Запретный город под нашествием народной любви

Oct 22, 2017 21:46

Оригинал взят у dergachev_va в Запретный город под нашествием народной любви
Владимир Дергачев


Запретный город ( Гугун, «Бывший дворец») является самым обширным дворцовым комплексом в мире. Находится в центре Пекина, к северу от главной площади Тяньаньмэнь и восточнее озёрного квартала (правительственной резиденции).

Главный дворцовый комплекс китайских императоров, начиная с династии Мин и до конца династии Цин, то есть на протяжении почти шести веков (с 1420 по 1912) служил резиденцией императоров и местом жительства членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

Я был впервые  в Запретном городе и внутри дворцов четверть века назад в дождливый августовский день. При малом скоплении народа мы неспешно гуляли по территории Гугуна, включая посещение залов императорских дворцов (См.,
Столичный Дракон).

Осенью 2017 года на закате пика туристического сезона мы увидели здесь настоящее вавилонское столпотворение. Чтобы сохранить средневековые дорожки и ступени лестниц, администрация музея защитила  их предохраняющим покрытием. В императорские дворцы можно заглянуть через приоткрытые двери. Огромные толпы не позволяют сосредоточиться на чем-то высоком и возвышенном.

Китай модернизируется небывалыми темпами и возникла угроза утраты национальных  корней. Поэтому коммунистическая партия призвала народ  обратиться к историческим истокам. И дисциплинированные китайцы заполонили многочисленные музеи.

Резиденция китайских императоров династии Мин претерпела множество изменений и является  образцом традиционной китайской дворцовой архитектуры. С 1925 года Запретный город находится в ведении Дворцового музея, а в 1987 году первым из китайских объектов был занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества, включен в число крупнейших в мире собраний сохранившихся древних деревянных строений.

***
Распространённое наименование «Запретный город» является переводом китайского названия Цзыцзиньчэн (Пурпурный запретный город). Цзы, или «Пурпурный», подразумевает Полярную звезду, которая в древней китайской астрологии была небесным обиталищем Небесного Императора. Окружающая небесная область являлась резиденцией Небесного Императора, а Цзинь (Запретный город) проецировался как резиденция земного императора. В Запретный город, окружённый рвами с водой и пурпурно-красными стенами,  никто не мог войти или покинуть без разрешения императора. Чэн означает «город».

Когда все же подданного вызывали во дворец к императору, он шел по дороге, мощенной так, чтобы человек не витал  мыслями в облаках и не думал о чем-то обыденным. Дорога  заставляла  смотреть под ноги, чтобы не споткнуться и сосредоточиться перед встречей с наместником Неба на Земле. Этот прием широко  используется в современном мире при создании мемориалов Неизвестного солдата и других памятников. Правда, часто вместо булыжной мостовой стелиться плитка с зазорами для травы.

***<
Строительство Запретного города осуществлялось с 1406 по 1420 годы императором китайской династии Мин после падения власти монгольской династии Юань.  План Запретного города был разработан множеством архитекторов и зодчих. Потребовался  труд ста тысяч искусных ремесленников (мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д.) и около миллиона строителей. Колонны дворцовых залов были выполнены из цельных брёвен драгоценного китайского лавра, встречающегося в джунглях юго-западного Китая. В последующем при реконструкции во времена династии Цин,  колонны заменили новыми с использованием разнообразных пород сосны. Огромные террасы и большие каменные резные орнаменты были сделаны из камня, добытого в каменоломнях под Пекином. Полы крупнейших залов  вымощены «золотыми кирпичами» из обожжённой глины. Когда в 1420 году дворец был закончен, император переехал в него из Нанкина, а Пекин официально стал главной столицей империи.

Запретный город с дворцами из дерева был подвержен пожарам.  Поэтому здесь устроили  систему отопления с трубами под полом жилых построек. Источники тепла находились за пределами дворцов. Также для обогрева использовались особые жаровни с древесным углем, при горении не имевшим дыма и запаха. Они были оборудованы специальным колпаком, исключавшим случайный выброс горячих углей. Такая система отопления была экологичной и существенно повышала противопожарную безопасность.

В 1644 года маньчжуры добились господства в Северном Китае и провозгласили династию Цин в качестве преемника Мин. По теме: Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов

Новые правители из династии Цин установили во дворцах  двуязычные таблички с названиями на китайском и маньчжурском языке,  а в Зале Земного спокойствия (официальной опочивальни императрицы) - шаманское святилище.

