Пекин. Великая столица Поднебесной

Oct 22, 2017 21:48

Оригинал взят у dergachev_va в Пекин. Великая столица Поднебесной
Владимир Дергачев


https://publishingperspectives.com/wp-content/uploads/2016/05/iStock_000065913199_Small-by-bingdian.jpg

Три небоскреба комплекса Wangjing Soho (2015) символизируют новую инновационную эру  столицы Поднебесной.  Это второй по счету реализованный для китайского девелопера Soho China проект англичанки Захи Хадид. Она  известна как первая женщина-архитектор, ставшая лауреатом Притцкеровской премии - аналога Нобелевской премии в области архитектуры. Офисно-торговый комплекс находится между центром столицы  и аэропортом. Дизайн небоскребов описывается как «переплетенные горы». Три башни высотой 118, 127 и 200 м визуально и конструктивно объединены стилобатом, имеют похожую криволинейную форму и слоистую структуру фасадов. Общая площадь помещений надземного и подземного уровней зданий  составляет 521 тыс. кв. м.

Пекин (Бэйцзин, буквально «Северная столица») - политическая, культурная и инновационная столица Китайской Народной Республики, город центрального подчинения. Экономическим центром государства  является  Шанхай. Население  столицы в границах городского округа - 22 млн. жителей (2017). Пекин  входит в число четырёх древних столиц Китая. Во времена монгольской империи Юань город носил название Ханбалык.

Столица  с трёх сторон окружена провинцией Хэбэй и граничит с Тяньцзинем на юго-востоке.

Пекин расположен на севере Великой Китайской равнины, горы Сишань   с высотой до 2 тыс. метров защищают город от монгольских пустынь и степей. Через город протекают реки бассейна Желтого моря Чаобайхэ и Юндинхэ (приток Хайхэ).  Юндинхэ (Река вечного спокойствия) получила название в конце 17 века, когда по приказу императора были укреплены берега своенравной реки, часто меняющей свое русло.  В Пекине заканчивается Великий Китайский канал, получивший в последнее время выход в Восточно-Китайское море в районе города Нинбо. Крупнейшее в Северном Китае водохранилище Миюнь, сооруженное в 1960 году, является наряду с подземными водами одним из основных источников питьевой воды для Пекина. Дефицит водных ресурсов столицы планируется покрыть за счет строящегося грандиозного канала «Юг - Север».
Планировка столицы имеет концентрическую структуру, делящую городские зоны пятью кольцевыми автодорогами. Исторический центр города формируют Ворота Тяньаньмэнь и одноимённая площадь с Запретным городом (бывшей резиденцией китайских императоров).

К западу от Тяньаньмэнь расположена правительственная резиденция Чжуннаньхай, расположенная  вокруг рукотворного озера. В китайских СМИ термин «Чжуннаньхай» часто употребляется для обозначения высшего руководства КНР (аналогично тому, как слово «Кремль» используется для обозначения государственной власти России). Квартал с резиденциями высших органов управления КНР пекинцы называют «новым запретным городом».

К северу от Запретного города лежит Северное озеро (Бэйхай), вокруг которого раскинулся  одноимённый парк. Одна из достопримечательностей озёрного района - суперсовременный Национальный центр исполнительских искусств.



Для Пекина характерен муссонный влажный континентальный климат с жарким влажным летом и холодной ветреной сухой зимой, формирующейся под влиянием сибирских антициклонов. Средняя температура в январе составляет −7°C, в июле  + 26°C. В год выпадает более 600 мм осадков.

Острой проблемой в Пекине является сильное загрязнение воздуха и его низкое качество вследствие выбросов промышленных предприятий и транспорта. Часто песчаные бури из монгольских пустынь парализуют жизнь в городе. В столице создана экологическая полиция.

***
История. Поселения в районе Пекина существовали с первого тысячелетия до нашей эры. Здесь располагался город  Цзи - столица царства Янь, одного из государств периода Воюющих царств (473-221 гг. до н. э.).

В 936 году северокитайское государство Поздняя Цзинь отдало большую часть северных приграничных земель киданьской империи Ляо, учредившей вторую столицу своего государства на месте нынешнего Пекина, назвав её Наньцзин («Южная столица»). В 1125 году чжурчжэньская империя Цзинь присоединила государство Ляо, и в 1153 году переместило свою столицу в Наньцзин, переименовав его в Чжунду («Центральная столица»).

