Старое еврейское кладбище города Борисова на самом деле уже второе в его истории. Первое, на котором евреев хоронили ещё во времена Речи Посполитой, находилось недалеко от центра старого города у Березины в районе нынешних улиц Советской, Дзержинского и Парашютистов. Его закрыли в начале 19 века и полностью уничтожили при советской власти в 1930 году. Второе еврейское кладбище было открыто в первой трети 19 века на живописной высокой площадке на берегу Березины. Тогда это место находилось за пределами города. А сегодня оно плотно зажато между корпусами предприятий текстильного комбината, «Камако-Плюс» и застройкой частного сектора на улице Заречной. Впрочем, самое главное, что ему не довелось быть уничтоженным при СССР, как это случилось с большой частью аналогичных мест в других городах. Это кладбище - сохранившийся памятник одному из самых благополучных периодов еврейской истории Борисова, когда их многочисленная община определяла торговое, промышленное и культурное положение города.
Территория кладбища довольно обширная. Со стороны Заречного переулка сохранились фрагменты старой ограды, которая может относиться даже к досоветскому времени.
Сохранилось на удивление много старых памятников. Здесь есть чем заняться историкам и эпиграфикам. Говорят, что на кладбище несколько раз приезжали специалисты и считывали надписи с надгробий, однако результаты их трудов, похоже, толком нигде и не опубликованы.
Одними из самых крупных и примечательных надгробий является группа памятников над могилой главного раввина Минска в 1880-90-х годах
Иегуды Перельмана. Здесь же надгробие его жены Леи и дочери Фейги, жены раввина Элизера Рабиновича, ставшего главным минским раввином в 1896 году после смерти самого Перельмана. Изначально эти памятники находились на еврейском кладбище в Минске. Но когда советские власти в 1970-х задумали его снести, они были перенесены именно в Борисов.
Красивые высокие надгробия борисовских раввинов.
Многие памятники на борисовском кладбище имеют красивые символические изображения. Руки вырезаны на надгробиях священников-коэнов, кувшин с водой - на могиле левита, служителя синагоги, который омывал руки коэна во время богослужения, ну а цветок на памятнике означает, что здесь похоронена девушка.
Встречаются и русскоязычные надгробия. В Российской империи у евреев, естественно, не было своих национальных университетов, поэтому получение высшего образования было связано с необходимостью определённого выхода из своей национальной среды. Профессиональная практика также зачастую не ограничивалась деятельностью среди одной лишь своей национальности. Поэтому неудивительно, что на надгробиях, к примеру, врачей присутствует язык империи.
Кстати, сын борисовского врача Михаила Бермана
Виктор стал выдающимся советским микробиологом, иммунологом и эпидемиологом, основателем первой в СССР кафедры эпидемиологии. И был он уже совершенно советским, оторванным от корней, человеком. Ну а как советское общество обошлось с могилой его отца можно увидеть ниже.
На надгробии молодого доктора Израиля Ковнера особо отмечено, что он окончил Киевский университет. Язык памятника исключительно русский, но месяцы рождения и смерти на нём продублированы согласно еврейской традиции.
А вот чем вызвана русскоязычность надгробия Марии Клибановой, сказать без знания личных обстоятельств уже сложнее.
У другого русскоязычного женского и явно небедного надгробия мы уже не можем узнать даже имя. Памятник бесследно исчез, осталась лишь повреждённая крышка саркофага.
Вообще, в плане состояния на борисовском еврейском кладбище всё не очень-то хорошо, поскольку оно уже долгое время пребывает не просто в бескультурном, а даже несколько враждебном советско-белорусском окружении. Многие красивые старинные памятники повалены, разбиты или разломаны на части.
Некоторые захоронения раскопаны, а значительная часть территории превращена в какую-то отвратительную свалку.
Еврейская история местечек Беларуси практически никак не отмечена в нынешней государственной культурной политике, поэтому закономерно, что для большинства аборигенов это просто камни с непонятными буквами, удобное место для пьянства и выброса мусора. Даже такая, казалось бы, духовная скрепа нынешней идеологии, как памятник жертвам нацизма на практике валяется на земле никому не нужный.
Кстати, еврейская община Борисова была столь многочисленной, что её не смогли уничтожить ни гитлеровцы во вторую мировую, ни послевоенная эмиграция. На старом еврейском кладбище имеется довольно большой участок с современными могилами. К сожалению, погребальные традиции современных борисовских евреев сильно искажены советским временем. На памятниках практически повсеместно русский язык, памятники ставят во главе гроба и очень часты портреты покойных, что обычно у евреев было не принято. И даже отсюда регулярно приходят
известия о вандализме.
Также на борисовском кладбище, благодаря очень достойной частной инициативе появился мемориальный знак евреям, погибшим от советских репрессий. Просто таки двойной триггер для «патриотичного» советско-белорусского аборигена. Неудивительно, что и этот памятник однажды был разгромлен.