Будущее мимо Глуховского

Sep 21, 2013 15:19


Хороший маркетинг вынудил меня купить и начать читать «Будущее» Дмитрия Глуховского. Как всегда, книга этого талантливого автора увлекательная, рекомендую. Хотя и продолжает общую порочную эсхатологию, с которой многие носятся и которая вредна для общественного сознания, может быть даже сильнее, чем каннибализм, поскольку запугивание обывателей будущим демотивирует в него переходить, в конечном итоге задерживает наше нахождение в прошлом, откусывая вот у меня лично кусочек лучшего будущего. Произведение можно сравнить с вредной привычкой - приятной, но всё же вредной. Благо, спорные интеллектуальные продукты, с которыми можно подискутировать, всё же полезны в своей «вредности», стимулируя мысль, пусть и направленную на оспаривание тезисов автора, являясь в этом смысле лечебным раздражителем.

Риторика произведения идёт в том духе, что кризис перенаселения, исчерпание ресурсов и жестокое правительство. Хотя на фоне уже имеющихся разработок, вроде космической энергетики, промышленного освоения астероидов или Колонии О’Нейла, вероятность исчерпания ресурсов и кризиса перенаселения, просто технологически невозможны, даже без всяких, действительно пока затруднительных, перемещений между звёздами и заселения других планет.

Необходимо понимать, что за последние 6000 лет численность человеческого населения Земли увеличилась примерно в 1 000 раз. С тех пор уровень дефицита у людей лишь несоизмеримо снизился, а плотность заселения планеты по-прежнему ничтожна, основные технические инновации, в части перспектив преодолеть голод, сон, холод, необходимость физического труда, физиологию в целом и т.д. только впереди.

Кстати, угроза смерти - не столь уж ключевой на этом фоне фактор, так как с годами человек в принципе, ещё находясь в здравом уме, накапливает стереотипы мышления, которые делают его крайне ригидным, живи он ещё хоть тысячу лет, он так и останется заторможенным собирателем, верящим в духов. В этом смысле старение и смерть - наше большое эволюционное достижение, позволяющее нам не стоять тысячелетиями как дубам, а развиваться, прежде всего, в результате смены поколений, без которой люди бы перестали ценить ограниченность своего времени и превратились в ленивых увальней. В этом смысле, бессмертие, при всей его индивидуальной привлекательности, является одной из самых рискованных для популяции в целом перспективных разработок, которая не предвещает некоего великого прыжка вперёд, вроде тех, которые последовали за письменностью, книгопечатанием или интернетом. Только эволюция современного общества до «общества игры», где люди будут действовать в своём большинстве не для того, чтобы свести концы с концами и примитивно раздражать нервные окончания, а потому, что им интересно заниматься творчеством и лезть на границы вселенной и познанного, позволят преодолеть гипотетическую угрозу победы над механизмом смены поколений, да и в принципе совершить этот массовый переход. Однако этот, уже наметившийся сегодня переход, также никак не отражён в первых главах романа «Будущее», где люди просто какие-то вульгарные скоты, плохая ультраконсервативная пародия на современное общество потребления.

Прогнозируемые Глуховским проблемы перенаселения при увеличении населения лишь в 150 раз (в его романе численность человеческого населения Земли перевалила за триллион, против нынешних 7 млрд.), выглядят просто фактически не реалистичными, особенно на фоне того, сколько чудных инноваций ещё только предстоит в полной мере раскрыть, вроде молекулярной кухни, робототехники, генной инженерии и т.д.

Будущее Глуховского - это просто многочисленные, долго живущие люди в больших домах и без семей, в остальном практически не отличимые от современных, ну разве что более развратные, и менее вооружённые, а в своих политических институтах ещё более примитивные, ближе к 30-м годам прошлого века.

Фигурируемые в романе «Будущее» 413 км. в час общественного транспорта уже для современности являются почти нормой, которую похоронят вакуумные поезда, чьи проекты уже в ближайшее время реализуются.

Двух километровые башни зданий для 24 века - также очень скромный прогноз, на фоне становящихся сегодня нормой 800 метровых небоскрёбов  и имеющихся проектов на дома в 4 км. высотой. Наивно полагать, что за столетия после современности человечество даже имеющихся пиковых показателей в архитектуре не перепрыгнет с огромным отрывом.

Предел вооружения спецслужб в электрошокеры, также отражает распространённую среди левых утопистов веру в перспективы контроля над оружием, который и физически не реализуем, и противоречит фактическим тенденциям, направленным на стремительную милитаризацию общества (+250 миллионов единиц стрелкового оружия за последние 5 лет в мире, всего порядка миллиарда единиц лёгкого стрелкового оружия, 80% из которых приходится на гражданских). В реальном будущем попытки принудительного изъятия детей просто бы обернулись расстрелом агрессоров.

Геополитические тенденции также прошли мимо этого романа, который лишь экстраполировал статус-кво на 3 века вперёд, хотя уже сегодня Европейский Союз создаёт единое экономическое пространство с США, уже имея общие с ним военные структуры, которые неизбежно перерастут и в культурно-политическую консолидацию куда больших размеров чем ЕС современности, который, якобы, за прошедшие 3 века даже Россию не смог в свою орбиту включить, хотя уже сегодня включает туда Украину. Не более чем лет через 30 Россия, несомненно, станет членом Евросоюза, которым очевидно будет суждено слиться с Казахстаном, Турцией, Закавказьем, Дальним Востоком, эволюционировав в полноценный Евразийский союз и так далее.

Вместе с тем, эта тенденция по глобализации совмещается с взрывным ростом сепаратистских тенденций (т.н. «глокализация») - за последние сто лет количество государств в мире увеличилось в 4 раза. Нет никаких оснований полагать, что этот процесс будет замедляться. Рост суверенитета локальных общностей и территорий вряд ли вообще оставит у единых интегральных общностей какие-то, даже символические общие институты власти, тем более узурпировавших реальную власть министров и сенаторов. Куда более вероятней, что каждое здание будет представлять собой суверенное самоуправление, в которое просто так не сможет завалиться некий спецагент для насильственных спецопераций. Это уже сегодня даже затруднительно. Верить, что современные политические и правовые тенденции обратятся вспять и через 300 лет будет возможно относительно авторитарное и тоталитарное глобальное образование равносильно «футурологическому прогнозу», что люди неожиданно откажутся от электричества, и вновь будут массово освещать свои дома огненными факелами и восковыми свечками.

Одним словом, произведение, претендующее не только на статус антиутопии и фантастики, но и научной футурологии, могло бы иметь большую связь с реальностью, хотя бы не противоречить ей столь вопиющим образом.

В реальности, факты свидетельствуют о том, что будущее будет куда более интересным и оптимистичным, да и куда более грандиозным.
Кризис не в перенаселении, а в головах и политических институтах, сдерживающих прогресс. Одной из иллюстраций к этому, по жестокой иронии судьбы, является прекрасный для чтения роман «Будущее», который, я всё равно рекомендую, пусть он и не дотягивает, к сожалению, до статуса научной фантастики, что впрочем, вовсе не мешает ему быть увлекательной антиутопией.

человечество, футурология, трансгуманизм, история, демография, технологии, Европа, иммортализм

Previous post Next post
Up