Посмотреть на Яндекс.ФоткахКаждое новое задание открывает для меня целый неизведанный мир ,который был где-то недалеко, совсем близко, но я проходила мимо ворот, ведущих в него, никогда не заглядывая внутрь, будучи полностью уверенной, что знаю все, раз уж я столько раз бывала рядом.
Так вышло и в это раз. "Ну кто не видел народной игрушки", - думала я раньше. Игрушка и игрушка, глиняная или деревянная, расписная или нет - одного взгляда на нее достаточно, чтоб понять. Коллекции в музеях меня не сильно вдохновляли, мимо них я проходила равнодушно спеша в залы с народными костюмами, разглядывать которые я могу часами.
Взгляд мой кардинально поменялся после фразы,
о том, что игрушка несет в себе воспитательную функцию и учит духовному опыту, учит жить, сказанной на одной из последних лекций. Раньше я думала об игрушке скорее как о развлекательном предмете, не несущем в себе особых глубоких смыслов. Механизм создания и использования игрушки раскрылся в полной мере после прочтения книги Богуславской "Русская глиняная игрушка" (материалы которой я использовала для написания поста): "Народные мастера выражали в них (в игрушках) свои представления о мире, природе, людях.... игрушечное гончарное дело было не простым ремеслом, а творчеством крестьянина, где он как художник решал задачи формы и содержания". Другими словами, мастер закладывал всю "правду жизни" и мудрость поколений, накопленный на протяжении веков, в свое творение, используя элементарные формы, отшлифованные столетиями, чтобы ребенок смог прочесть послание и с детства впитывать духовный опыт семьи и народа.
По мнению некоторых ученых, многие образы русской народной игрушки восходят еще к дохристианскому периоду и несут в себе отголоски древних культов Матери-земли, Отца-солнце, обожествленных сил природы.
В общем, рекомендую всем ознакомиться с книгой (знаю про авторские права, но ее так сложно купить, нигде нет):
http://www.twirpx.com/file/842083/ (сайт требует регистрации)
Первая игрушка, которую я воспринимала - это конь ,выполненный мастером в деревне Вырково:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Первое, на что сразу откликается тело глядя на эту игрушку - это мощные передние ноги и крутая линия гривы, увеличенные пропорции передней части конька, которые задают мощный вектор движения вперед. Линия гривы гибкая и упругая ,повторяется в линии шеи и передних ног, тем самым усиливая внутреннее напряжение; монументальная форма ног повторяется в голове коня, приумножая силу и энергию. Вдох глубокий ,но для выдоха времени уже нет, поэтому он короткий и интенсивный. Гладкая, глянцевая поверхность - как отражение внутренней собранности, сконцентрированности в момент наивысшего напряжения сил. Мастер примитивными приемами смог передать могучую энергию и силу в движении.
Совсем другие чувства вызывает дымковская игрушка:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Удлиненные ноги ,высоко вздернутые ушки и мордочка заставляют выпрямится, дыхание становиться неглубоким, но размеренным, плавный изгиб груди и шеи повторяется в линии гривы, горизонтальные полосы которой вторят общему настойчивому движению вверх. Узор состоящий из крупных ярких и сочных яблок визуально увеличивают поджарое тело коня, делают его солиднее, что ли. Все это зарождает чувство собственного достоинства, граничащего с горделивостью, уверенностью в собственной важности и значимости. Необычная челка, немного человеческая и чудной хвост говорят о том же - о собственной исключительности. Движения нет, ведь нужно, чтобы все вокруг успели разглядеть тебя со всех сторон.
Очень интересна с точки зрения цвета и узора Жбанниковская игрушка:
Посмотреть на Яндекс.Фотках В отличие от большинства народных игрушек, которые либо бесцветны, либо покрыты глазурью, либо раскрашены с использованием элементарных узоров, состоящих из кругов, квадратов, линий, точек и т.д. эта игрушка покрыта абстрактными, бесформенными узорами, этакая предтеча современного искусства. Очень мощный цвет основы - красный, гранатовый, кровяной, ритмически повторяет основательную форму свистульки. На этом фоне трагические черные разводы, которые как бы бессильно стекли с туго очерченной гривы, белесые пятна то ли отчаяния, то ли безнадежного смирения, затухающие всполохи синего - очень сложное чувство. При том, что все свистульки выполнены в этой форме - скругленного треугольника на 2ух подставках-ножках, автор сумел передать энергию, заключающую в себе образ коня, через линии гривы и шеи, передающее зрителю внутреннее напряжение и силу.
Для меня так же стало открытием (или так скажем, раньше я не думала в этом направлении), что в рамках одного промысла используя одни и те же приемы мастер может создавать совершенно разные по чувству образы. Вот, к примеру, еще одна дымковская игрушка:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Коротенькие ножки, вкупе со склоненными набок головами и вздернутыми ушками рождают чувство комичности, наивности, любопытства. Но одного взгляда на нее достаточно, чтобы понять, к какому промыслу относится игрушка, несмотря на то, что чувства так разнятся.
Делюсь альбомом глиняных коньков ,которые собрала, пока готовила пост:
http://fotki.yandex.ru/users/adelya-k-art/album/409778/