Оригинал взят у
katani08 в
В тиши восточного гарема - в плену безудержных страстей (часть 3 - Шахерезада) Фердинанд Келлер (1842-1922) - Шахерезада и шах Шахриар (1880)
И тут Шахерезаду понесло...)))
Click to view
Я не Шахерезада
Авторская песня и исполнение Натали - Натальи Рудиной
Фердинанд Келлер (Ferdinand Keller) - немецкий художник, представитель символизма. Писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, а также идиллические пейзажи с фантазийными элементами.
Статуэтка "Шахерезада и шах Шахриар"
Modell von Hugo Meisel (1887-1966) - Модель Хуго Мейселя
Германия - Schwarzburger - начало XX века (бельё)
Современная надглазурная роспись - Майя Бернацкая ("Artmaya")
Софи Жанжамбр Андерсон (1823-1903) - Шахерезада
Софи Жанжамбр Андерсон (Sophie Gengembre Anderson) - английская художница французского происхождения, специализировавшаяся в жанре идиллических женских и детских портретов преимущественно на фоне сельских пейзажей. Её работы отмечены влиянием прерафаэлитизма.
Шахерезада (Шехерезада, Шихиразада, Шахразада) - кто же её не знает... Она легендарная главная героиня "Рассказа о царе Шахриаре и его брате", который как рамка охватывает персидский сказочный цикл "Тысяча и одна ночь" и служит связующей нитью между другими рассказами цикла.
У тамошнего царя Шахриара случилась трагическая lovestory: его жена ему изменила. И ведь, казалось бы, дело то житейское, ан нет - превратила эта обыденная история неудачливого царя в кровавого сексуального маньяка: вбил он в свою царскую голову, что все женщины изменщицы и в отместку каждую ночь стал проводить с новой девушкой, которую на утро казнил.
И тут Шахерезада - старшая дочь царского визиря, комсомолка, спортсменка и просто красавица девушка редкой красоты и недюжинного ума, решила освободить народ от трагических последствий неудачного брака Шахриара, напросившись в царскую опочивальню в качестве очередной наложницы. Вот заметьте, на Востоке всегда так: почему-то народ желает освободить не мужчина, а женщина, то Юдифь, то Шахерезада и, главное, всё через спальню. Правда, между двумя упомянутыми восточными красавицами есть существенная разница: первая сама отрубила голову тирану и деспоту Олоферну, вторая же рисковала своей собственной головой. Как говорится, прочувствуйте эту разницу.
Шахерезада воспользовалась своим умением пудрить мужикам мозги, рассказывая царю всю ночь сказки, которые с восходом солнца прерывала на самом интересном месте. А царь, хоть и маньяк маньяком, но ничто человеческое было ему не чуждо, потому и оставлял свою прекрасную рассказчицу в живых, что любопытство было в нём сильней желания свернуть ей голову. И так ночь за ночью - всего тысяча и одна ночь! Почти три года подряд - что тебе "Санта-Барбара".)))
Статуэтка "Шахерезада"
Италия - Elite & Fabris - вторая половина XX века
Апсит Александр Петрович (1880-1944) - Шахерезада
Через эти самые тысячу и одну ночь бедняга царь уже и думать забыл, с чего всё это началось, ибо сказки Шахерезады стали для него своеобразным наркотиком, без которого он уже не мог обходиться, а стало быть и без самой Шахерезады. На том и закончились его кровавые похождения. Правда, лично для меня остаётся загадкой, а на кой чёрт такой умной и привлекательной девушке сдался этот престарелый и придурковатый царь. Сказки о том, что она возжелала кого-то там спасать оставим детям. Хотя, царь - он, конечно, и в Персии царь: папик, кошелёк с ушками, мешок с деньгами.
Сами понимаете, что такая дивная история - секс, кровь, деньги, наркотики - не могла пройти мимо внимания творческой либеральной интеллигенции людей искусства.)))
Статуэтка "Шахерезада с попугаем"
Германия - KARL ENS - (вторая половина XX века)
"Книга тысячи и одной ночи" - памятник средневековой арабской и персидской литературы, собрание рассказов, обрамлённое историей о персидском царе Шахриаре и его жене Шахерезаде.
You can watch this video on www.livejournal.com
Тысяча и одна ночь - художественный фильм производства Франции, Италии и Швейцарии (1990)
Режиссёр - Филипп де Брока
В ролях:
Шахерезада - Кэтрин Зета-Джонс
Король (Шах) - Тьерри Лермитт
Синдбад - Витторио Гассман
Авантюрно-фантастическая кинокомедия снятая по мотивам знаменитых арабских сказок "Тысячи и одной ночи". Помимо Шахерезады в фильме присутствуют и другие сказочные персонажи - Синдбад, халиф Багдада, а также Аладдин с волшебной лампой и джинном. Только, в отличие от традиционного сюжета, джинн из волшебной лампы Аладдина прибыл в сказку Шахерезады из XX века.
