Оригинал взят у
sg59 в
Ивангородская крепость В 1345 году левобережные земли Принаровья переходят от датчан к Ливонскому ордену, купившему всю Северную Эстонию у прежних владельцев за 4,5 тонны серебра.
Новые владельцы Принаровья не отличались спокойным нравом и зачастую делали набеги на Правобережье. Дабы обезопасить границы отечества, царь Иван III строит "... в лето 7000 (1492г.) ... град на неметцком рубежи, на реце на Нарове, и нарече Ивангород".
Народ же сложил об основании Ивангорода следующее сказание.
Легенда об основании Ивангорода
Однажды русский царь был в гостях у шведского короля. Ели и пили вдоволь. В конце пира просит русский царь продать ему часть Нарвской земли. На что шведский король его спрашивает:
- Сколько же ты желаешь?
- Ах, много не хочу, - ответил хитрый царь, - только в величину лошадиной шкуры.
Шведский король принял эту просьбу за шутку, и, рассмеявшись, ответил:
- Бери, бери! Не хочу платы, отдаю бесплатно!
Прошло некоторое время и король пожалел об опрометчивом решении - подъехав к Нарве, русский царь разрезал шкуру на тонкие-тонкие ремешки, связал их и получившейся веревкой обнес часть земли. Понял король, что надул его царь, но делать нечего - пришлось сдержать данное слово.
Зная, что шведский король не простит ему этой "шутки" со шкурой, русский царь повелел выкопать новое русло для реки, которое бы отделило Город Лошадиной шкуры от Нарвы. Под новым руслом пробили подземный ход, чтобы при необходимости тайно проникать в Нарву. Вскоре работы были закончены, воду пустили по новому руслу, а старое, за крепостью - пересохло. Так Город Лошадиной шкуры был присоединен к России.
http://vestnik-nou1.narod.ru/legenda_ivangoroda.htm
После входа на территорию крепости в глаза сразу бросаются две маленькие, словно игрушечные, церкви.
Вообще, крепость внутри неожиданно большая. Писать рассказ самостоятельно нет времени, ограничусь фотографиями и легендами. А почитать об истории можно, например, у Ренаты Римши:
http://renatar.livejournal.com/240710.html часть1
http://renatar.livejournal.com/241086.html часть2
Самая маленькая из церквей - Никольская. Это одна из старейших церквей Прибалтики, и она является редким образцом двухапсидного церковного здания. Первое известие о ней имеется в переписных оброчных книгах Шелонской пятины 1498 года, где сказано: "внутри города церковь Никола cвятый". Внешнее убранство ее,по слухам, очень скромно и вполне соответствует назначению гарнизонной церкви. В XVII веке во время завоевания ее шведами она была обращена в кирху. С победой Петра I в Северной войне в церкви возобновились православные богослужения. В 1944 году была закрыта. В настоящее время основные богослужения совершаются в рядом стоящей Успенской церкви, построенной чуть позднее, во времена Ивана Грозного.А в Никольской церкви молебны совершаются дважды в год - на Николу Зимнего и Николу Вешнего. В остальное время церковь недоступна к осмотру.
Сходную с Никольской церковью композицию в пределах XV-XVII вв. имеет только одна единственная русская церковь - это стоящая рядом Успенская. Архитектурное качество этих церквей совершенно несравнимо. Успенская церковь - произведение, выполненное руками мастеров очень высокой квалификации. Архитектурные детали церкви совершенны, можно сказать даже, что мастера «победили» свой материал, так как им удалось выполнить эти детали из такого некачественного камня, как серый плитняк. Все линии Успенской церкви (очертания арок, сводов, архивольтов, аркатурного пояса) строго геометричны. Конструктивная система сложна и отличается большим запасом прочности. Сложнейшая архитектурная композиция церкви скомпонована уверенной рукой.
