ратуши, ажурного неоготического здания в центре Вены.
Венская ратуша (нем. Wiener Rathaus) расположена на площади Фридриха Шмидта (нем. Friedrich-Schmidt-Platz) в 1-ом округе (Внутренний Город). Здание было построено в 1872-1883 гг. по проекту архитектора Фридриха Шмидта. Здесь находятся служебные помещения бургомистра города и муниципалитета. В ратуше проходят также заседания ландтага.
Каменное кружево приковывает взгляд. Или это я просто неравнодушна к неоготике?
Построенная по образцу Брюссельского муниципалитета, Венская Ратуша (Wiener Rathaus) предстает на Ринге как одно из самых монументальных сооружений.
Здание построено из кирпичей отделанных природным камнем, лишь отдельные элементы, как шпили башни, сделаны целиком из камня. В основном использовался известняк с гор Ляита (жесткие, плотные известняки из Воллерсдорфа, Хундшаима около Дойч-Альтенбурга, императорской каменоломни, Маннерсдорфа и Ослипа) и пористые известковые песчаники из Санкт Маргаретена, Браитенбрунна, Цогельсдорфа. Тем не менее, камень доставлялся из самых различных частей монархии и из-за границы так как требуемое для строительства количество камня (а одновременно строилось еще и множество домов на Рингштрассе) не могло бытъ покрыто из близко расположенных около Вены каменоломен. Для колонн, карнизов и капителеи использовался карстовый известняк. Юрский известняк для оконных колонн для актового зала импортировалась из Триента, а для фигур баллюстрад Савониеров - из Нанси. Разнообразие бесконечно: унтерсбергский мрамор для малых колонн, скамеек во фронтовых аркадах и ступенеи наружной лестницы - истрский известняк из Черниграда, крыша была покрыт „английским сланцем“, после войны он был обновлен.
Вместе с Бургтеатром, парламентом и университетом монуменальное здание ратуши образует один из самых красивейших градо-строительных ансамблей на Венской Рингштрассе.
Фридрих фон Шмидт спроектировал здание, которое уже издалека, как он выражался, «должно было соответствовать завещанному нам предками характеру той эпохи, которая совпала с расцветом немецкой буржуазии».
Кроме того, выдержанная преимущественно в готических формах Венская ратуша наглядно демонстрирует власть и влияние городской буржуазии. Очевидно, что доминирующим элементом выступает высокая башня ратуши, за которой следуют мощные и богато украшенные ажурной резьбой арки, которые расположены по всей ширине центрального рисалита на высоте двух этажей. <
.....>
При торжественном открытии новой ратуши архитектор Фридрих Шмидт стоял высоко на стропилах. Перед ним стояло 3 бокала. По старому обычаю он выпил один за другим и поднимал соответственно тост за императора, за отечество и в конце концов за народ Вены. После этого он бросал каждый бокал вниз, чтобы он разбился бы с высоким звоном на ратушной площади. Когда он бросил третий бокал - оркестр играл как раз вальс на берегах Дуная- под тост за жителей Вены, он не разбился, а был найден неповрежденным на песчаной куче в охваченном аркадами дворе. Стакан поместили в музей и объяснили "стеклянное чудо" следующим образом: Императоры и отечество погибали на войне, но Венский народ остался и навсегда останется...
Это сильно напомнило мне историю церкви святого Петра в Риге - там тоже сохранился бокал, брошенный со шпиля вниз.
В 1868г был объявлен конкурс на лучший проект ратуши, в нем приняло участие 64 известных архитектора из разных стран. Конкурс выиграл австриец, житель Вены, Фридрих фон Шмидт.
14.06.1873 в присутствии императора в фундамент ратуши был заложен первый камень. Строительство продолжалось 10 лет.
Над террасой ратуши возвышается центральная 98-метровая башня, а по обе стороны от нее четыре 61-метровые башни. На высоком шпиле, венчающем здание расположена платформа, с которой открывается прекрасный вид на город. Но для того, чтобы попасть на платформу нужно преодолеть 256 ступеней. Вершину башни украшает знаменитая фигура хранителя ратуши, ставшая символом Вены - фигура рыцаря в полном вооружении, её высота 3,4м (скульптор Александр Нер). В народе он ласково зовется "Rathausmann" - произведение Александра Hepa (1882). До середины XIX века на этом месте был просторный плац для военных учений и парадов, но мэр Фельдер добился у императора разрешения построить здесь Ратушу. Многочисленные венские пригороды к середине 19 века вошли в состав города, что привело к значительному увеличению площади и населения города. Старое здание ратуши стало тесноватым в результате чего был объявлен конкурс на строительство новой. Таким образом, вся эта зона, включая также Парламент и новый Университет, превратилась в “административный центр”.