По теме: Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов

В 1215 году город был сожжён дотла монгольскими войсками (по приказу Чингисхана) и заново отстроен немного севернее в 1267 году. Готовясь к завоеванию всего Китая, будущий основатель империи Юань хан Хубилай сделал город своей столицей и назвал его по-монгольски - Ханбалык (Великая резиденция хана). Это решение хана возвысило статус города, находившегося на северной окраине исторического Китая.

В 1368 году империя Юань пала. Разрушенный город был позднее  отстроен  в эпоху империи  Мин.  В 1421 году третий император Мин вновь перенёс сюда столицу из Нанкина, переименовав город в Пекин (Бэйцзин «Северная столица»). Во времена империи Мин Пекин приобрёл свои современные очертания.

Считается, что Пекин был крупнейшим городом мира в периоды с 1425 по 1650 и с 1710 по 1825 годы (См., Мировые города). Были воздвигнуты Запретный город, резиденция минских и цинских императоров, Храм Неба (1420) и другие значительные сооружения.

Вторгшиеся в Китай маньчжуры свергли империю Мин и основали империю Цин. Пекин оставался столицей цинского Китая на протяжении всего правления династии. При оккупации Пекина в 1860 году англичане и французы разграбили и сожгли императорский дворец Юаньминъюань. В 1900 году город пережил осаду и вторжение объединённой армии западных держав во время Боксёрского восстания.

В 1911 году в Китае произошла буржуазная Синьхайская революция, которая свергла цинское владычество и установила республику, и изначально планировался перенос столицы в Нанкин, но она  осталась  в Пекине. Республика оказалась недолговечной, началась серия гражданских войн за контроль над Пекином. После успеха Северного похода гоминьдана в 1928 году столица Китайской Республики была официально перенесена в Нанкин, а Пекин был переименован в Бэйпин («Северное спокойствие»).

Во время Второй японско-китайской войны в 1937 году город оккупирован японцами, возвратившему городу название «Пекин». В городе было учреждено марионеточное Временное правительство Китайской Республики на оккупированных японцами территориях Северного Китая. 15 августа 1945 года одновременно с капитуляций Японии во Второй мировой войне Пекин вновь был переименован в Бэйпин.

31 января 1949 года город без боя взят коммунистами. 1 октября того же года Коммунистическая партия Китая под предводительством Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь объявила о создании Китайской Народной Республики. Город становится столицей КНР, ему возвращается название Пекин (Бэйцзин). Главный вход в Запретный город - Врата Небесного Спокойствия (Ворота Тяньаньмэнь) стали государственным символом Китайской Народной Республики и изображённые на её гербе.

***
После начала экономических реформ Дэн Сяопина городская зона Пекина значительно увеличилась.  В 2005 года правительство приняло план, призванный остановить разрастание Пекина. Сегодня из общей численности населения  столицы в границах городского округа (22 млн. жителей, 2017) примерно 13 млн. обладают пекинской пропиской, остальные проживают по временным разрешениям, в том числе около 10 млн. трудовых мигрантов, преимущественно из сельской провинции. Многие из них  находятся в столице незаконно, являются источниками  дешёвой рабочей силы  и преступности.  Собственно городское население Пекина составляет  около 8 млн. человек.

Среди пекинцев 95 % составляют ханьцы (этнические китайцы). В Пекине проживает значительное количество иностранцев, главным образом бизнесмены, представители иностранных компаний и студенты. Самую большую иностранную диаспору составляют корейцы, преимущественно из Южной Кореи.

***
Экономика Пекина является одной из самых развитых и процветающих в Китае. Здесь наблюдается самая большая в мире  концентрация региональных центров штаб-квартир транснациональных корпораций. Кроме развитой торговой и банковско-финансовой деятельности в столице  расположен район Чжунгуаньцунь («Силиконовая долина Китая»), важный центр электронной и компьютерной промышленности, а также исследований в области фармацевтики. В последнее время Пекин приобретает всё большую известность в качестве центра инновационного предпринимательства и успешного венчурного бизнеса.

