Министерство торговли США приостановило выдачу разрешений на поставки в Россию товаров, подпадающих под режим экспортного контроля. Мораторий действует с 1 марта 2014г., но огласку получил только на днях. Бюро индустрии и безопасности (BIS) Минторга США вывесило короткое уведомление по этому поводу. Выдача лицензий на экспорт или реэкспорт особых видов продукции в Россию заморожена "до дальнейших распоряжений".
Под запрет экспорта в Россию попало не только оружие и боеприпасы, но аксессуары к оружию, включая, например, оптические прицелы. Вся эта продукция пользовалась высокой популярностью на российском рынке. Теперь ассортимент продукции доступной для 5 миллионов гражданских владельцев оружия, и многих сотрудников силовых ведомств вынужденных пользоваться этими товарами, существенно снизиться.
Всё это приведёт к снижению конкуренции на рынке и ускоренному росту цен, что будет противодействовать не только простому желанию любителей оружия пострелять в тире или на охоте, но навредит и общему мобилизационному потенциалу, развитию оружейной культуры в стране.
Более того, по неофициальным данным, прекращён не только экспорт, но и импорт оружейной продукции из России в США, а это куда более серьёзная проблема, поскольку российский рынок и так был преимущественно закрыт протекционистскими барьерами, тогда как американские граждане очень активно скупали оружие и патроны российского образца.
В 2012 году 83% экспорта продукции ключевого в отрасли предприятия «Ижмаш» приходилось на США, или более половины производимого предприятием гражданского оружия (при том, что сама доля гражданского оружия на предприятии достигает 70%) . Для завода «Молот» (Вятские поляны), эта цифра потенциального обвала производства продукции доходит до 50%.
В год на гражданский рынок США поступает порядка 1 миллиарда патронов российского производства (для сравнения - ежегодное производство патронов на 1991 год, в период пикового развития советского ВПК, насчитывало 6 млрд. штук). Следующим по значимости после США для российского экспорта лёгкого стрелкового оружия, является рынок Европейского Союза, который также в ближайшее время может быть закрыт для российского ВПК.
Это создаёт существенную угрозу сокращения производства российских, в абсолютном большинстве случаев государственных оружейных и патронных предприятий, со значительным ущербом для национальной экономики, сокращением рабочих мест, ростом бюджетной нагрузки на вынужденного субсидировать отрасль государства, а главное - угрозой национальной безопасности в условиях удара по российскому ВПК и стрелковому спорту обеспечивающему мобилизационный потенциал страны.
Мы обращаем внимание общества и власти на эту проблему до того как она в полной мере о себе заявит.
Для противодействия этим угрозам необходимо компенсировать нанесённый оружейной отрасли ущерб развитием внутреннего спроса. Многие меры в этом направлении уже зарекомендовали себя в мире и не угрожают ростом преступности.
Например, упрощение процедур сертификации тиров и стрельбищ, устранение обязательного стажа владения гладкоствольным оружием для права приобретения нарезного, устранение ограничений на длину ствола доступного гражданам оружия, разрешение торговли оружием индивидуальным предпринимателям, разрешение
рекламы оружия, и устранение множества подобных, сугубо административных барьеров мешающих развиваться внутреннему рынку ВПК, никак не связанных с вопросам снижения криминогенных рисков и опасности этого оружия.