Оригинал взят у
pegasoff в
Просвещённые варвары Тёмные века - интереснейший период европейской истории, который длился с падения Древнего Рима в V веке до X века, когда культурный уровень варварских государств существенно вырос. В ту эпоху Европа забыла многие достижения античности. Этому сопутствовал упадок искусств, архитектуры и философии. Постройки, оставшиеся от Тёмных веков - огромная редкость, поэтому столица давно исчезнувшего варварского королевства притягивала меня: я внёс её в список
15 мест, которые мечтаю посетить.
Раннехристианские постройки Равенны
Объект ЮНЕСКО №788. Включен во Всемирное наследие в 1996 г.
Италия, Эмилия-Романья, город Равенна.
В IV веке нашей эры императоры уже не жили в Риме. В 402 году император Гонорий под натиском варварских племён остготов был вынужден перенести столицу Западной империи из Милана в Равенну. К правлению Гонория и его сестры Галлы Плацидии относятся самые старые постройки Равенны. Внешне невзрачный Мавзолей Галлы Плацидии, 440 год, за полторы тысячи лет ушедший в почву на полтора метра:
Как и во всех прочих древних зданиях Равенны, здесь главное - внутри. Одна из мозаик посвящена Св. Лаврентию, по легенде, живьём зажаренному на металлической решётке:
Построенный в середине V века Баптистерий Православных внешне такой же неказистый:
Под куполом - великолепная мозаика, изображающая Крещение. Она послужит прообразом для похожей варварской постройки:
В 476 году последний император Рима был низложен и история Древнего мира завершилась. Началось долгое средневековье. В 493 году остготы, одно из многочисленных германских племён, завоевали Равенну под предводительством вождя Теодориха. Эти варвары исповедовали арианство, исчезнувшую ныне раннехристианскую ересь. Одно из немногих свидетельств могущества ариан - маленький Арианский баптистерий, крепко вросший в землю:
Упрощённо, учение ариан сводилось к тому, что Иисус был создан Богом-Отцом, а потому ниже его, своего создателя, и не составляет с ним единого целого. Эта концепция продемонстрирована на купольной мозаике баптистерия, которая повторяет композицию Баптистерия Православных. Арианский Христос юн, безбород и наг (некоторые искусствоведы умудряются увидеть даже половые органы). Справа - Иоанн. Слева - языческое божество реки Иордан, которое символизирует место Крещения (впрочем, его же мы находим и в мозаике Православного баптистерия). Голубь льёт на Иисуса воду из клюва, обозначая момент получения Христом сверхъестественного статуса - говорят, это очень по-ариански:
Для свего времени Теодорих был, вероятно, самым просвещённым из варварских монархов, поскольку всё детство и юность он провёл в Византии при дворе Императора Востока, в качестве почётного заложника. Когда он построил крупную дворцовую церковь, освящённую в арианском каноне, она была украшена мозаиками в восточно-римском ключе:
В IX веке церковь была освящена заново в православно-византийской традиции в честь покровителя Равенны Св. Аполлинария. Мозаики Теодориха были подвергнуты православной цензуре, из них удалили изображения королей-еретиков и все арианские мотивы. Искусствоведы спорят, что относится к эпохе варваров, а что наложено после. Историки считают, что изображение Золотого Города даёт представление о том, как выглядела остготская Равенна:
Теодорих, провозгласив себя королём и наследником римских императоров, задумал строительство ещё более крупного собора, который должен был стать главным украшением Равенны. Храм Св. Виталия возведён в константинопольском стиле:
Наследники Теодориха отчаянно воевали с византийцами, постепенно достраивая храм, но завершён он был только в 549 году, когда Равенна уже покорилась Византии. Это объясняет появление роскошных византийских мозаик со знаменитыми портретами императора Юстиниана, императрицы Феодоры и их многочисленной свиты. Внутреннее оформление поражает:
Большой дворцовый комплекс Теодориха почти не сохранился. Его поглотили многочисленные перестройки, длившиеся аж до XIX века. От комплекса осталась миниатюрная Архиепископская часовня, личная, частная молельня архиепископа Равенны Петра II, сподвижника Теодориха. Туристам больше всего нравится портрет Льва Св. Марка среди символов других евангелистов:
Но, наверное, более интересна мозаика, изображающая Христа-Воина в римских доспехах и плаще императора-победителя. Он попирает Зверя и Змея, стирая грань между язычеством и христианским каноном:
Теодорих Великий скончался в 526 году, но ещё в 520 году он озаботился постройкой своей гробницы. Его дочь Амаласунта стала регентшей при малолетнем сыне и завершила Мавзолей Теодориха, где похоронила отца. Это единственная сохранившаяся постройка в отготском, «варварском» архитектурном стиле: она не имеет прототипов в античном искусстве. Современные археологи раскопали тысячелетний культурный слой на несколько метров вглубь, и теперь мавзолей смотрится так же, как во времена остготов:
Оба яруса мавзолея десятигранные и построены из известняка. Купол диаметром 11 метров выполнен из цельного камня массой 300 тонн. Как его водрузили наверх? Вероятно, насыпав земляной холм до верхушки второго яруса и закатив по брёвнам. Историки думают, что вид мавзолея - белый десятигранник с куполом - напоминает шатёр древнегерманского вождя:
Король-еретик покоился на втором ярусе в порфировом саркофаге. Ненавидившие его византийцы выбросили останки и переосвятили здание, ставшее православной церковью. Но этого было недостаточно для того, чтобы история забыла имя Теодориха, вождя варваров:
Равенна во Всемирном наследии:
http://whc.unesco.org/en/list/788 Равенна находится недалеко от берега Адриатики между Венецией и Римини, где есть международные аэропорты. Электричка довезёт вас в центр города за пару часов.
P.S. Интересно, что в Музее Боде в Берлине (часть
Музейного острова) хранится одна из знаменитых равеннских мозаик. Церковь Св. Михаила построили в 547 году во времена Византийского экзархата. В XIX веке церковь была частной собственностью, и владелец продал стену с алтарной мозаикой немцам, после чего она попала в византийское собрание Музея Боде: