Оригинал взят у
iterra_travel в
Культурный код: «Карл, Карл и Карл» Ван Дейка Первая половина XVII века. В Риме сжигают Джордано Бруно. Во Франции режут друг друга католики и гугеноты. По Москве ходят бородатые бояре и медведи на цепи. В Лондоне Антонис Ван Дейк создаёт «Портрет короля Карла I в трёх позициях».
Даже сегодня эта картина кажется необычной и вызывает искренний интерес. Почему так? Почему король изображён трижды, и каждый раз повёрнут к зрителю новой стороной? Это какой-то новый художественный стиль? Авангардизм? Но, помилуйте, это же действительно XVII век! Неужели английский монарх заказал этот портрет, да ещё и оплатил его? Где здесь величие, регалии, огромный конь, ордена, сонм придворных у ног правителя, гордая осанка, волевой подбородок (как на всех других портретах Карла, написанных Ван Дейком)? К чему вся эта фотографическая подробность в XVII веке? И чёрт возьми, почему же всё-таки в трёх позициях?
Не зная этой истории, догадаться о причине тройного портрета сложно. Но на самом деле всё было очень прозаично. Антонис Ван Дейк работал у Карла I придворным художником, но в скульптуре был слабоват, да и вообще, в Англии не было хороших скульпторов. А папа Урбан VIII имел при себе отличного скульптора, лучшего скульптора в мире - Лоренцо Бернини. Ван Дейк написал портрет, который затем был выслан в Рим, чтобы Бернини по нему создал бюст Карла. Скульптуру папа выслал супруге Карла - Генриетте Марии Французской, надеясь, что этот подарок поможет улучшить отношения между английским королём и Римом, и поспособствует возвращению англичан в лоно католической церкви.
Бюст Карлу и всему английскому двору очень понравился. Благодаря точной работе Ван Дейка изображение короля оказалось невероятно реалистичным и характерным. Ну, вы знаете,
как умеет Бернини. В благодарность скульптор получил от Карла бриллиантовое кольцо стоимостью в 4 тысячи скуди, а Генриетта Мария заказала ему и свой бюст, но выполнению этого заказа помешала гражданская война в Англии. Да и под руку Папы англиканская церковь так и не вернулась.
Бюст хранился в дворце Уайтхолл и был потерян в пожаре 1698 года. Портрет же Карла, бывший ничем иным, как подробной инструкцией для скульптора, хранился в личных вещах Бернини, а затем был вывешен в его римском особняке на Виа дель Корсо. В 1802 году его приобрёл британский коллекционер Уильям Бьюккенен. В 1821 году портрет был выставлен для публики, а в 1822 году поступил в королевскую коллекцию и с тех пор находится в Виндзорском замке, где его и можно увидеть сегодня.
Что интересно, в 1530 году Лоренцо Лотто написал похожий тройной портрет ювелира, который сегодня хранится в Музее истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в Вене. Возможно, он подсказал идею Ван Дейку, но это всего лишь гипотеза.
Портрет же Карла совершенно точно послужил вдохновением для Филиппа де Шампаня, который в похожей манере изобразил кардинала Ришелье в 1640 году. Эту картину можно увидеть в Лондонской национальной галерее.