Основная промышленная зона расположена на западной окраине столицы. В сельских районах городского округа основу земледелия составляют пшеница и кукуруза, выращивание овощей для столицы.

В результат  экономического роста  обострились социальные и экологические проблемы. Усилилось разрушение исторической застройки. Увеличился значительный приток мигрантов из бедных провинций страны. Обострились проблемы автомобильных пробок и загрязнения воздуха. Пекинцы часто жалуются на плохое качество воды и высокую стоимость коммунальных услуг, таких как электричество и бытовой газ. В целях борьбы со смогом основным промышленным предприятиям в пригородах Пекина предписано сделать своё производство чище либо покинуть территорию Пекина.

***
Вместе с ростом города, вызванным экономическими реформами, Пекин превратился в важный транспортный узел. Через город и вокруг него проходят пять дорожных колец, девять скоростных автодорог, одиннадцать государственных автомагистралей, семь железнодорожных линий. На административной территории Пекина также расположен крупный международный аэропорт.

Из Пекина отправляются международные пассажирские поезда в Москву и Пхеньян, а так же прямые поезда в Цзюлун (САР Гонконг). Функционируют высокоскоростные дороги Пекин - Тяньцзинь, Пекин - Шанхай, Пекин - Гуанчжоу и другие.
Главный аэропорт Пекина «Столичный» («Шоуду») расположен в 20 км к северо-востоку от городской зоны Пекина. Столичный аэропорт обслуживает большинство внутренних и практически все международные рейсы. Это главные воздушные ворота Китая и базовый аэропорт национального перевозчика Air China. Он связан с городом скоростной дорогой «Аэропорт», путь по которой до центра города занимает около 40 минут. К Олимпиаде 2008 года до аэропорта были построены ещё одна скоростная автотрасса, а также линия легкорельсового транспорта.

На территории городского округа расположено еще несколько аэропортов. Началось строительство аэропорта Дасин, который по завершении строительства должен стать крупнейшим аэропортом мира. Первая очередь будет открыта в 2019 году.

Метрополитен Пекина состоит из семнадцати линий. Несколько линий открылись к началу Олимпиады 2008 года. Проезд в метро стоит от 3 до 8 юаней в зависимости от количества станций в вашем маршруте. Поездка в аэропорт стоит 25 юаней. В Пекине много такси, в том числе существуют нелегальные частные такси.

***
В Пекине расположено большое число колледжей и университетов, включая два самых престижных университета страны: Пекинский университет и Университет Цинхуа. В пекинской столице обучается множество иностранных студентов из России, Кореи, Японии, Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии.

***
В городской зоне Пекина превалируют архитектурные стили традиционной архитектуры императорского Китая, советский стиль 50-70-х годов двадцатого столетия, включая «хрущевки» и современные архитектурные формы, главным образом расположенные в Центральном деловом районе. Самым высоким зданием является 74-этажный небоскрёб Китайского Всемирного Торгового Центра, строится 106-этажный небоскрёб Чайна-Цзунь. Старая застройка быстро исчезает. Однако некоторые наиболее исторические и живописные хутуны охраняются и восстанавливаются государством.

Современная 2-х комнатная квартира в Пекине стоит  от 2 до 3 млн. юаней. Квартплата дорогая, особенно  летом из-за пользования кондиционером.

***
В Пекине несколько технологических парков - Чжунгуаньцунь, Фэнтаюань, Чанпиньюань, зона технико-экономического освоения Ичжуан, а также Электронный комплекс на севере Пекина. Эти парки называют бастионами азиатской «Силиконовой долины».

Крупнейший в стране технологический и научный парк Чжунгуаньцунь находится на северо-западе столицы.  Именно его в западной прессе называют главной китайской «Силиконовой долиной». История создания началась еще в 50-е годы, но кардинальное решение о строительстве технопарка было принято в 1980-х годах. В нем были сконцентрированы подразделения крупнейших пекинских вузов, включая Пекинский университет и Университет Цинхуа,  научно-исследовательские институты  Академии наук КНР, а так же Государственная библиотека Китая.  Сегодня здесь работает свыше 30 тысяч высокотехнологичных компаний и предприятий в сфере информационных технологий, в которых занято около миллиона человек. В парке расположены центры НИОКР компаний Microsoft, Intel, Nokia, IBM и около сотни других компаний из списка Fortune 500, крупнейших китайских производителей компьютеров Lenovo и Founder. Здесь  сформирован парк инновационных компаний промышленного кластера с участием отраслей цифровых технологий, биомедицины, энергетики и охраны окружающей среды, инновационных материалов, передовых производств, аэрокосмической промышленности и пр.