http://uspenskaja.cerkov.ru/istoriya-xrama-i-kreposti/kogda-v-ivangorode-postroena-nikolskaya-cerkov/
Архитектором, построившим Успенскую церковь, был венецианец греческого происхождения Маркус Грек. Имя этого архитектора упоминается в числе строителей Ивангородской крепости в письмах бургомистра и совета города Нарвы. «Сообщаем вам, - писали они бургомистру и советникам города Ревеля (совр. Таллинн), - что русские начали строить перед своей крепостью крепкую стену при помощи мастеров ВолодимераТоргкана (VollendimerTorgkan) и Маркуса Грека (MarkusdeGreke)».[2] Письмо было датировано 19 Марта 1507 г. Вполне возможно, что венецианец приехал в числе других итальянских архитекторов лично приглашённых царём Иоанном III Васильевичем на Москву. Тем более, что царь придавал большое значение строительству Ивангорода и лично справлялся о ходе работ. Он хотел сделать Ивангород выходом к Балтийскому морю. О том, что именно Маркус Грек был руководителем строительства Успенской церкви, свидетельствуют некоторые венецианские мотивы в архитектуре этого храма. Открытая галерея, световой барабан со сферическим куполом опирается прямо на стены, а не на подпружные арки и столпы, сводчатая трёх апсидная крипта (подклеть) под Успенским храмом с довольно просторным притвором (гульбищем). Архитектура Успенской церкви ближе по стилю к Романской, именно этот стиль характерен для венецианской церковной архитектуры периода средневековья нежели к Русской. К юго-восточному углу Успенского храма примыкает одноэтажный Покровский придел. Придел пристроен, скорее всего, в середине XVI века как отдельный храм с отдельным входом...
...Согласно старинным русским летописям, взятие войсками Ивана IV Васильевича (Грозного) Нарвы в 1558 году было связано с великим чудом. Иконы Нарвской Одигитрии и святителя Николая, принадлежавшие православным купцам, были объявлены лютеранскими властителями Нарвы „идолами“, силой отняты у хозяев и брошены в костер „под котлом, варившим пиво“
Доклад «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. История постройки. Приходская жизнь.» автор: игумен Довмонт (Беляев), кандидат богословия, настоятель Успенской церкви г. Ивангород.
Легенда о пьяном артиллеристе и святых иконах
Шли дни поста 1558 года перед праздником Пасхи. Благочестивый народ Ивангородский, празднично одетый, толпился внутри и около храмов. А в это время соседи, как писал князь Курбовский "... их милости немцы великомощные и гордые, сами себе новое изобредшие, нарекшиеся евангелики (евангелисты, лютеране), в начале еще дня того, ужравшиеся и упившиеся, стреляти на место русское начали и побиша люда немало христианского с женами и детками и пролиша кровь христианскую в такие великие и святые дни.
А на Иванегороде воевода, не смеючи без царева приказа перемирие нарушити, дал скоро до Москвы знати. Поездка гонца в Москву, решение царя и дорога гонца обратно, заняли всего 9 дней".
И случилось так, что гонец ивангородского воеводы Ивана Шарапова прибыл в Москву одновременно с делегацией Ордена.
Узнав о произошедшем в Ивангороде, царь ответил послам ливонским: "Вероломство ваше будет наказано - возвратитесь, отнесите к вашему магистру посланное от него ко мне злато; я вскоре с огнем и мечом буду к вам...". А гонцу дал наказ - открыть огонь по Нарве "из всего наряду". Вот к чему может привести пьяная выходка артеллириста.
Обстрел из Ивангородской крепости по городу, по Нарвскому замку был мощный и методичный: ежедневно до 300 ядер пролетало над рекой к Нарве: чугунных и каменных, небольших и шестипудовых (~100 кг).
И вскоре в Нарве произошло вот что: "Варил чудин пиво, да образы Чудотворца Николы и Одигитрии Пятницы тот чудин в котел подкинул, и оттого пламень шибся и весь город выгорел, а образы соблюдеся целы. Андрей Басманов со товарищи, взяв город, немцев и чудь отпустиша, нашли образ Одигитрии Пятницы и николин образ целыми" - так повествует легенда. По документальным же источникам, складывается такая картина: 11 мая 1558 года, в воскресенье, в доме нарвского цирюльника Кордта Улькена (севернее собора на ул. Вышгородской (Суур)), действительно варившего пиво, возник пожар, вероятно в результате поврежденного в результате обстрела дымохода. Огонь перекинулся на находившееся рядом здание приюта, а затем и на весь город.
