Суверенитет и национальное государство

Jul 18, 2014 20:06


Очень интересно:

Пока ранняя версия государства была искусна в извлечении ресурсов из населения, то его лояльность к государству на деле была низкой. Суверенитет был прочно связан с короной. Людовик XIV лучше всего отразил это явление словами: «Государство - это я». Ситуация радикальным образом изменилась после Великой французской революции (1789), когда Франция превратилась в первое европейское национальное государство. Появление национализма во Франции означало, что многие из людей, населявших Францию, внезапно почувствовали, что сильно преданы французскому государству, и захотели сражаться и умирать за него.

Фактически, национализм был мощным фактором повышения эффективности, позволившим революционной и наполеоновской Франции создать необыкновенно большую массовую армию, захватившую большую часть Европы. И действительно, чтобы окончательно победить Францию, у которой все годы войны не было великих держав в союзниках, у шести разных коалиций великих держав ушло в общей сложности 23 года (1792-1815).

Другие европейские государства в конечном итоге пришли к пониманию, что если они надеются выжить на европейской арене, у них практически не остается иного выбора, кроме как скопировать Францию и превратиться в национальные государства. Действия Пруссии во время Наполеоновских войн являются наглядным свидетельством того, как происходит это явление. Армия Наполеона окончательно разбила прусскую армию в битве при Йене и Ауэрштедте в октябре 1806 года. Правители Пруссии страшились национализма, но они осознали, что их единственной надеждой выбраться из под наполеоновского ига было скопировать французскую модель и использовать национализм, чтобы сделать свою армию намного более мощной силой. Они предприняли необходимые для этого шаги и впоследствии сыграли ключевую роль в деле добивания армий Наполеона (между 1813 и 1815 годом), а также помощи в прекращении его правления. Фактически, к началу двадцатого столетия каждое государство в Европе являлось национальным. Суверенитет больше не был связан с короной, теперь он принадлежал людям.
_____

Фактически, речь идёт о том, что право собственности на государство было передано из монопольной власти монархов и аристократии, в пользу коллектива образующего ту или иную нацию. Где-то это получилось провести цивилизованно и с компромиссами, как в Великобритании, где-то такой гибкости элиты не проявили и были уничтожены, к сожалению. Кое-где  реальных механизмов владения этой собственностью, в виде свободы слова, выборов, собраний и партий не дали, ограничившись дымовыми завесами, которые, однако, как показывает практика, крайне не стабильны и мало эффективны. Если, например, США стабильно действуют с момента своего основания в конце 18 века, однажды пережив серьёзную встряску в гражданскую войну, то Россия, упорствуя в построении национального государства, только в 20 веке пережила 5 кровопролитных "революций" и до сих пор изнывает от катастрофически низкой легитимности государственных институтов, держащихся на харизме одного, не вечного человека.

Рассматривая государство как свою коллективную собственность, люди лучше с государством стали взаимодействовать, в том числе на поле боя воюя уже не за абстрактного царя, а за более конкретные блага. Чтобы оставить своим родным вполне конкретную, пусть и очень коллективную собственность, в виде родных сердцу берёз, городов и рек. Если бы дело было не в защите собственности, а лишь в спасении жизней, то более ожидаемым было бы просто разбегаться в эмиграцию при каждой военной агрессии, как это часто делали кочевники уклоняющиеся от ударов. Средневековые обыватели поступали иначе, они просто чаще сдавались на милость победителями, которые воевали в основном посредством наёмников и небольшой группы "своих людей" в виде дружин и их аналогов.

Дальше институт национализированного государства должен логически эволюционировать в свои окончательно оформленные правовые рамки, с постепенной заменой механизма гражданства на обычную акционерную собственность этих мегапредприятий, решив таким образом объективные ограничения демократии. Это когда каждый новый правитель, руководствуясь краткосрочными избирательными циклами, загоняет страну в долговую яму и стагнацию, усугубляемую ростом политического влияния всё более маргинальных элементов из числа мигрантов и лиц зависимых от различных дотаций. Кто первый начнёт этот новый цивилизационный переход, тот сможет вырваться вперёд не меньше, чем Наполеон.

Франция, государство, футурология, суверенитет, история, политология

Previous post Next post
Up