Чернопольский Александр Данилович выразил «инженерное понимание» переживаемого нами исторического момента. Вот центральный пункт, который я извлёк из первой части его текста (написанного три года назад): «Одним из главных и безусловных достижений цивилизации является алгоритмизация всего и вся. Появление вычислительной техники резко ускорило этот процесс... Решатели сложных задач (РСЗ) разработали много хороших алгоритмов... К двадцать первому веку, невзирая на геделевские ограничения, искусственный интеллект создан. Только носитель этого интеллекта не суперкомпьютер, а человек. Человек, алгоритмически успешный (ЧАУ)» (
http://by-inversion.livejournal.com/10754.html).
ЧАУ -- оплот современного иерархического социума. О РСЗ иерархи вспоминают, когда возникают задачи, непосильные для ЧАУ. Такое простенькое представление об устройстве жизни привлекает меня своей антропологичностью. ЧАУ и РСЗ -- разные антропологические типы. В антропологическом ключе Чернопольский попытался во второй части своего текста найти «достойный ответ на мерзости мира»: «История технического развития - это история успеха... История политики - это история убийств и предательств. История политики двадцатого века - это история чудовищных массовых убийств и омерзительных предательств.» (
http://nerocampo.livejournal.com/59436.html +
http://nerocampo.livejournal.com/59850.html).
Автор, как большинство всерьёз задумывающихся о «достойном ответе», приходит к утверждению: «Основным фактором преобразования общества является образование». (Интересно как он делает этот вывод с помощью системотехнического анализа базовых технологий). В частности он солидарен с положением Э.Тодда («После империи») о необходимости опережающего женского образования... Однако он не видит рычагов перехода к государственной стратегии развития, отделавшись замечанием о том, какая «нужна политика: суметь создать обстоятельства, при которых люди не только смогут, но и захотят учиться».
Автор не нашёл проектный ход на создание «сложного социума», хотя отчётливо указал субъект преобразования -- РСЗ с его «надличной позицией». На мой взгляд, смысл ПРОЕКТА в том, что впервые РСЗ выполняет не социальный заказ ЧАУ, а разрабатывает ТЗ на усиление своей антропологической позиции. Цель ПРОЕКТА -- «доразвитие» общества (в первую очередь своих детей и самих себя) --
http://by-inversion.livejournal.com/10467.html#.