В 1860 году, во время Второй опиумной войны, англо-французские войска овладели и временно оккупировали Запретный город. В 1900 году императрица Цыси бежала из Запретного города во время Боксёрского восстания, оставив его оккупированным войсками западных держав.

После свержения цинской династии в 1911-1912 годах и отречения последнего императора  Пу И, Запретный город перестал быть политическим центром страны. Правительство новой Китайской Республики разрешило  Пу И и его семье пользоваться Внутренним дворцом, а  Внешний дворец был передан республиканским властям, организовавшим в нем музей. В 1924 году в результате военного путча Пу И  был изгнан из дворца.

На основе обширной коллекции предметов искусства, собранной минскими и цинскими императорами был создан Музей «Гугун» («Бывший императорский дворец»). Однако в 1933 году японское вторжение в Китай поставило под угрозу безопасность этих национальных реликвий, и они были вывезены из Запретного города в Нанкин, а затем в Шанхай, откуда еще дальше вглубь страны.

Японцы захватили Запретный город, но из-за  уважения оккупационных властей к бывшему хозяину дворца (ставшему императором марионеточного государства Маньчжоу-го), часть коллекции, остававшаяся во время войны в Пекине, уцелела.

По теме: Маньчжоу-Го и марионеточное украинское государство

В конце Второй мировой войны, после победы над Японией и окончания гражданской войны - артефакты были перевезены обратно в Пекин. В конце 1940-х годов, после того как гоминьдан проиграл гражданскую войну в Китае, Чан Кайши приказал перевезти артефакты музея «Гугун» из Запретного города и Национального музея в Нанкине на Тайвань. Но на острове оказалась лишь часть лучшей коллекции из Нанкина, ставшей  ядром Музея Императорского Дворца в Тайбэе.

В 1949 году у Врат Небесного Спокойствия Запретного города была провозглашена Китайская Народная Республика. При новой власти предлагалось сравнять с землёй или реконструировать Запретный город, но музей Гугун сохранился.

Существенный ущерб Запретному городу был нанесен во время Культурной революции. Разрушение было предотвращено, благодаря вмешательству Премьера Чжоу Эньлая. Армейский батальон предотвратил разграбление дворца Красной Гвардией, устремившейся на штурм и разрушение «Четырёх пережитков» (традиционных китайских ценностей). С 1966 по 1971 годы все ворота в Запретный город были запечатаны.

В 1987 году ЮНЕСКО объявила Запретный город объектом Всемирного наследия под наименованием «Императорский дворец династий Мин и Цин».

В 2008 году на китайском и английском языках был запущен сетевой проект культурного наследия «Запретный город: Вне пространства и времени». Виртуальный Запретный город включает около 800 зданий и представляет интерактивные трёхмерные модели построек Запретного города и культурных артефактов.

Сегодня дворцовый комплекс является одной из главных туристических достопримечательностей Пекина. Запретный город ежегодно посещают около 7 млн. человек. Ответственность за сохранение и реставрацию Запретного города возложена на Дворцовый музей. Ограничена высота окружающих зданий, осуществлена крупномасштабная реставрация Запретного города  с целью возвращения к состоянию до 1912 года.

План Запретного города.


Запретный город представляет собой прямоугольник (961 x 753 метров, 720 тыс. м²). Он состоит из 980 сохранившихся зданий с примерно десятью тысяч комнат (по традиции часто указывают цифру 9999).  У Запретного города три вертикальные оси,  важнейшие здания расположены на центральной оси «север-юг».

Запретный город был спроектирован как центр столицы.  Он заключён внутри Императорского города, в свою очередь заключенного внутри Внутреннего города, к югу от которго находится Внешний город. Запретный город продолжает играть важную роль в городской схеме Пекина. Центральный вектор «север-юг» остаётся центральной осью города, она продолжается на юг через Врата Небесного Спокойствия до площади Тяньаньмэнь, церемониального центра Китайской Народной Республики. К северу она продолжается через холм Цзиньшань до Колокольной и Барабанной башен.  Запретный город традиционно разделяется на две части. Внешний или Передний дворец (на юге) использовался для церемониальных целей. Внутренний или Задний дворец (на севере) являлся резиденцией императора и его семьи и был предназначен для занятия повседневными государственными делами.