В Научно-техническом парке гигантского IT-консорциума на площади в 400 кв. км сконцентрирована значительная  доля интеллектуального потенциала Поднебесной, включая академиков и докторов наук. Уже в течение многих лет вклад технопарка в промышленный рост Пекина составляет более 60 %.  С помощью этого «инвестиционного магнита» китайское правительство привлекает в страну венчурный капитал со всего света. Функционирующие здесь  компании пользуются значительными налоговыми льготами, кредитами и дотациями.

В Инкубаторе технопарка небольшие компании могут получить абсолютно бесплатно площади для ведения исследовательской и коммерческой деятельности. Это одна из действенных форм господдержки китайского хайтека.
 В Чжунгуаньцуне сконцентрировано самое большое в Китае количество миллионеров. Коммунистическая власть не против, если их сограждане будут обогащаться за счет инновационной деятельности.

***
В Пекине ежегодно проходит много значимых международных экономических и других форумов.
В августе-сентябре 2008 года в Пекине прошли летние Олимпийские игры и летние Паралимпийские игры. На Олимпийских играх впервые в истории сборная Китая заняла первое общекомандное место, выиграв 51 золотую медаль, значительно опередив команды США (36 золотых медалей) и России (23 золотые медали). Пекинские летние Игры стали третьими на территории Азии после Токио-1964 и Сеула-1988. В 2022 году состоятся  Зимние Олимпийские игры.

***
Многие фотографии Пекина были  сделаны из окна автомобиля, что отразилось на их качестве. Деловая программа поездки был так насыщена, что не оставалось времени на фотосессии.


Башня Китайского всемирного торгового центра China World Trade Center Tower 3. Этот небоскреб  высотой 330 метров (74 этажа + 4 подземных) является третьим зданием всемирного торгового центра в центральном деловом районе Пекина Чаоян. Строительство небоскрёба завершилось в 2009 году. В небоскрёбе находятся офисы (до 55 этажа), ресторан, гостиничные номера (56 - 68) и магазины. Здание похоже на Всемирный торговый центр (разрушенный в 2001 году) в Нью-Йорке. По состоянию на 2015 год Башня являлась самым высоким зданием в городе, 18-м по высоте в стране, 46-м по высоте в Азии и 59-м по высоте в мире.















Строящийся с 2013 года сверхвысокий небоскрёб Чайна-Цзунь виден отовсюду.  По завершении строительства высота башни составит 528 метров (108 этажей). Предполагается сдача здания в эксплуатацию в 2018 году. Это будет самое высокое здание в Пекине. Форма здания напоминает древнекитайский ритуальный сосуд цзунь.










В 2012 году в Пекине построен оригинальный (без углов) торгово-офисный центр Galaxy Soho. В центре комплекса между куполами образован атриум с балконами и галереями и несколько замкнутых внутренних дворов. Автор проекта - известный архитектор Заха Хадид. Её архитектурное бюро реализовало десятки проектов по всему миру, в том числе Центр Гейдара Алиева в Баку и строит центр Dominion Tower в Москве.

Современный торгово-офисный центр Galaxy Soho в Пекине


https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/6/76/754678184181766.jpeg

Так центр смотрится из окна автомобиля


В непосредственной близости от площади Тяньаньмэнь  построен  современный Национальный центр исполнительских искусств, поначалу задумывавшийся как Большой национальный оперный театр (пекинцы называют его «Яйцом»). Здание представляет собой эллипсоидный купол из стекла и титана, возведенный посреди искусственного водоёма. Три главных зала театра способны вместить не менее 6500 зрителей. Строительство по проекту французского архитектора Поля Андрё  продолжалось с 2001 по 2007 годы. Сооружение громадного футуристического здания в историческом центре китайской столицы вызвало большие споры среди жителей столицы.