Давыдова Людмила Юрьевна - Сказки Шахерезады
Панно, выполненное в технике батика
Давыдова Людмила Юрьевна, родилась в 1958-ом году в Туле, - советская и российская художница. Работает в технике коврового ткачества (гобелен), текстильного дизайна интерьера, батика, живописи, графики. Живёт и работает в Пензе.
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) - Шахерезада (1917)
Пётр Петрович Кончаловский - русский и советский художник, академик АХ СССР (1947), Народный художник РСФСР (1946), Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Пётр Кончаловский - дед по матери Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова.
Да, вот такая Шахерезада у михалковского дедушки. Ну, что поделаешь, у каждого, знаете ли, своя Шахерезада.)))
"Шехеразада" - симфоническая сюита Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1888-ом году. Римский-Корсаков создал "Шехеразаду" под впечатлением от арабских сказок "Тысяча и одна ночь". В произведении присутствует восточный колорит, который создаётся при помощи цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов.
"Шехеразада" по своей форме и стилю - симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.
Композитор в процессе работы над сюитой создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела собственный программный характер и собственное название:
1. Море и Синдбадов корабль
2. Рассказ царевича Календера
3. Царевич и царевна
4. Праздник в Багдаде
Но в дальнейшем Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты "Шехеразада", убрав собственные названия частей сюиты и оставив просто их номера: первая, вторая, третья, четвёртая.
Click to view
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - симфоническая сюита "Шехеразада"
Дирижер -
Валерий Гергиев Сюита "Шехеразада" - одно из самых известных и узнаваемых произведений Римского-Корсакова.
Статуэтка "Шахерезада"
Россия - Дулёво - 2000
Жорж Барбье (1882-1932) - Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в балете "Шехеразада"
В 1910-ом году, готовя второй Русский сезон в Париже, знаменитый антрепренёр Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) решил воспользоваться сюитой Римского-Корсакова "Шехеразада" для постановки балета. Ставил балет танцовщик и балетмейстер Михаил Михайлович Фокин (1880-1942), который уже заявил о себе в постановках Русских сезонов, став их постоянным балетмейстером.
Либретто создавалось совместно
Александром Бенуа (1870-1960), художником, критиком, одним из лидеров объединения "Мир искусства", Дягилевым и Фокиным.
Собственно самой Шахерезады в этом либретто нет - это история царя Шахриара и его жены Зобеиды, действительная или мнимая измена которой стала причиной кровавых зверств ревнивого царя.
В шахском гареме Зобеида пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны. Шах объявляет, что отправляется на охоту. Зобеида умоляет его остаться, но напрасно.
Оставшись одни, обитательницы гарема уговаривают главного евнуха впустить в гарем их любовников - негров. Внезапно вернувшийся Шахриар застаёт жен, развлекающихся с любовниками. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Зобеида молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. Шах в отчаянии.
Эскизы декораций и костюмов выполнил Леон Самойлович Бакст (1866-1924).
Эскиз занавеса был выполнен
Валентином Александровичем Серовым (1865-1911).
В партии Зобейды на премьере выступила знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн (1883-1960), а в партии её раба - не менее знаменитый Вацлав Нижинский (1889-1950).
Статуэтка "Тамара Карсавина в роли Зобейды"
СССР (ЛФЗ) - 1950-е годы
по модели 1923-го года
Автор - Иванов Дмитрий Иосифович
Леон Самойлович Бакст (1866-1924) - эскиз декораций к постановке балета "Шехеразада"
Click to view
Балет "Шехеразада" на музыку одноименной симфонической сюиты
Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908)
Постановка Андриса Лиепа
Шах Шахриар - Андрис Лиепа
Зобейда - Илзе Лиепа
Потрясающе красивая постановка.
В 1993-ем году Андрис Лиепа совместно с Изабель Фокин (внучка Михаила и Веры Фокиных) восстановили постановку балета "Шехеразада" на музыку Римкого-Корсакова.
Фотография и статуэтка "Вера и Михаил Фокины в балете "Шехеразада""
Статуэтка
Германия - Schwarzburger Werkstatten - первая половина XX века
Автор - Gustav Oppel (1891-1978)
Леон Самойлович Бакст (1866-1924) - эскиз декораций к постановке балета "Шехеразада"
Click to view
Балет "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова - Русские сезоны - ХХI век
Дирижёр - Владимир Спиваков
Постановка Андриса Лиепа
Зобейда - Илзе Лиепа
Золотой раб - Николай Цискаридзе
Ещё одна постановка балета. Жаль, что не хватает нескольких минут с самого начала балета, но всё равно смотреть и слушать - одно удовольствие.
"Русские сезоны XXI века" - включают в себя реконструированные и восстановленные спектакли, выставки и другие культурные проекты оригинальных "Русских сезонов", обогащенные энергетикой сегодняшнего дня. Это самый значительный проект фонда имени знаменитого советского танцовщика
Мариса Эдуардовича Лиепы (1936-1989), возглавляемого его сыном Андрисом Лиепа.