С площади Тяньаньмэнь в Запретный город ведут Врата Небесного Спокойствия (ворота Имперского города). Восточные и западные ворота называются «Восточные Ворота Славы» и «Западные Ворота Славы».

Восточные Ворота славы. Сюда обычно подходят автобусы с туристами, которые далее отпавляются к входным билетным кассам Запретного города.


Кассы у входа в Запретный город


Меридианные ворота Умэнь (Полуденные) - центральный вход в Запретный город - с двумя выступающими крыльями.


От Меридианных ворот отходят два выступающих крыла, которые вместе с самими воротами формируют три стороны расположенной перед ними площади (площадь Умэнь, или Меридианных ворот). Ворота снабжены пятью проходами.


Несмотря на огромное скопление народа, вокруг поддерживается идеальная чистота. Велорикша оборудована для первозки отсортированного мусора.


Центральный проход является частью Императорского пути - вымощенной камнем дороги, которая формирует центральную ось Запретного города и всего средевекового Пекина. По Императорскому пути может ходить или ездить только император (а также императрица - по случаю своего бракосочетания - и студенты, успешно сдавшие Императорский экзамен).

Внешний дворец. Пройдя через Меридианные (Полуденные) ворота, посетитель попадает на большую площадь, пронизанную извилистым каналом Цзиньшуйхэ (Внутренней Рекой Золотой Воды), через который перекинуто пять мраморных мостов. По среднему самому широкому мосту имел права ходить только император.

Чтобы не потеряться в море людей гиды держат разноцветные флаги или туристы одной группы облачаются в кепки одинаково яркого цвета.




На площади возвышаются Врата Верховной гармонии.


За вратами поднимается трёхъярусная из белого мрамора терраса, на вершине которой расположены три зала (павильона) - Зал Верховной гармонии, Зал Центральной (Полной) гармонии и Зал Сохранения гармонии. Это основные помещения Внешнего дворца, где император выполнял свои государственные функции.

Павильон Верховной гармонии является самым большим сооружением Гугуна, его площадь более 2300 кв. м. Он возвышается примерно на 30 метров над уровнем окружающей площади. Это - церемониальный центр имперской власти, и крупнейшая сохранившаяся деревянная постройка в Китае. В эпоху династии Мин император собирал здесь двор для обсуждения государственных дел.




Зал Центральной (Полной) гармонии использовался императором для подготовки и отдыха до и во время церемоний. Находящийся позади него Зал Сохранения гармонии использовался для репетиций церемоний, а также являлся местом проведения финального этапа императорского экзамена. Во всех трёх залах представлены императорские троны, самый большой и тщательно оформленный из которых - трон в Зале Верховной гармонии.

Императорский трон в Зале Сохранения гармонии


Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1489907

На юго-западе и юго-востоке Внешнего двора находятся залы Военного величия и Литературной славы. Первый использовался императором в различных ситуациях для приёма министров и проведения совещаний двора, а во втором размещалась собственная дворцовая типография. Последний использовался для церемониальных лекций высокочтимых кофуцианских учёных, а позже стал офисом Большого Секретариата.

Внутренний дворец служил домом императору и его семье. В период династии Цин император жил и работал почти исключительно во Внутреннем дворце, а Внешний дворец использовался только для церемониальных целей. Во Внутреннем дворце находились жилые помещения, где жили, поклонялись богам император, императрицы, наложницы, принцы и принцессы.

В центре Внутреннего дворца находились Зал Небесной чистоты, Зал Объединения и мира, Зал Земного спокойствия. Эти три зала были официальными резиденциями императора и императрицы. Император, воплощающий ян и Небо, занимал Дворец Небесной чистоты; императрица, воплощая инь и Землю, - Дворец Земного спокойствия. Между ними находился Зал Объединения и Мира, в котором инь и ян смешивались, чтобы породить гармонию. Здесь хранятся 25 императорских печатей династии Цин и другие церемониальные принадлежности.

Трон во Дворце Небесной чистоты.  Над троном висит доска с надписью «Правосудие и Честь».


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b6/Forbidden_City_August_2012_28.JPG

Сегодня императорский трон можно увидеть только через дверь, у которой постоянная толкучка.