http://3.bp.blogspot.com/.jpg



















Широкие восьми рядные проспекты столицы






Национальный Олимпийский стадион «Ласточкино гнездо» (2008)  вмещает 90 тыс. зрителей. У сооружения вместо стен - «скелет» из переплетающихся стальных балок является одновременно и перекрытиями, и фасадами, и несущей конструкцией здания.



http://magelan-m.ru/assets/images/dostoprimechatelnosti/peqhin/olimpijskij-park-stadionyi-gnezdo-i-vodnyij-kub/1.jpg

Улица в районе Олимпийской деревни




Современные жилые кварталы. Балконы и лоджии в новых домах запрещено перестраивать. Кондиционеры устанавливаются  как часть архитектурного элемента или в новейших зданиях функционирует единая  система кондиционирования.






Улицы столицы радуют зелеными насаждениями, в том числе плакучих ив, не встречаются сухие деревья. В сентябре трава на придорожных газонах зеленая, их поливают каждую ночь, а бордюры чистые от пыли. Реклама убрана с улиц и отсутствует на  автомобильных магистралях.  Нет навязчивой политической рекламы, несмотря на приближавшийся съезд КПК. Портреты Великого кормчего висят в помещениях некоторых общественных организаций, но не встречаются в офисах компаний и корпораций.


Ультрасовременный дизайн зданий


Модернизированные пекинские «хрущёвки» проделали долгий путь из Европы через Советский Союз. По теме: Французский Гавр. Родина «хрущёвок»





На улицах пекинской столицы много автомобилей представительского класса


Электромобиль. Экологический патруль


Китай, который еще недавно называли Королевством велосипедов, становится Королевством автомобилей.  В прошлом ежедневно на улицы выезжало полмиллиарда велосипедистов.  В настоящее время, только за год продано 25 млн. новых автомобилей (на порядок больше, чем в России и в три раз больше, чем в США). В Пекине - свыше 6 млн. автомобилей. Четверть века назад  на улицах столицы было больше велосипедов, чем автомобилей, сегодня - наоборот.
Масштабное строительство  транспортных колец и многоуровневых развязок не спасает столицу от пробок. Заторы возникают регулярно из-за обилия автомобилей, традиционного смога и  дождей.

Местные власти ограничивают годовую выдачу автомобильных номеров количеством 240 тыс. штук. Номера распределяются при помощи специальной лотереи. В целом по стране ежегодно выигрывают около 3% процентов участников. Если бюджет позволяет, то номера можно купить и без очереди - это будет стоить 100 тыс. юаней или  $15,6 тыс.  В Китае за эту сумму можно приобрести приличный новый автомобиль.

Счастливчики  с четной последней цифрой номера могут ездить по четным дням, и наоборот. Для иногородних автовладельцев въезд в столицу требует специального разрешения. Но и такие жёсткие меры не всегда эффективны.
Из-за равнинного рельефа по улицам столицы  удобно ездить на велосипеде. Велосипедные дорожки часто ограждены от основной автомобильной трассы. Прокат велосипеда стоит 1 юань в час (примерно15 центов). Жители Пекина пользуются в основном электрическими мопедами и скутерами.

В городе встречаются многочисленные стоянки для проката велосипедов


Стоянка  прокатных велосипедов у театра












На многих новых тротуарах, а также в терминалах международного аэропорта, выделена полоса для слепых граждан.

Путешествие к китайскому Дракону
в поисках секрета успешных реформ мировой сверхдержавы
Путешествие в Китай. Воздушные Драконы
Великие проекты китайского Дракона. Мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи
Пекин. Великая столица Поднебесной
Запретный город под нашествием народной любви
Площадь Ворот небесного спокойствия. «Майданы» здесь не пройдут
Парящий Дракон. Великая Китайская Стена

Нинбо. Город, рожденный морем и торговлей
Поднебесный морской Дракон. Крупнейший в мире порт-миллиардер Нинбо-Чжоушань
Китайский Дракон штурмует западные автомобильные бренды
Поднебесный интеллектуальный Дракон. Парк для отверженных украинских инженеров
Музей истории завтрашнего дня
Небесная книжная палата
Царь цветов «Красный пион»

Мозаичный Дракон. Отели. Рестораны. Театр утреннего солнца

Города, Китай

Previous post Next post
Up