Оригинал взят у
kuzdra в
Гентский алтарь. ПродолжениеДля полноты картины решила добавить иконографическую справку.
Закрытый алтарь
В нижнем регистре изображены донаторы: Jodocus Vijd и его супруга Elisabeth Boluut.
Он из семьи банкиров, один из самых почитаемых граждан Гента того времени, его жена тоже из знатного уважаемого рода.
Все знают, что раньше церкви строились медленно, иногда из-за недостатка средств строительство растягивалось на несколько веков. Финансирование осуществлялось во многом благодаря частным пожертвованиям, дарителями могли быть как крупные организации, например, гильдии, так и отдельные богатые граждане. Йодок Вейдт был одним из них: он выделил деньги на строительство капеллы, юго-восточной в венце капелл, которая до сих пор носит его имя. Для капеллы был заказан алтарь, который тоже оплатили супруги. За такое благодеяние им и их потомкам полагались ежедневные мессы во спасение души. Евхаристическая тематика алтаря как нельзя лучше подходила для таких целей.
Между супругами в технике гризай изображены два Иоанна: слева - Иоанн Креститель, справа - Иоанн Евангелист, их легко узнать по атрибутам.
Первый был покровителем Гента и самой церкви, где хранится алтарь (тогда она ещё не была кафедральным собором св. Бавона), второй - автор "Апокалипсиса", который играет центральную роль в программе алтаря.
Выше сцена Благовещения.
Мария у пульта с книгой, ангел, принёсший благую весть, традиционные атрибуты Богоматери, голубь Святого Духа, парящий над Девой, и её смиренный ответ "Се раба Господня", написанный так, чтобы его можно было прочитать с неба. Расположенный над Марией пророк Захария кажется читающим эту надпись. Я уже писала, что сначала он смотрел вперёд, а потом был переписан. Эта поза связывает два уровня, пророки (Михей, Захария) и сивиллы (Кумская и Эритрейская) как бы являются свидетелями происходящего.
Пророки и сивиллы, ветхозаветные и языческие предсказатели, выступают здесь как ранние предвестники Христа. Вот, например, как звучит предсказание Захарии: "Exulta fatis filia syon jubil[...], Ecce rex tuus venit." (Ликуй и радуйся, дочь Сиона..., вот Царь твой придет к тебе).
Похожее предсказание у Михея: "Ex te egreditur qui sit dominator in Isr[ae]l. (Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле).
На нижней раме внешней части алтаря в 19 веке во время расчистки была найдена надпись, сообщающая, что PICTOR HUBERTUS EEYCK. MAIOR QUO NEMO REPERTUS INCEPIT. PONDUS. QUE JOHANNES ARTE SECUNDUS (FRATER) PERFECIT (Художник Губерт ван Эйк, лучше которого никого нет, начал это произведение, которое закончил его брат Йоханнес, второй в искусстве). С тех пор, как была обнаружена надпись, учёные спорят о том, какую часть написал Ян, а какую Губерт, и до сих пор не находят ответа, стилистический анализ ничего не даёт, есть некоторые предположения, но нет ничего однозначного. Многие исследователи вообще ставят под сомнение участие Губерта, поскольку от "лучшего в искусстве" не осталось ни одной картины, письмо достаточно гомогенное, а надпись считается теперь более поздним добавлением.
Открытый алтарь
В таком виде алтарь можно было увидеть в праздники.
Верхняя центральная часть представляет собой так называемую деисусную группу (греч. δεησις - прошение, моление).
Её смысл заключается в заступничестве за род человеческий перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В роли заступников выступают Мария и Иоанн Креститель. Однако Мария здесь изображена не в традиционной молитвенной позе, а за книгой, как в сцене Благовещения, и в короне Царицы Небесной.
Много споров вызывает центральная фигура. Кто это? Иисус, Бог-отец и то, и другое? Во время Страшного Суда судьёй выступает Иисус и в деисусной группе должен быть он. В пользу Иисуса говорит также рисунок на ткани за его спиной: пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы накормить детёнышей своим мясом. Это символ Евхаристии: с таким же самопожертвованием проливает Иисус свою кровь за человечество. Кроме пеликана на рисунке изображена виноградная лоза и ясно видна надпись “Иисус Христос”. Другой указатель на Иисуса - жест Иоанна Крестителя.
Однако тиара на голове центральной фигуры и скипетр в руке - традиционные атрибуты Бога-Отца. Учитывая, что под фигурой изображён Агнец, символизирующий Иисуса, и голубь Святого Духа, логично видеть в центральной фигуре третью состовляющую Троицы: Бога-Отца. Надпись на троне:"Се есть Бог Всемогущий в божественном Величии... " также скорее относят к Богу-Отцу.. Таким образом в фигуре заключены одновременно черты как Бога-Отца, так и Бога-Сына.
Судья облачён в красное, что иллюстрирует строки из “Апокалипсиса”( 20,13): "Он был облачён в одежду, обагрённую кровью. Имя ему: "Слово Божие". Тиару с драгоценными камнями, вероятно, тоже можно объяснить описанием из “Откровения” Иоанна (20,12): "... и на голове его много диадим". Оттуда же фраза, написанная на одежде Божественного Судии: REX REGUM ET DOMINUS DOMINANTUM. Откровение, 20,16: "На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих".
