К проблеме расизма

Aug 04, 2014 00:32


Кажется, исчерпывающая информация по расовой проблеме из Богемских манускриптов:

"Если вы афроамериканец в возрасте от восемнадцати до тридцати лет, у вас есть шестидесятипроцентная вероятность оказаться в тюрьме. Вы из Ричмонда? Ваши шансы попасть в тюрьму возрастают до восьмидесяти процентов."

Есть люди, делающие из подобных цифр определённые выводы о биологических свойствах той или иной расы. Но любая статистика фиксирует лишь сложившуюся в какой-то момент социальную, экономическую или политическую ситуацию, а не биологические закономерности. Напомню, что ещё в 20-х годах ХХ века французы стандартно описывали вьетнамцев как беспомощных, робких, женственных людей детского роста, абсолютно неспособных к военному делу. Робким женственным полуростликам понадобилось менее полувека, чтобы существенно потрепать японцев, разгромить самих французов, нанести весьма чувствительное поражение американцам и с блеском отбиться от располагавших перевесом 20:1 китайцев.

После всех трансформаций, произошедших в ХХ столетии с жёлтой расой, просто невозможно воспринимать какую бы то ни было расовую теорию всерьёз. Очень жаль, что не иссякает поток людей, пытающихся впечатлить меня цифрами средних показателей объёма мозга у различных рас и тому подобными вещами.

Так называемый расовый вопрос давным давно решён. Его решила не наука, не политика, и даже не история. Его решила сама эволюция. Антропологи сходятся во мнении, что неандертальцы не только были физически сильнее, но и обладали более крупным мозгом, чем наши предки. Тем не менее, они проиграли. Потому что уступали нашему виду в коммуникационных способностях. Гомо сапиенсы добились господства на этой планете не благодаря более сильному мыслительтому аппарату, а благодаря способности договариваться. Устанавливать конвенции, соблюдать условности, играть роли, носить маски и придерживаться правил.
__________


С другой стороны, как национальная солидарность вовсе не обязательно означает газовые камеры с депортациями, так и расовая солидарность не обязательно предполагает сегрегацию, геноцид или рабство. Самый яркий пример конструктивных чувств в этой сфере, это, пожалуй, евреи, которые в своём вполне респектабельном ядре даже законы Галахи соблюдают, с запретом буквального смешения с не евреями, что не мешает им нормально уживаться с многими другими народами, сохраняя свою самостоятельность.

Ценить свои расовые признаки, рассматривать себя как часть широкой расовой общности (и в следствие этого человечества в целом), стремиться к интеграции на основе в том числе этих признаков и не желать исчезновения своей подгруппы, переживая за её демографическое, культурное и прочее будущее - явление здоровое и полезное, здесь тоже следует отделять мух от котлет.

Расовая солидарность важна именно в контексте коммуникаций и сотрудничества, поскольку если человек понимает, что перед ним не инопланетянин или чёрт, а сибиряк/русский/европеойд/человек, то значит с ним можно и общаться и взаимовыгодно сотрудничать. Сразу вдруг себя осознать в роли общечеловека затруднительно, хотя бы потому, что осознание своей роли в той или иной идентичности не может быть само по себе. Любые интересы, нормы, ценности, традиции и инструменты существуют в конкретном содержании и носителе.

Вы не сможете осознать себя как человека, не читая об этом на определённом языке, не имея защищающего Ваши права и интересы национального государства, не выйдя за рамки племенного эгоизма, не открыв для себя общие корни, например, индо-европейской цивилизации и так далее. Сферического в вакууме общечеловека невозможно себе представить, он в любом случае, как матрёшка, должен каким-то внутренним содержанием наполняться. Нет ничего предосудительного, если это будет европейский костюм, римское право и классическая, античная культура, а не дреды, тотемизм и рэп.


Как это происходит уже сейчас видно - страны европейского корня и христианской цивилизации объединяются на базе ЕС и НАТО, негры с небольшой долей арабов в Африканский союз, латинос Союз южноамериканских наций делают, азиаты, травмированные агрессией Японии и не без оснований опасающиеся Китая, кучкуются в АСЕАН и так далее. Уже в рамках этих, новых общностей, люди получают дополнительные преимущества общих рынков, научных, оборонительных, культурных и прочих пространств, после чего смогут дальше интегрироваться между макрорегионами, имея не просто разрозненный сброд враждующих друг с другом племён на отдельных территориях, а жизнеспособные и договороспособные объединения, союзы государств нашедших между собой что-то общее, пока все так не объединятся постепенно.