Как бы китаец не прожил жизнь, его главный долг перед предками - забота о продолжении рода, родить здорового сына. Кто бы ты ни был, - простой смертный, старый солдат или  Сын Неба. Поэтому  неудивительно, что в императорском маньчжурском Китае одним из основных «министерств»  была Палата  важных дел. Главноуправляющий  Палаты (евнух) отвечал не за международные отношения, а осуществлял контроль за  «политику»   потомства. С его разрешения наложницы доставлялись в  постель  императора, он  регламентировал  время их нахождения  в покоях и,  в конце свидания  выполнял самое важное дело.  В зависимости от принятого решения  Сына Неба   главноуправляющий   нажимал на живот женщины таким образом, чтобы  вышло все «драконово семя»  или наоборот, оставлял запись в специальной книге, что император «осчастливил» наложницу в такое-то время. Это служило доказательством, если  она забеременеет. Это казалось бы всего лишь пикантный эпизод из жизни Поднебесной. Однако он играл определяющую роль в преемственности власти.  Чистота престолонаследия превыше всего. Здесь не может быть случайностей.

Позади трех залов Внутреннего дворца находятся три императорских сада - Долголетия, Доброты и Спокойствия  и Императорский сад (Юйхуаюань), относительно маленький и компактный по дизайну, сад включает в себя несколько искусных ландшафтных компонентов. К северу от сада расположены Ворота Божественной мощи.

Непосредственно к западу расположен Зал Умственного развития. В последние десятилетия династии Цин вдовствующие императрицы - включая Цыси - проводили совещания двора в восточной части этого зала. Вокруг него находятся офисы Большого Совета и других ключевых государственных органов.

Северо-восточный сектор Внутреннего дворца занят Дворцом Безмятежного долголетия, построен одним из императоров в ожидании своего ухода на покой.

Позолоченный лев перед Дворцом Безмятежного долголетия. Лев наложил лапу на земной шар, символизируя  силу императорской власти.


Крыши дворца Долголетия


Фризы крыш с дракончиками и орнаментами. Наклонные скаты крыш зданий декорированы рядом статуэток, возглавляемых человеком верхом на фениксе, за которым следует императорский дракон. Число статуэток символизирует статус здания.






Глазурованный декор дворцов


По всей территории Гугуна можно увидеть многочисленные медные котлы, всего их 308. Это средневековая система противопожарной безопасности дворцов. Котлы в прошлом заполнялись водой.


Жаровня


Религия составляла важную часть жизни императорского дворца. При династии Цин Дворец Земного Спокойствия стал местом проведения шаманистских церемоний маньчжуров. В то же время, исконная китайская религия - даосизм - продолжала играть важную роль в эпохи династий Мин и Цин. Превалирующей формой религии во дворце периода династии Цин был буддизм. Буддистская иконография была также обильно представлена в оформлении интерьеров многих построек, особенно в Павильоне Цветочного Дождя.

***
Запретный город с трёх сторон окружён императорскими садами. На севере от Запретного города расположены Ворота Божественной Мощи (или Военной Доблести), выходящие на парк Цзиншань («Панорамный холм»). Искусственный холм насыпан из почвы, вынутой при сооружении рва и из близлежащих озёр.

К северо-западу от Запретного города расположен Императорский Парк Бэйхай (дословно, «Северное море»). Этот шедевр ландшафтного дизайна первоначально был заложен в 10 веке. С 1925 года сад был открыт публике. К западу расположен бывший Императорский парк Чжуннаньхай, вписанный между двумя соединяющимися озёрами. Здесь сегодня расположены здания Цетрального коимета

Коммунистической партии Китая, Государственного совета КНР и живёт китайское высшее руководство.
К юго-востоку от Запретного города на значительном удалении находится Монастырский комплекс Храм Неба (1420), включающий единственный храм круглой формы (Храм Урожая). Он является одним из символов китайской столицы и занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства.

***
В прошлом южнее Запретного города располагались Императорское Святилище семьи (Императорский Храм предков) и Императорское Святилище государства, в которых император поклонялся духам своих предков и духу нации. Сегодня здесь находятся Зал Культуры трудового народа Китая и парк Жонгшан, увековечивающий память Сунь Ятсена.