По обе стороны деисусной группы изображены поющие и музицирующие ангелы.
На крайних створках - обнажённые и прикрывающие свою наготу прародители: Адам и Ева.
Под деисусной группой празднуется небесная месса Агнцу.
“После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,
говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.”
(Откровение от Иоанна, 7,9)
Итак, избранные праведники собрались в Небесном Иерусалиме вокруг престола, дабы поклониться божественному Агнцу. Они поделены на группы. Ангелы с кадилами и орудиями страстей Христовых расположились в непосредственной близости алтаря.
Слева на переднем плане 12 коленопреклонённых мужчин, это так называемые Малые пророки Ветхого завета. За ними стоят Великие пророки (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил), а также другие видные фигуры Ветхого Завета и античности (некоторые толкователи считают, что мужчина в белых одеждах и лавровом венке - Вергилий). Не будучи христианами, они тем не менее были праведниками и потому тоже имеют право на райские кущи. Они, судя по всему, представляют "великое множество людей... всех племен и колен, и народов и языков".
Справа им противопоставлены персонажи Нового завета (апостолы, Павел, Варнава) и многочисленные служители христианской церкви (папы, епископы, диаконы, монахи) и знатные миряне. Красное одеяние указывает на их мученическую смерть, два святых на переднем плане узнаваемы по атрибутам: св. Первомученик Стефан с камнями в далматике и св. Ливинус, покровитель Гента, держащий клещи с вырванным языком.
Слева на заднем плане к алтарю движется ещё одна группа христиан с пальмовыми ветвями, от предыдущей она отличается цветом одежд - это святые, умершие не мученической смертью, т.н. исповедники.
Справа движутся Святые Девы, мученицы изображены в красных одеждах. Некоторых святых можно идентифицировать по атрибутам: Агнесса (ягнёнок), Барбара (башня), Доротея (корзина с цветами), Урсула (стрела).
Левые створки
Воинство Христово (защищавшее веру с мечом в руке) и Праведные Судьи (копия ван дер Векена).
Правые створки
Святые Отшельники, отказавшиеся ради Христа от всех материальных благ, изображены на внутренней створке, среди них Мария Магдалена. На внешней - святые Пилигримы, под предводительством св. Христофора.
В центре возвышается алтарь с божественным Агнцем. Агнец жив, но из его раны в чашу течёт кровь. Агнец символизирует Христа, закланного, принесённого в жертву во благо человечества. Драгоценная кровь собирается в кубок, вкушение крови Христовой в виде вина - основа таинства Евхаристии.
На переднем плане бьёт источник жизни, 12 струй - символ 12-ти колен израилевых. Традиционно он воспринимается как аллюзия на христианское таинство Крещения.
Теперь вернёмся к верхнему уровню. На боковых створках, в нишах, мы видим обнажённые фигуры прародителей, в отличие от всех остальных изображённые не на голубом фоне. Они не относятся к небесной сфере, они грешники, изгнанные из Рая. Совершив грехопадение и лишившись райской прописки, они облекли на то же самое всё человечество. Согласно христианской доктрине, каждый человек, являясь потомком Адама и Евы несёт на себе последствия первородного греха и в качестве наказания всю жизнь его сопровождают разные бедствия, такие как изнурительный труд, боль, лишения, болезни, а в конце ждёт смерть. Однако Адам и Ева не считаются в христианстве персонажами сугубо отрицательными, они являются важным звеном в программе избавления человечества. Без грехопадения не было бы никакой искупительной жертвы Христа. Было даже такое понятие, как felix culpa, счастливый грех, введённое, кажется, Фомой Аквинским. Согласно ему, грехопадение толковалось как радостное событие, как первый шаг на пути к спасению. В многочисленных трудах библейских толкователей широко распространены топологические параллели: Адам-Иисус, Ева-Мария. Иисуса называли вторым Адамом: первый Адам принёс в мир грех, второй - взял его на себя, избавив человечество. Роль обоих велика. Адам и Ева - полноправные участники плана по спасению. Потому прародителям, несмотря на их принадлежность к земной сфере, нашлось достойное место на алтаре.
Начиная со средневековья были широко распространены топологические параллели не только между фигурами Ветхого и Нового Заветов, но и между отдельными событиями. События Ветхого Завета рассматривались сквозь призму Нового, как предсказание того, что в нём описано. Таким образом люнеты над Адамом и Евой с жертвоприношением Каина и Авеля (слева) и убийством Авеля Каином (справа) тоже следует рассматривать в свете последующей искупительной жертвы Иисуса. В сцене с ангелами можно найти ещё одну параллель.
Таким образом все панели алтаря тесно связаны между собой и сообща раскрывают одну тему: тему спасения человечества. На алтаре представленя вся история человечества: от падения до спасения. Здесь и Адам и Ева, согрешившие и изгнанные из Рая, здесь и их дети, один из которых в следствие грехопадения родителей из зависти убивает другого, здесь и пророки с сивиллами, предсказывающие появление спасителя, который возьмёт на себя грехи человечества, победит смерть, тем самым даст человечеству надежду на спасение, и ангел, явившийся к Марии с благой вестью, и, наконец, сам Спаситель в виде Агнца на алтаре, окружённый праведниками, избранными для вечной жизни в Небесном Иерусалиме.