Оригинал взят у
lorien22 в
Манчестерский собор - чудо Перпендикулярной ГотикиМанчестерский собор был задуман на сломе эпох, вследствие самого страшного события Средневековья - Черной смерти. Он символизирует собой переход от Декоративной к Перпендикулярной Готике, когда архитекторы погрузились в отчаяние и постоянное ожидание смерти после долгой линии ликования и экстравагантности. И тем не менее собор, который должен был стать своего рода символом строгости и минимализма, наоборот, поражает огромном количеством украшений. Тут продумана каждая деталь, как снаружи, так и снутри.
Манчестерский собор (в прошлом Коллегиальная церковь Св. Марии, Св. Дионисия и Св. Георгия находится в самом центре города, на улице Виктория.
О центре города, как и старинном, где я повстречался с любителями палестинцев -
http://lorien22.livejournal.com/258723.html, так и ультра-современном и очень потрясном -
http://lorien22.livejournal.com/259812.html, я уже рассказывал. Было это давно, так что мне даже самому было интересно перечитать и вспомнить)
Кстати крайнее современное здание справа (с "крылом самолета" на крыше") - это потрясающий шестиэтажный Музей футбола, про который я тоже писал -
http://lorien22.livejournal.com/260116.html. В общем все статьи перечитал, возвращаемся к собору)
"Тело" собора выполнено в стиле Перпендикулярной Готики
Перпендикулярная готика - третье историческое отделение Британской готической архитектуры, делающее особый уклон на вертикальные линии. Впервые полностью проявился в старом соборе Св. Павла в Лондоне, построенном Уильямом Рэмси в 1332 году. Так же стиль называется Ректилинеарным. До этого была Ранняя Английская Готика, и Декоративная Готика, которая делилась на два периуда: Геометрический стиль (1250-1290 гг.) и Криволинейный стиль (1290-1350гг.)
Больше всего на Перпендикулярный стиль повлияла Черная смерть, за 18 месяцев (июнь 1348 - декабрь 1349) унесшая жизнь трети жителей Англии (и вернувшаяся в 1361-1362 годах, чтобы унести жизни еще пятой части населения). Чума имела огромный эффект на искусство, которая впитала куда более морбидный и пессимистичный подход, и выражала его во всех областях культуры - живописи, архитектуре, скульптуре и т.д. Фокус сместился на темы смерти и отчаяния, поскольку темы экстравагатности и ликования, которые являлись центром Декоративной Готики, теперь по понятным причинам считались неуместными.
Больше всего перпендикулярная линеарность выражалась в окнах собора - они стали просто гигантские, часто украшались специальными камнями под названием Mullions (перевода не нашел), и давали больше возможностей художникам витражей. В Манчестерском соборе витражи просто нереальные, так что это подтверждает сказанное.
Вообще Манчестерский собор - один из самых украшенных в мире. Количество деталей в нем потрясает воображение, а я был практически во всех лучших соборах мира.
Вот таких вот ангелов-музыкантов можно увидеть на протяжении всего нефа, под сводами на столбах собора. Колонны, кстати, выполнены из уникального Пурбекского мрамора.
Каждый - со своим музыкальным интрументом!
Самое ироничное - когда переходили от Декоративной Готики к Перпендикулярной, была большая проблема с рабочей силой - из-за высокой смертности в результате Черной чумы. Поэтому архитекторы старались сокращать количество архитектурный деталей до минимума - чтобы сократить сроки. Этот собор выглядит вам как образец минимализма?))
Вот вам еще немного деталей)
Ну а самое потрясающее: все лавочки внутри собора - с откидными сиденьями. Когда их подымаешь - видишь вот такие украшения
Не шучу - я провел два часа, подымая каждое откидное сиденье в соборе.
И вряд-ли осмотрел даже половину.
Первоначальная история собора скрывается в тумане. Каменный Ангел - вырезанное изображение - было обнаружено на одной из стен собора, и свидетельствующее о ранней Саксонской церкви, построенной примерно в 700-м году.
Нынешний Манчестерский собор был построен в 1422 году. Одно из пятнадцати сооружений Первого класса в городе - наряду с мемориалом Альберта на главной площади, бывшим Банком Англии, библиотеки Джона Риландса, Манчестерской мэрии, Манчестерской художественной галереи -
http://lorien22.livejournal.com/274616.html, и церквью Св. Анны.
Собор сооружен из двух видов камня - Коллихёрсткого песчаника, образовавшегося в ранний Пермский период, и известняка из ПИк-Дистрикта.
Собор Манчестестера прекрасен как изнутри, так и снаружи.
Аркбутаны, контрфорсы, Тудоровские арки, антревольты - здесь присутствуют все элементы характерной архитектуры той эпохи. Ну и всякие гаргульи, как полагается каждому уважающему себя церковному сооружению.
Даже заднюю часть собора не забыли)
Да, я не поленился, и обошел собор от а до я. Это заняло часов, но время зря не пропало. Хорошо все-таки, когда путешествуешь основательно, и можешь позволить себе "потратить" на такой город как Манчестер почти три дня. Не всегда, увы, это время есть.
Отголоски Перпендикулярного стиля можно встретить во многих знаменитых зданиях Британии - Вестминстерском дворце, Церкви Христа в Оксфорде, средневековом особняке Кросби-Холл возле Ливерпуля, Кентерберийском соборе и так далее. Более поздние примеры включают в себя Готическое аббатсво в Бате, одно из самых красивых сооружений, что я видел когда-либо -
http://lorien22.livejournal.com/279514.html, и Вестминстерское аббатство в Лондоне. Манчестерский собор, на мой взгляд, входит в этот список, и вполне заслуживает отдельного поста.