Сами эти договорённости друг с другом невозможно просто так делать, для этого нужны не только общие экономические интересы, но и взаимное доверие, культурное, коммуникационное, правовое и прочие единства. Не случайно бизнес кланов и этнических диаспор такой успех имеет - для хозяйствующих субъектов свои соплеменники не чужие люди, они могут им доверять и только в силу этого возникают какие-то устойчивые деловые отношения сотрудничества. Что происходит, когда такого доверия и культурного единства нет, можно чётко видеть на практике африканской постоянной межплеменной резни трайбализма или постсоветского хаоса куда были ввергнуты русские, которых из поколение в поколение приучали к тому, что они советские строители коммунизма, а тут вдруг потребовалось самим доверять кому-то и
договариваться друг с другом, вместо чего началась конкуренция киллеров.

В деловой среде сложившихся общностей, например еврейского или японского бизнес-сообществ, такая резня на уничтожение, как была у нас в 90-е годы, немыслима, потому что для людей это не просто конкуренты, но и соплеменники. Стороны понимают, что они друг с другом дальние родственники, с которыми сотрудничать нужно, а не только соперничать.  Хотя конкуренция между транснациональными корпорациями японского происхождения будет масштабней, чем борьба двух кабаков через улицу, которые тем не менее готовы спалить друг друга вместе с посетителями, если в голове нет ни ни Бога, ни племени. До уровня общеевропейской идентичности, как показывает практика в ЕС, эта солидарность тоже может доходить, перекидываясь дальше, например в рамках проекта зоны свободной торговли между Евросоюзом и США. Кто первый и наиболее масштабной такую общность кооперации сколотит - тот обеспечит своё мировое лидерство и конкурентные преимущества.

Учитывая всё это, расовая солидарность является такой же дополнительной рамкой общего поля, которое позволяет людям чувствовать единство, сотрудничать и доверять другим людям, находить нечто общее, как существует солидарность национальная, религиозная, региональная и так далее. Для дураков все эти групповые идентичности - пустой
звук, отмирающие атавизмы, а на самом деле это те крючки, при помощи которых как раз сшивается полотно цивилизации и благодаря чему люди последовательно идут от дикаря-каннибала в пещере, до единой человеческой цивилизации, которая сможет объединиться, скооперироваться в единый суперорганизм и решать глобальные задачи, вроде освоения других миров.

Каждая такая общая идентичность - наше бесценное достоинство, исторический капитал. Даже наша солидарность и общее наследие по бывшему социалистическому лагерю, позволяет, например, российские атомные станции во Вьетнаме строить. А, например, проект ITER, реализуется во Франции ядром именно европейских стран с примкнувшими к ним "вестернизируемыми" обществами, а не где-то в союзе пары случайных африканских, арабских и южно-американских государств, так как они просто где-то параллельно существуют и слабо друг с другом пересекаются. Именно так эта солидарность работает, грамотное использование множества этих предпосылок позволило бы запускать десятки таких кооперационных проектов и каждый такой аспект необходимо холить и лелеять. Всё это является огромным нашим преимуществом, не сколько разделяя нас, сколько объединяя, если эти компоненты правильно и с умом готовить.

Другой яркий пример - активная роль татар по умиротворению крымских татар во время событий в Крыму этого года. Или набирающая активность религиозная деятельность Чечни в арабском мире, что позволяет через неё работать с этим регионом и успокаивать спонсоров исламистского терроризма в России. Или огромная община выходцев из России в Израиле, которая гарантирует, что эта страна не станет таким уж антироссийским государством.


Кроме того, разделение важно как элемент конструктивой конкуренции. Следует научиться отделять чёрную от белой зависти, которые, соответственно, побуждают к тому чтобы спалить машину соседа или самому себе купить лучше. Тот факт, что сейчас над людьми европейского происхождения склоняются и вытесняют из всех сфер, всё усиливающиеся другие общности, прежде всего из Азии, является мощным стимулом к тому чтобы взять себя в руки и наращивать темпы своего развития, пытаясь обогнать лидеров по той же скорости развития ВВП, например. В этом смысле, идти вперёд у человека с "расовыми предрассудками" шансов больше, чем для того, кто считает, что утрата европейцами мирового лидерства это не проблема вовсе. Такие люди с атрофированными идентичностями, которые хвастаются тем, что они "общечеловеки", им всё равно чью культуру или гражданство принять, они ведь будут бездействовать даже когда их будут грабить и уводить в рабство, поэтому здесь тоже всё не так однозначно.


Японцы до Реставрации Мейдзи не сталкивались с европейцами в плотную и не считали необходимым быструю модернизацию страны. Потом они, конечно, разошлись не в ту сторону со своим имперским паназиатским проектом, однако сам факт осознания их отсталости от европейцев и ответственности за Азию можно считать большим прогрессивным шагом. Паназиатская идеология, особенно на ранних порах, вполне искренне поддерживалась многими, например борцами за независимость Бирмы и благодаря этому азиатские нации смогли обрести свою независимость от западного колониализма. На смену ему пришла ещё более жестокая тирания японцев, но они сами себя этим наказали, обрекая себя на проигрыш и крушение своего проекта. Такие чудовищные преступления, как резня в Нанкине или "отряд 731" были бы не возможны, сумей японцы в этот период выйти за границы своих племенных амбиций и прояви они зачатки той самой солидарности большего масштаба. Но и требовать сразу от них всех вселенского нравственного уровня Иисуса Христа, по меньшей мере, наивно.