Для нового здания через некоторые споры и преределы нашли таки местечко и как у многих зданий построенных в это время на проложенной вместо городской стены улице Рингштрассе, был выбран эклектический стиль. Фасад здания предстает перед взглядом в великолепном неоготическом стиле. Нельзя не заметить такой особенности, как 105 метровая башня в стиле фламандской готики.
Если приглядеться, то можно заметить, что каждый этаж здания имеет свою высоту. Это сделано специально, чтобы можно было сразу отличить рабочие помещения от парадных. На первом этаже расположен монументальный праздничный зал, в который можно попасть по парадной лестнице. Кроме того комнаты для приёмов и балов "выступают" вперед и притягивают к себе все внимание.
Ратуша богато украшена скульптурами, на других зданиях на Ринге такого обилия скульптур нет.
Около ратуши разбит прекрасный парк. Парк планировал садовый эксперт Рудольф Зибёк. Парк, этот оазис среди камней, был разбит в английском стиле. Посадка зеленых насаждений была начата в 1872г., а в 1873г состоялась торжественная церемония открытия. В парке установлены многочисленные памятники. <
....><
......>
На территории венской ратуши уместились 7 дворов, из которых самым популярным считается аркадный двор, принимающий у себя Венский музыкальный фестиваль в летний период. Из внутренних убранств стоит отметить 2 огромные парадные лестницы, ведущие к торжественному бальному залу.
Кстати, ратуша окружена парком, в котором стоят памятники культовым личностям страны, поэтому прогулки по ароматным аллеям позволят не только насладиться красотами природы, но и познакомиться с известными деятелями искусства, артистами и политиками австрийской земли.
Часто перед самой ратушью (если что - я сохранила орфографию авторов) устраивают различные праздники, ярмарки, торжественные события и фестивали, а зимой здесь появляется ледовый каток. <
...>
Архитектура ратуши уникальна тем, что этажи здания имеют разную высоту. У такой примечательной особенности есть очень рациональное объяснение: различие этажей по высоте помогает сразу определить их назначение - являются они рабочими или парадными. Так, парадным является первый этаж, который занимает просторный праздничный зал. Попасть сюда можно по великолепной парадной лестнице. Еще одно заметное отличие ратуши от других построек - это обилие скульптур, украшающих здание.
В течение почти десяти лет ратуша меня не интересовала совершенно, я ее в упор не видела и не замечала.Вот уж действительно - каждому овощу свое время.
А вот здание, шпили которого видны от ратуши, - как раз наоборот, интересовало.
Обетная церковь (Votivkirche), имитация французских готических кафедральных соборов XIII в., воздвигнута в 1855-79 гг. по инициативе Максимилиана (брата Франца-Иосифа I) в благодарность Провидению за то, что император остался в живых после покушения на него анархиста Либени 18 февраля 1853 г.
В освященной в 1879 г. церкви находится ренессансное надгробие графа Никласа Зальма (1530-1533 гг.), а также резной алтарь из Антверпена (XV в.), стоящий в боковой капелле.
Расходы на постройку были покрыты подпиской 1856 г., в которой приняли участие около 300.000 венцев. Своей структурой “пламенеющей” готики церковь обязана архитектору
Генриху фон Ферстель, едва достигшему двадцати семи лет, но уже бывшему к тому времени автором Университета. Две 99-метровые башни, завершенные шпилями, фланкируют фасад, украшенный окном-розой.
Высота церкви составляет 99 метров, и тем самым она занимает среди венских церквей второе место по высоте. Строительство храма продолжалось 23 года. Церковь была освящена 24 апреля 1879 года в день серебряной свадьбы императора.
Белое кружево четырех башен - ратуши и церкви - словно переплетается, образуя единый узор. Ну неравнодушна я к церквям, что поделаешъ. Ну и Габсбурги опять же - куда от них убежатъ.
Император Франц Йозеф I гуляет в холодный зимний день в 1853 году на бастионе углубленный в беседу с графом Максом О'Доннелем. Возле Каринтских ворот на него набрасывается некий Иоганн Либении вооруженный ножом. Император успел увернуться ипокушение не достигло цели. Храбрый Йозеф Эттенрайх не только наблюдает инцидент, он приходит на помощь императору и принуждает Либени сдаться.
