Jul 11, 2017 13:46
Мир Шопенгауэра сегодня
"Начав с телесности человека, Шопенгауэр построил метафизику без Неба и, замкнув объективацию воли на природных явлениях, натурализовал не только мир, но и человека со всеми его желаниями и мотивами, «освободив» от бремени абсолютной морали и долженствования, от устремлений к идеалу, совершенству и трансцендентности" [запись (2)]. Ему нужны были детали «работающего механизма воли», поэтому он внимательно отслеживал новинки естествознания. «Человек -- создание не какой-нибудь другой, а своей собственной воли» [§70]. Наиболее ценный естественнонаучный материал он мог бы найти сегодня в трудах Б.Ф.Поршнева.
Исходное понятие поршневской теории развития человека -- интердикция. Систематическое использование этого, иногда встречающегося в зоологическом мире, психологического качества, стало основанием особого рода психики. Если следовать логике Шопенгауэра, интердикция -- один из инструментов проявления воли (стремление троглодита подавить чужую волю). Результат -- подчинение зоологического мира (приручение и использование его представителей) с помощью универсального инструмента наступательной интердикции.
Основой собственно человечьей воли стала второсигнальная суггестия. Её телесный носитель-субъект -- природный коллективный организм (тотем, этнос). Тотемные и мифические представления -- это представления указанной коллективной воли. В них мы можем вычленить «непосредственное сознание событий собственной воли». Но такое абстрактное рефлексивное вычленение делать тогда было некому: самосознающий индивид ещё не появился.
Шопенгауровская формула «самосознание является непосредственным сознанием событий собственной воли» характеризует индивидуальное сознание. «Приключения» индивидуальной воли Шопенгауэр выразил, используя христианские термины: «Учение о первородном грехе (утверждение воли) и о спасении (отрицание воли) -- это великая истина, составляющая ядро христианства, тогда как все остальное по большей части только оболочка и покров, либо деталь. Поэтому Иисуса Христа надо всегда понимать в общем смысле как символ, или олицетворение отрицания воли» [§68]. Такое отрицание воли есть решительно-максимальное персональное ограничение стихии суггестивного фактора жизни, высвобождение разума для мотивации воли.
«Отрицание воли к жизни, иначе говоря, то, что называют полной резиньяцией или святостью, всегда вытекает из квиетива воли, представляющего собой познание ее внутреннего разлада и ничтожества, обнаруживающихся в страдании всего живущего ... Человек, одержавший, наконец, решительную победу после долгой и горькой борьбы с собственной природой, остается на земле как чисто познающее существо, неомраченное зеркало мира» [там же].
Шопенгауэр,
Гулыга,
Поршнев