Если Вы считаете, что всё это - глупые предрассудки, то Вы очень далеко оторвались от реальности, где во многих городах и сёлах для людей господствующей идентичностью до сих пор является вопрос "мужик, а с какого ты района?!", после чего иногда следует избиение и ограбление чужаков. Рассчитывать, что эти люди быстро дойдут до осознания своего единства со всем человечеством - это огромный оптимизм, который вряд ли даже религиозные пророки себе позволяли. Понять таким людям, что человек на другом конце планеты - тоже человек и с ним нужно сотрудничать, а не смеяться над его дредами, конечно нужно. Но в истории действуют логические принципы индукции, всё наше развитие происходило от мелких к более крупным группам и расширить свою солидарность до своего племени и расы, человеку всё же проще, чем сразу уразуметь весь масштаб нашей общности. При таком раскладе вас скорее обвинят в безродном космополитизме и выкажут лишь раздражение.

Дедукция в этих вопросах работает достаточно слабо, если не верите, то можете вспомнить что ещё несколько веков назад людей других рас и за людей то не всегда считали, даже несмотря на достаточно искреннюю веру, например в Адама и Еву. Это было характерно не только для кровожадных европейцев, но и, например, для индейцев Северной Америки, среди которых рабовладение неграми отстаивалось даже более ожесточённо. Не случайно последним генералом и отрядом конфедератов сдавшихся в гражданскую войну в США были коренные американцы.


Важно понять, что то, что люди, например, обращали других людей в рабство - это ужасно. Но до этого, людей вообще ели и убивали, а потом в рабство обращали всех подряд, начиная с собственных ближайших родственников, а потом соседних племён. Позже, обратить, например, мусульманину мусульманина или европейцу европейца в раба считалось уже неприемлемым, тогда как негры эту солидарность не обрели и сами являлись первыми поставщиками чёрных рабов, практикуя до сих пор кровавые племенные распри. Дефицит расовой солидарности сейчас для негров является огромной проблемой. После всего в чём африканцы обвиняют (не совсем без оснований) белых - они у себя в Африке ещё долго будут нас не очень любить. Требовать от негров сразу возлюбить европейцев можно, но утопично. Развитие негритюда имеет в Африке куда больше шансов на успех и быструю динамику. Будет большим успехом цивилизации, когда консолидировавшись в идеях "чёрного расизма" негры перестанут перманентно истреблять друг друга в межпленных столкновениях, что в свою очередь позволит им накапливать ресурсы, выстраивать экономику, развивать уровень культуры и образования для следующих уровней массового сознания.

В этом плане, благотворительным организациям которых волнует судьба этого континента, стоило бы именно подобные тенденции поддерживать, тогда как, например, развитая религиозная идентичность в настолько "первозданном" обществе логично оборачивается кровавым месивом межрелигиозных конфликтов которые там сейчас во всю бушуют, вроде запрета ислама в Анголе или разворачивающейся гражданской войны в Нигерии. Негритюд в этом смысле менее опасен просто потому что почти всех белых там уже истребили или выгнали, а сейчас там идёт болезненный процесс сепарации с арабами, в рамках чего, например, развалился Судан. Чтобы этот процесс кровавого месива хотя бы между африканскими же племенами остановить, им бы общая панафриканская идентичность очень бы помогла по пути к развитию цивилизации.


Мы этот этап, конечно прошли, но и нам понять, например, нашу общность с европейской цивилизацией было бы большим шагом вперёд. Иначе, в нарастающей войне с Западом мы до показателей Африки, конечно, не опустимся, но и на динамичное развитие в режиме осаждённой крепости не следует рассчитывать.

Если бы противники расизма как дезинтеграционной, а не объединяющей идеи, признавали за расовой солидарностью право на существование, не начиная безумную риторику о том, что раз белые вымирают, так скорей бы это случилось, то расовая нетерпимость значительно скорее была бы преодолена. В этом смысле, многие, кто борется с расовыми предрассудками, популяризуя не сотрудничество, а вытеснение и поглощение рас и культур, понимают они это или нет, они успешно в людях как раз нетерпимость и страхи разжигают. В этом смысле, феномен Брейвика, Аль-Кайды и Ко - это коллективный продукт чудовищных ошибок и заблуждений не только самих не терпимых ультраконсерваторов соответствующих направлений, но и тех, кто вместо кооперации, решил продвигать позитивную дискриминацию с отрицанием родных идентичностей, смутно разбираясь в предмете и только вредя этим собственным же идеалам.

расизм, этнополитика, футурология, внешняя политика, история, кооперация, страноведение

Previous post Next post
Up