На строительство церкви ушло более 20 лет. Рекордно короткий срок для такого сооружения. Возможно именно этим и обьясняется тот факт, что церковь почти постоянно реставрируется - качество строительных материалов оставляют желатъ. Сначала были заложены основания хора и хор, который достигал в 1857 высоты Абсидиалкапеллы и возвышался вместе с поперечным нефом до 1859 до высоты боковых продольных нефов. В 1860 были созданы основания башен и возведено длинное здание высотой, равной высоте боковых продольных нефов. В 1861 уже вся церковь достигла, наконец, высоты боковых продольных нефов. С 1862 по 1863 происходила надстройка башен и нефа вплоть до высоты главного нефа, в 1864 началась надстройка поперечного нефа и башни до среднего фронтона. Особенную энергию Ферстелъ вложил в строительство башен, так как часто в больших церквях башни оставались незаконченными. Благодаря субсидии в размере 150.000 гульденов от Венского муниципалитета он смог заканчить, наконец, башни на десятом году и церковь достигла 18 августа 1868 высоты 99 м. В 1872 был наконец, возведен неф. Внутренняя отделка и завершение строительных работ продолжались последующие 6 лет. Через 23 года строительства церковь наконец могла бытъ освящена, что и произошло 24 апреля 1879, по поводу серебряной свадьбы императорской пары. Место перед Votivkirche площадъ Максимилиана.
Между 1862 и 1918 по распоряжению императора Франца Йозефа I Вотивкирхе была католической церковью гарнизона Вены.
Венская Votivkirche - это существенный образец , по которому построена церковь обета в Шпаиере .
Как стройматериал использовали прочный Вёллерсдорфский, Маннерсдорфский и Мюльдорфский известняк. Произведения скульпторов Йоханнеса Бенка, Ганнс Гасзер и Франц Мелницкий украшают фасад. Вотивкирхе была задумана как австрийский зал славы - в контраст с Лондонским Вестминстерским аббатством. Тем не менее все закончилосьна надгробном памятнике эпохи Возрождения графу Никласу фон Залъму (1459-1530), защитнику Вены во время Первой турецкой осады.
В правом боковом продольном нефе копия Мадонны Гуаделупе (Мексика). Окна в церкви были разрушены во время Второй мировой войны и восстановлены после нее по сохранившимся рисункам Эдуарда Штайнле. Новое остекление окон площадью 1.200 м2 иллюстрирует также недавнюю историю Австрии. После войны добавилось два мозаичных окна - окно Маутхаузена и окно Егерстеттера (Франц Егерстэттер был казнен как уклоняющийся военной службы и причислен к лику святых в 2007).
Созданный около 1460
антверпенский алтаръ находится с 2000 в музее церкви (в бывшей придворной молельне поверх хорного хода). Состоящий из трех частей алтарь считается самым значительным сохранившимся произведением резъбы по дереву с оригиналъной полихромией второй половины 15-ого столетия. Он попадал после неоднократной смены владельца в собственность скульптора Ганнса Гасзера, у которого его император Франц Йозеф купил в 1858.
Хотя при создании церкви не предполагалось ее использование как приходской церкви, это было очевидно, что церковь должна была оснащаться органом. Таким образом уже с момента существования Вотивкирхе там находится орган. Испытание, тогда "ревизия ' упомянутого, проводилось 30 октября 1878 Антоном Брукнером.
Орган был создан органной фирмой E. F. Walcker, Людвигсбург, имеет 61 регистр, 3 мануала и педаль, с в целом 3762 трубы. На основе этой оригинально сохранившейся конструкции орган считается во всем мире значительным и ценным инструментом.
Ну и конечно же именно в этой церкви я углядела совершенно, казалось бы, неожиданную надпись в европейской католической церкви на идише. 4 буквы JHWH (Tetragrammaton), обозначающие имя Бога.
Тетраграммато́н (тетраграмма) (греч. τετραγράμματον, от греч. τετρα, «четыре», и γράμμα, «буква») - в иудейской религиозной и каббалистической традициях - четырёхбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов Бога. В древнееврейском этими четырьмя буквами были: ивр. י (йод) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה (при этом последняя буква «хей» обозначает гласный звук, см. Матрес лекционис). Латинскими буквами тетраграмма транскрибируется как IHVH (встречается также вариант транслитерации YHWH или JHWH).
Как оказалось -
вполне обычное явление в оформлении христианских церквей.
Ну и скамьи я тоже не смогла обойти вниманием. Правда, здесь гораздо интереснее пространственная расстановка и общий вид, чем дизаин скамей как таковых. Хотя и это-на любителя.
Вотивкирхе - одна из немногих, где не возникает ощущения церкви. Хотя казалось бы - почти Церковь спаса на крови, но разница в ощущениях - огромная.
Click to view