Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и первый министр Шотландии Алекс Сэлмондподписали в Эдинбурге соглашение о проведении референдума о независимости Шотландии. Как говорится в соглашении, плебисцит будет организован до конца 2014 года. Конкретную дату определит парламент Шотландии. Ему же предстоит сформулировать вопрос к избирателям. По условиям документа, текст вопроса должна будет утвердить британская избирательная комиссия. Также в договоре указано, что к участию в референдуме могут быть допущены лица от 16 лет (в соответствии с общебританскими правилами, подданные получают право голоса только в 18 лет).
с Рост самоуправления и центробежных тенденций вместе с процессами глобальной интеграции - процессы цивилизационно неизбежные так же как электрификация и индустриализация. Можно им препятствовать и их саботировать, но это не от большого ума делают.
Если в отношении интеграции всё понятно и сегодня всё меньше энтузиастов будет спорить, с тем, что открытые границы стимулируют торговлю, разделение труда и пр., то в отношении процессов децентрализации следует дать некие пояснения.
Политические организации подобны нервным структурам и чем тернистей путь который приходится проходить между стимулом и реакцией, тем печальнее будут последствия. Полностью "обобществленные" системы в этом отношении вообще обладают нечувствительностью как паралитики и их экономики могут долго разлагаться вплоть до полного распада системы, а понимание проблем наступает зачастую критически поздно. Огромные централизованные империи имеют те же, но чуть менее выраженные проблемы.
Предположим регион А дотационен, его экономика в упадке и люди в нём разучились зарабатывать деньги. В нормальных условиях чтобы выжить он перестроится, проведет нужные структурные реформы и повысит свою эффективность. Но если регион А может высасывать субсидии из региона Б, то смысла в перестройке и эволюции у него не будет и его неэффективность будет только консервироваться, тогда как регион Б от увеличенного бремени тоже снизит свою работоспособность, пока сам не окажется дотационным. Следовательно, чем больше система, тем больше она может гнить заживо с этим заведомо порочным перераспределением без отрезвляющий реформ и наоборот. Посмотрите на опыт послевоенных Германии, Японии и Чечни. Если две великие державы после войны чтобы выжить и не имея особых внешних подпиток, создали экономики с ничтожной долей государственного бюджета в ВВП страны и жёсткой трудовой дисциплиной без особых изысков "трудового права", сделав благодаря всему этому за пару десятилетий локомотивы мирового развития, то разбомбленная Чечня просто получала субсидии из федерального центра, в результате чего население конечно может позволить ездить на "Феррари", однако вряд ли там будет локомотив развития, да и вообще хоть какая-то стабильность в случае прекращения дотаций.
Это кстати объясняет, почему компактные города-государства и конфедеративные самоуправляемые образования с минимальными внутренними трансфертами, вроде Швейцарии, США, Британского Содружества и в каком-то смысле даже выражено федералистской Германии, оказываются(-лись) значительно более жизнеспособными образованиями, чем системы, где можно достаточно долго жить за чужой счёт в крупных масштабах. Решение тут может быть либо в распаде системы, либо в её целенаправленной политике децентрализации и отказе от межрегионального перераспределения, что позволяет купировать сепаратистские тенденции на уровне центральной власти. Следует ли объяснять, что эта проблема актуальна не только для Великобритании, но и ещё для кое-каких стран?
Впрочем прошу обратить внимание не на это, здесь всё более-менее очевидно, а на то, что избирательные права постепенно передаются 16-летним. Это достаточно малозаметный но тоже весьма неизбежный исторический тренд. Нет никаких внятных аргументов о том почему именно с 18 или с 21 года люди должны получать полноту гражданских прав. В эллинистической Греции таковой могли наделять и в 30 лет, а в племенной древности и вовсе за полноценных полноправных людей считались лишь старейшины. Однако если в традиционном обществе этот подход более-менее понятен был, то сегодня, когда каждые 3-5 лет базы знаний принципиально обновляются и именно молодёжь становится обладательницей наиболее полной картины информации о реальном мире будучи интегрированными в интернет, всяко более информативный, чем программа "Поле Чудес" на Первом канале, то смысл в возрастных цензах становится всё более туманным. Полностью биологическое развитие человека достигает своего пика к 25 годам, социальное совершеннолетие тоже явно не в 18 лет наступает, порой затягиваясь до 20-24 лет у студентов, а физиологически зрелыми люди становятся с 13-14 лет.
Вопрос о снижении возраста избирательных прав уже давно будоражит умы социологов и демографов, называясь
"принципом Демени". В условиях тенденций старения населения это будет всё более актуальная проблема в целях снижения геронтократии. С другой стороны понятно, что эта схема ставит в выигрышное положение многодетные семьи мигрантов и это пожалуй является основным препятствием для её внедрения, однако ситуация, когда политики ориентированы не на создание благоприятных условий для молодёжи, а на субсидирование старости, в конечном итоге и приводит к самоуничтожению общества и доминированию тех самых мигрантов. Получается замкнутное кольцо причинно-следственных связей которое придется разорвать и лучше это сделать ограничениями миграции и их натурализации, а не вымиранием общества.
При этом важно понимать, что сама концепция "всеобщих избирательных прав" как таковая, глубоко не корректна, поскольку уместно чтобы судьбу государства определяли, либо налогоплательщики, либо его собственники, но никак не произвольные демографические группы оказавшиеся на его территории и оформившие себе ни к чему не обязывающее гражданство с равным избирательным правом у выдающегося налогоплательщика и у спившегося получателя пособия. При такой схеме последние будут самовоспроизводиться, постоянно увеличивая налоговую нагрузку и линейку субсидий, что с одной стороны будет приводить к снижению доли налогоплательщиков, а с другой к росту числа их получателей, до наступления пресловутого коллапса системы. Однако прежде чем до этой мысли общество дойдёт видимо потребуется ещё пережить не один системный кризис и популяризация "детского избирательного права" позволила бы форсировать процесс этого болезненного осознания.
В существующем формате всеобщего избирательного права логики в его ограничении для несовершеннолетних действительно нет, как ни крути (как будто с 18 лет мозгов прибавляется у всех избирателей). Это не говоря уже о том, что сама существующая социальная система фактически принудительно инфантилизирует вполне сформировавшиеся и трудоспособные личности, принудительно удерживая их на позициях иждивенцев непропорционально продолжительный период времени, что в свою очередь уже провоцирует подростковую преступность, наркоманию и прочее асоциальное поведение от безделья. Снижение планки полноты гражданского и экономического совершеннолетия до, например, 14 лет, могло бы существенно снизить подростковую преступность и в целом интенсифицировать развитие общества, где миллионы людей сегодня принудительно удерживаются в позициях лиц второго сорта, как негры 50 лет тому назад или женщины 100 лет назад.
Важно понимать, что подростковый, переходный возраст, идущий параллельно процессу полового созревания - это пиковое значение этапа социализации. Именно в период с 14 до 18 лет молодёжь осознаёт себя как члены социума и формирует у себя базовые общественные установки. В условиях полноты их гражданских прав на этот момент, это позволило бы им быстро и безболезненно интегрироваться в общество, выбрав для себя по вкусу политическую партию, специализацию и идеологию. Ставя перед ними заслонку позднего совершеннолетия, общество препятствует их адекватной экономической, интеллектуальной, политической и общественной социализации, но поскольку свято место пусто не бывает, молодёжь уходит в экстремисты, малолетние преступники, субкультуры, секты, самоубийцы и т.д. Справедливая в общем-то расплата за эти исторические пережитки первобытной племенной геронтократии.