Оригинал взят у
petrark в
Lübeck: Heiligen-Geist-Hospital На той же площади, что и
церковь Св. Иакова, располагается, возможно, самый необычный средневековый памятник Любека - госпиталь Святого Духа, основанный в 1286 г. и тем самым являющийся одним из старейших в мире сохранившихся до наших дней общественных учреждений. В качестве больницы и дома престарелых госпиталь функционировал чуть ли не до 70-х гг. прошлого века, сейчас, насколько я понял, для этого используются новые постройки. Нас же будет интересовать церковь при госпитале и её средневековое убранство.
Широкий западный фасад церкви, пристроенной к госпиталю, с его пятью башнями мы видим на верхней фотографии. Вот ещё один кадр поближе.
На вошедшего внутрь обрушивается разнообразная красота - фрески, скульптуры, алтари - и всё это в сравнительно небольшом и при этом широком и светлом пространстве. Церковь представляет собою зал, разделённый на три широких нефа по два пролёта в каждом (так что центральный неф существенно шире своей собственной длины); к восточной стене центрального нефа пристроен летнер - галерея, с которой читают Евангелие.
На северной стене фреска первой четверти XIV в., изображающая восседающих на троне Христа и Его Мать в окружении ангелов, под ними же охраняемый львами трон царя Соломона, сидящего между женой и матерью.
Летнер с росписями и скульптурами. На верхней галерее расположены 23 картины XV в., изображающие житие Св. Елизаветы Тюрингской, прославившейся своею заботой о больных и сирых. В нишах под летнером также имеются фрески.
Фрески на восточной стене частично скрыты сводами.
Общий вид на юго-восток.
Звёздчатые своды с расписанными нервюрами и позолоченными резными замками.
Скульптура Св. Анны с Девой Марией и Младенцем Иисусом на руках - уже знакомый тип Sankt-Anne-Selbstdritt.
Ещё одна фреска северной стены - Христос во славе с символами евангелистов и медальонами, изображающими основателей госпиталя. Под нею - алтарь, который мы рассмотрим поближе.
Свод и фрагменты фресок.
Алтарь Богоматери (резьба по дереву, предполагаю, что конец XV или самое начало XVI в.).
В левой створке древо Иессея. Как он славно спит, облокотившись на кресло.
Нижняя часть центральной части алтаря изображает Рождество, прямо над этой сценой располагается большая фигура Богоматери Mater Misericordiae в окружении музицирующих ангелов, укрывающей своим плащом благочестивых представителей всех сословий (ближе всего к Богоматери - Папа, касающийся рукой Её чёток, и Император). А что это за большое лицо, обращённое к Младенцу, на котором, фактически, стоит Богоматерь? Никогда такого не видел.
На правой створке - нисхождение Святого Духа на апостолов и Богоматерь, но я её то ли не снял, то ли кадр совсем не получился.
Вот какой-то епископ.
Летнер сбоку - скульптуры и канделябры.
Алтарь всех святых, очевидно, того же времени и стиля, что и предыдущий.
Святая Урсула (?) и другие святые дамы.
Десять тысяч мучеников, изображённые насаженными на тернии. Страшненько, но средневекового человека это совсем не смущало - не более, чем нагота Адами и Евы.
Святые Валентин и Кириак.
Святая Екатерина Сиенская и некий Св. Stillentin (так, согласно информации об алтаре, написано на его нимбе). Кажется, нигде больше этот святой не встречается.
Поклонение волхвов.
Богоматерь с Младенцем и Св. Анной, по бокам Св. Иосиф и Иоаким.
Изображения зверей на несущей нервюре.
Статуи на летнере.
Сцены из жития Св. Елизаветы (желающие могут легко изучить её биографию и опознать сюжеты самостоятельно).
Фреска с Распятием под летнером.
Под ним, если я правильно понимаю, успение Богоматери.
Скульптуры на фоне фресок. Обратите внимание на ангелов с кадилами.
А тут ангел с длинной трубой.
Ещё одна фреска под летнером. Слева Коронование Богоматери, справа - изображение Троицы, если я верно понял.
Свод галереи летнера.
Ещё одна женская скульптура.
Фрагмент фресок восточной стены.
Несколько печальная Мадонна с Младенцем на руках.
Ещё одна мощная нервюра, на этот раз с птицами.
Общий вид.
Витраж с гербами.
Расписной свод.
Угол летнера. На боковой стороне тоже есть сцены из жизни Св. Елизаветы, а снизу - левое крыло уже знакомого нам ангела-трубача.
Ещё один витраж с гербами.
Общий вид на север.
Колонна со скульптурами.
На нервюрах - львы и листья.
Из церкви можно пройти в основное помещение госпиталя - большой готический зал с деревянной крышей.
В XIX в. в нём были построены отдельные деревянные комнаты-кельи для жильцов госпиталя, до тех пор в зале просто стояли койки.
Фреска на стене.
Вернёмся в церковь. Фрески северной стены.
Западная стена с большими окнами.
Люстра с датой - 1673.
Могильная плита.
Фрагмент западной стены с росписями и круглым витражом.
Посмотрим наконец на южную стену. Она менее интересна.
И напоследок бросим взгляд на восток.
Спасибо за внимание. Продолжение следует, окончание уже близится.