Леон Самойлович Бакст (1866-1924) - эскиз декораций к постановке балета "Шехеразада"
Click to view
Фрагмент балета "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова
Зобейда - Илзе Лиепа
Золотой раб - Николай Цискаридзе
Click to view
Фрагмент балета "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова
Зобейда - Илзе Лиепа
Золотой раб - Николай Цискаридзе
Леон Бакст (1866-1924) - эскиз костюма одалиски к постановке балета "Шехеразада"
Леон Бакст (1866-1924) - эскизы костюмов султанш и одалисок к постановке балета "Шехеразада"
Леон Бакст (1866-1924) - эскиз костюма одалиски к постановке балета "Шехеразада"
Хотя, где тут костюм?)))
Леон Бакст (1866-1924) - эскизы костюмов евнухов и рабов-негров к постановке балета "Шехеразада"
Леон Бакст (1866-1924) - эскизы костюмов Шаха Шахриара и Шаха Земана к постановке балета "Шехеразада"
Леон Бакст - один из самых любимых мной художников. Вообще имею сентимент к декоративно-прикладному искусству и искусству театральных художников. В институтские годы как-то перед занятиями - занимались мы во вторую смену - купила в книжном магазине "Дружба" альбом "Леон Бакст" на польском языке. Альбом дорогущий по тем временам, тем более для студентки, где-то за 10 или 11 рублей. Не удержалась и стала рассматривать его на лекции по теормеханике и это при том, что с дуру ума уселась в первом ряду большой аудитории, устроенной амфитеатром. Так увлеклась, что не заметила, как преподаватель на мягких лапах подкрался ко мне и заглядывает под парту. "Что это у вас там?", - спрашивает грозно. "Бакст", - простодушно отвечаю и протягиваю ему альбом. Нужно сказать, преподаватель оказался человеком просвещённым, пролистал альбом, заулыбался и говорит: "Если бы вы переписывали лабораторку по физике, я бы вас выгнал, но, коль скоро интересуетесь искусством, я вас прощаю, но прошу в следующий раз на моей лекции посторонними вещами не заниматься."
Благодаря этому инциденту, несмотря на то, что в потоке, для которого этот преподаватель читал лекции, было двести человек, он меня запомнил и был весьма доброжелательно ко мне настроен при сдаче зачёта: вместо того, чтобы мне отвечать по билету, а ему слушать, мы с полчаса проговорили об искусстве.
Леон Самойлович Бакст (настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич Розенберг), родился в 1866-ом году в Гродно, - русский и французский художник, мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов Сергея Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.
Художник родился в ортодоксальной еврейской семье. Его отец, Самуил Розенберг, пользовавшийся авторитетом знаток Талмуда, не обладая большими средствами, женился на единственной дочери гродненского коммерсанта Бакстера, поставщика сукна для русской армии, который вскоре усыновил зятя и содержал всю его семью. По коммерческим соображениям дед Бакста переехал в Петербург и перевез туда семью своей единственной дочери.
Леон поступил вольнослушателем в Академию Художеств, которую посещал четыре года, но не окончил. Подрабатывал книжной иллюстрацией.
На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст - производную от девичьей фамилии матери (Бакстер).
В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов.
1893-1897 - жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.
С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение "Мир Искусства".
В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.
С 1899-го года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.
В 1903-ем году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Гриценко (1870-1928), дочерью известного мецената и основателя галереи своего имени Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), вдовой художника-мариниста Николая Николаевича Гриценко (1856-1900). Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, получив высочайшее соизволение стал именоваться Бакстом.
Брак с Любовью Павловной быстро распался, возобновился в 1906-ом году, и вновь окончательно распался в 1907-ом году ещё до рождения сына Андрея.
1909 - Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства.
Леон Бакст преподавал в школе художницы Елизаветы Николаевны Званцевой (1864-1921).
1908-1910 - одним из его учеников был Марк Шагал.
1909 - Бакст был выслан из Петербурга как иудей, не имеющий права на жительство, вследствие возвращения в иудаизм из христианства.
В России существовал закон о черте оседлости для иудеев. В больших городах разрешалось жить только тем из них, кто имел высшее образование. Коль скоро Леон Бакст не завершил своё образование в Академии художеств, то он подпал под действие этого закона.
С 1910-го года художник жил в Париже и работал над театральными декорациями.
1908 - вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes ("Клеопатра" (1909), "Шехереаада" (1910), "Карнавал" (1910), "Нарцисс" (1911), "Дафнис и Хлоя" (1912)).
1914 - Бакст был избран членом Академии художеств.
1918 - Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes.
1921 - возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет "Спящая красавица" на музыку Чайковского, который стал последней его крупной постановкой.
Умер Леон Бакст 27 декабря 1924-го года в Париже от отёка лёгких.
Валентин Александрович Серов (1865-1911) - эскиз занавеса к балету "Шехеразада"
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Георгий Курасов - Шахерезада
Георгий Курасов - советский и российский художник, родился в 1958-ом году в Ленинграде, где и сейчас живет и работает. Его картины называют "геометрической живописью".
Click to view
Sarah Brightman - Arabian nights
Сара Брайтман - Арабские ночи