Пожар оказался настолько сильным, что тушить его и не пытались. Жители укрывались от пламени в Нарвском замке и рвах, окружавших город. Русские, с самой высокой башни своей крепости, носившей выразительное название "Государево око" (второе, более позднее название "Пороховая") внимательно следили за развитием событий в Нарве. В три часа дня воеводы Александр Данилович Басманов и Петр Петрович Сабелинский, военноначальники Данило Адашев и Иван Бутурлин, видя в Нарве не прекращающуюся панику, решили брать город штурмом. Моста тогда между городами еще не было и войска переправлялись "... кто на лодках, кто на досках, кто на воротах от домов".
Почти без сопротивления, через Русские и Колыванские ворота ивангородское войско ворвалось в горящую Нарву. Развернув брошенные на городских укреплениях пушки на замок, и, открыв по нему огонь, русские вынудили его защитников, обороняющихся под командованием фогта Эрнста фон Шнелленберга и бургомистра Крумгаузена, через два часа сдаться. Находившиеся же за "тремя горами" (Синемяэ) феллинский окружной начальник Г. Кетлер и ревельский Ф. Загефахен, с 800 солдат, на помощь городу не подошли. (По другой версии этот отряд состоял из 4000 человек и он был в замке во время штурма, но сдался. Причем, при капитуляции ревельцы и феллинцы были отпущены, а "местные" удержаны русскими. Почти аналогичная история произошла при штурме Ивангорода шведами в 1496 году).
Капитулировавшему гарнизону было разрешено покинуть Нарву. Так русские захватили одну из мощнейших крепостей Ордена и 230 орудий.
Весть о взятии Нарвы, притом почти без потерь, вызвала бурю радости в Москве. Для верующих людей той поры являлось несомненным, что здесь не обошлось без божьего промысла. И здесь легенда о "святых" иконах получает неожиданное развитие. Было ли чудо, не было ли - остается только гадать, а современники этих событий записали по этому поводу в новгородской летописи следующее:
"Царь и великий князь велел послать архиепископу Пимену из Новгорода, юрьевского архимандрита Варфоломея, да протопопа с дьяконом, а изо Пскова послать Печерского игумена Корнелия, да Святой Троицы протопопа Иллариона с протодиаконом Иваном в Ругодив (Нарву); ... и по его государеву указу около града Ивангорода и Ругодива со кресты ходили и молебны пели и церкви свящали и затем образы до Новгорода последовали..."
В лето 7066 (1558г.) 23 июля, в субботу, иконы привезли в Новгород, потом в Москву, где им оказана была почесть великая."
Образ Божьей Матери Одигитрии до 1944 года находился в Успенском соборе Ивангородской крепости, а в городском Нарвском соборе хранилась, как писали очевидцы, "... икона Николая чудотворца древнего письма в сребропозлащенной ризе (окладе)". Судьба иконы Божьей Матери после 1944 года неизвестна (по слухам вывезена в США), а икона Николая чудотворца находится в Нарвском Воскресенском соборе."
http://vestnik-nou1.narod.ru/legenda_ivangoroda.htm
Фото 1933 года
Фотографии
http://tellis.ucoz.ru/ Во время Второй мировой войны, в 1944 году, церковные ценности и святыни храма отправили в Пюхтицкий женский монастырь. В том же году, во время боевых действий под Нарвой, храм подвергся частичному разрушению. В результате повреждений была уничтожена кровля на церкви и приделе. Разрушен купол Покровского придела. В 1976-1987 гг. были проведены реставрационные работы сотрудниками Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством И. А. Хаустовой. В основу реставрации был взят первоначальный проект без шатрового завершения и колокольни. В 1994 году храм передан Ивангородскому православному приходу, состоящему в Санкт-Петербургской епархии. С этого времени в храме возобновлены богослужения.
