Одним из самых страшных теоретических недоразумений в русскоязычном сегменте гуманитарных наук и политики является шизофреническое
противопоставление понятий "нация", "народ" и "этнос". Сколько тысяч страниц исписано с глубокомысленным выявлением различий между этими терминами - страшно представить.
А ларчик просто открывался, достаточно посмотреть на происхождение этих терминов. И "нация" и "этнос" и "народ" являются синонимами, происходящими просто из разных запутанных лингвистических традиций.
Нация - это род, племя на древнеримском (к которому, в силу географии римского наследия тяготели французы и разнесли этот термин), уходящим корнями в протоиндоевропейский оборот *gen-/*gn («порождать, производить»).
Этнос - от древнегреческой и прото-индоевропейской "семьи".
"Народ" тоже связан с витальными оборотами о урожаях, росте и родственниках, просто это слово развивалось в нашей лингвистической традиции.
Не трудно заметить, что в своём реальном значении, все эти термины означают одно и тоже - семью, родственников, племя, порождающихся, связанных родственными узами. Просто поскольку "Великая революция", которая сбросила монарха и заставила себя на политическом уровне определять как-то иначе, а не от подданства к тому или иному сюзерену, произошла именно во Франции, имеющей тяготение к римской словесности больше, чем к греческой или древнерусской, то и название всему этому новому мироустройству, заменившему систему феодальной зависимости, они обозначили своим синонимом греческого слова "этнос" и нашего "народа". Если бы первая такая успешная революция, которая подчинила государство народу, освободив его от коллективной вассальной зависимости, случилась бы у нас, то сейчас была бы Организация Объединённых Народов с народничеством вместо национализма, а на осколках Римской империи шли бы ожесточённые дискуссии о том, как их "нациям" и "этносам" нужно эволюционировать до "народа".
Предавать этой категориальной путанице какую-то осмысленность и всерьёз обсуждать, чем нация отличается от народа или этноса - это сущее безумие, которое отражает патологии более серьёзные, вроде того, передаётся ли "национальность" по крови или нет. Мы
даже с бананами имеем много генетически общего, тем более все люди - биологические родственники. При этом, как и семья малая, семья большая не обязательно должна быть связана прямыми кровными узами. Как люди женятся и в жёны берут не близких родственников, меняя фамилии, так и присоединение к той или иной народности возможно не только через рождение но и в результате процессов ассимиляции или добровольной смены идентичности с гражданством.
Почему при этом одни люди причисляют себя к одной "нации", а другие к другой - это дело выбора, зачастую не их. Чтобы не травмировать читателя историей того как дружины Руси принуждали к миру и ассимилировали древлян, возьмём тех же французов, которые получили своё название от франков - древнегерманского племени, которое завоевало местные территории и народы, основав устойчивое королевство. Особенно в этом отношении показателен Китай. В форме "China" он происходит от самоназвания основателя династии Цин, который сумел первым объединить эти территории. Само понятие "Китай" вошло в наш язык от монгольского племени
кидани, которые на непродолжительное время завоёвывали часть этих территорий и в силу пограничного проживания со Средней Азией, смогли в честь себя это название Китая распространить и до нас.
Большим достижением человечества за последние века стало понимание того, что народы не являются порождением государств и правительств с монархами, являясь первичными по отношению к ним, из чего следует даже само название ООН, а не "Организация Объединённых Государств". Теперь было бы хорошо осознать свою первичность и по отношению ко всей этой словесной шелухе, просто поняв, что мы родственники и нам нужно любить и беречь друг друга, уважая суверенитет и право выбора сторон. Ивановы ли, Петровы, или Сидоровы - не важно как семью зовут, важно, чтобы всё у них было по любви и дети не голодали, ну и с соседями чтобы ладили. Не важно даже, семья это, или синонимичные ей домочадцы, клан, тайп или как ещё. Отказ от попыток сакрализовать самоназвание и сам феномен своей семьи, вовсе не означает её предательства и отказ от семейных интересов, традиций и ценностей. Напротив, эта рационализация позволяет напрямую руководствоваться прагматическими интересами, повышать благосостояние и безопасность родной семьи, вместо того чтобы тратить всю жизнь на обряды для родовых тотемов и клановые войны с соседними семьями, принося в жертву львиную долю имущества и собственных соплеменников.
Адекватное отношение к народности позволяет, с одной стороны, отказаться от попыток насильственно ассимилировать другие народы, чем многие "националисты" бредят, с другой стороны, выстроить такое политическое устройство, которое не требовало бы развода сторон и девичьей фамилии, а было бы достаточно привлекательным, чтобы новые народы подключались к процессу нашего воссоединения (поскольку на каком-то этапе эволюции наши предки разбежались по своим углам, образовав отдельные племена).