К югу, вдоль главной оси за пределами Запретного города расположены Вертикальные ворота и более знаменитые Врата Небесного Спокойствия, украшенные портретом Мао Цзэдуна в центре и двумя плакатами слева и справа: «Да здравствует Китайская Народная Республика» и «Да здравствует великое единство народов мира». Врата Небесного Спокойствия соединяют территорию Запретного города с центральной столичной площадью Тяньаньмэнь.


***
Уставшие туристы расположились на отдых, некоторые из сельской провинции решили перекусить огурцом с зеленым чаем в термосе.


Непонятная композиция с очередным драконом


На горе беседки императорского парка Цзиншань (Гора прекрасного пейзажа), который считается излюбленным местом отдыха жителей Пекина. Почва, вынутая во время сооружения рва, была сложена к северу от дворца, для создания искусственного холма Цзиншань.




Парк Юйхуаюань на территории Запретного города. Из павильона Императорского вида на вершине десятиметрового каменного холма Собранного изящества властитель любовался окрестностя¬ми.


Как в каждом традиционном китайском саду, здесь кроме цветов и деревьев, много камней.
Считается, что камни необычного вида имеют силу продлевать человеку жизнь, поэтому сюда везли самые красивые камни со всей страны.


Павильон тысячи осеней находится в западной части сада. Запад в Китае символизирует осень, а восток - весну.


В саду много небольших павильонов и уютных беседок, причудливых камней, среди которых прогуливались члены императорского двора. Императоры писали здесь стихи, а императрицы-матери устраивали смотрины наложницам. Последний император Пу И занимался здесь английским языком и математикой.


Ворота Божественной мощи (северные ворота). Нижняя табличка гласит: «Дворцовый музей»




Запретный город окружают стена длиной 3,4 км и высотой 7,9 метра, и ров глубиной 6 метров и шириной 52 метра. На четырёх углах стены размещены стороженвые башни.


Река Золотой воды (ров с проточной водой), опоясывающей Запретный город.


В настоящее время строительные работы вблизи Запретного города жёстко контролируются. На протяжении прошлого столетия иногда осуществлявшиеся политически мотивированные разрушения и реконструкции, изменили облик районов, окружающих Запретный город. С 2000 года муниципальное правительство Пекина работает над выселением правительственных и военных учреждений, занимающих некоторые исторические здания, а вокруг сохранившихся частей стен Имперского города разбит парк.

***
Дизайн Запретного города отражает философские и религиозные принципы и символизирует величие императорской власти. Жёлтый - цвет императора. Поэтому почти все крыши в Запретном городе покрыты жёлтой глазурованной черепицей (за исключением Библиотеки в Павильоне Литературной глубины). Все главные залы Внешнего и Внутреннего дворцов символизирующей Небо и Землю. Планировка зданий следует древним традициям. Так, храмы предков расположены перед дворцом; хранилища размещены в передней части дворцового комплекса, а жилые зоны - сзади.

***
Запретный город оказал влияние на последующее развитие архитектуры Китая, стал источником вдохновения для многих произведений искусства, послужил сценой для художественых фильмов, включая «Последний император» (1987). В 1998 году в Императорском святилище непосредственно вблизи Запретного города была исполнена в первый раз опера Джакомо Пуччини Турандот (история китайской принцессы). В 2001 году три знаменитых оперных певца - испанцы Пласидо Доминго и Хосе Каррерас и итальянец Лучано Паваротти - дали один из своих концертов перед главными воротами Запретного города.

Вместо заключения: Уроки китайского для Запада и братьев славян



Путешествие к китайскому Дракону
в поисках секрета успешных реформ мировой сверхдержавы
Путешествие в Китай. Воздушные Драконы
Великие проекты китайского Дракона. Мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи
Пекин. Великая столица Поднебесной
Запретный город под нашествием народной любви
Площадь Ворот небесного спокойствия. «Майданы» здесь не пройдут
Парящий Дракон. Великая Китайская Стена

Нинбо. Город, рожденный морем и торговлей
Поднебесный морской Дракон. Крупнейший в мире порт-миллиардер Нинбо-Чжоушань
Китайский Дракон штурмует западные автомобильные бренды
Поднебесный интеллектуальный Дракон. Парк для отверженных украинских инженеров
Музей истории завтрашнего дня
Небесная книжная палата
Царь цветов «Красный пион»

Мозаичный Дракон. Отели. Рестораны. Театр утреннего солнца

Города, Китай

Previous post Next post
Up