К сожалению, во время нашего визита церковь была закрыта, посмотреть ее внутри не удалось.
Это фотография с сайта церкви:
О строительстве Ивангородской крепости
В 1732 году в Нарве оказался путешествующий по Пруссии, Польше и России француз де ля Монтре. Он был поражен величием Ивангородской крепости, а от местных жителей услышал следующее предание.
Долгое время русский царь не мог найти строителя-архитектора для крепости. Наконец, такой человек объявился: по национальности поляк, а по месту рождения - смолянин.
Обещал построить крепость мощную, неприступную и в короткий срок. И построил! Не много времени прошло - готова крепость, нет ни краше, ни мощнее на Руси, ливонцы - напротив - в трепете, - неповадно будет больше земли русские зорить! Осмотрел царь крепость - доволен остался, пообещал строителя наградить за труды по-царски.
Проходит какое-то время, вызывает царь архитектора для расчета. Обрадовался было строитель, да рано: вместо благодарности приказал царь ослепить архитектора - чтобы другой такой крепости никому не построил, да и этого плана поведать не мог...
Действительность иногда превосходит самые фантастичные легенды. Во истину, вызывают чуства восхищения сроки, в которые была возведена Ивангородская твердыня: началось строительство Детинца 25 мая 1492 года, а закончилось 22 августа того же года. 26 августа 1496 года крепость была взята штурмом шведами и разрушена. 13 сентября 1496 года начинаются строительно-восстановительные работы под руководством воеводы, князя Ивана Гундора и дъяка Михаила Кляпина. 6 декабря работы были закончены! Отстроен самый большой обЪем крепости - Большой Боярший город, почти в 16(!) раз превосходящий Детинец, а если сравнить с Нарвским замком, то по площади застройки превосходит и его.
Строили крепость в старину по камешку; лес, песок, известь подвозили на лошадях. В раствор же, чтобы крепче был, добавляли кирпичную крошку, да как говорится в одном предании - куриные яйца.
Много сырых куриных яиц требовалось. Закупали их в округе воеводины подрядчики, а бывало и сами крестьяне их на стройку приносили. Однажды, крестьянин из села Наровского привез целый воз яиц. Удивились строители: откуда столько? Не смутившись крестьянин ответил,что, мол, объехал все деревни в округе и там скупил яйца, чего зря кобылу гонять из-за одного лукошка?
Расчитался воевода с крестьянином, тот хрестанул кобылу и был таков. Стали строители раствор замешивать, одно яйцо разбили... второе... , а яйца все вкрутую вареные оказались. Разгневался поначалу воевода, хотел погоню за крестьянином выслать, да потом передумал, велел яйца к обеду строителям выдать. Много яиц было - целый воз, да и строителей немало, как раз всем по одному и вышло.
https://www.ivangorod.ru/general-information/history/legend/98-0705120610-o-stroitelstve-ivangorodskoy-kreposti.html
Во время одного из военных конфликтов, русские попытались проникнуть в Нарву подземным ходом, но одновременно, им навстречу, двинулись шведы, узнавшие о тайном туннеле. В подземном ходу произошла жестокая боевая стычка, и каждая из сторон, с большими потерями, была вынуждена вернуться обратно.
Когда же Петр I захватил Нарву, ход заложили камнем.
В этом варианте легенды ход замуровали, но по свидетельству краеведа А.В.Петрова, ход существовал до недавнего времени, и старожилам, бывавшим в этом ходу, являлись различные видения".
http://vestnik-nou1.narod.ru/legenda_ivangoroda.htm К подземному ходу еще вернусь, когда пойдет разговор о Нарвском замке.
А находится Нарвский замок на расстоянии полета стрелы со стены Ивангородской крепости - 103 метра. Построен он был существенно раньше - в 13 веке. И самый лучший вид на него, естесственно, со стороны Ивангорода.
А это вид на пограничный мост Дружбы с очередью из эстонских машин, стоящих на нем. Сейчас мы по нему отправимся в Нарву.