(необходимо сделать скидку на 425лет разницы во времени) Почему некоторые создания, несмотря на то что у них нет разума и речи, живут в обществе без всякой принудительной власти. Некоторые живые существа, как, например, пчелы и муравьи, живут, правда, дружно между собой (поэтому Аристотель и причислил их к общественным созданиям), а между тем каждое из них руководствуется лишь своими частными суждениями и стремлениями, и они не обладают способностью речи, при помощи которой одно из них могло бы сообщить другому, что оно считает необходимым для общего блага. Поэтому кто-нибудь, вероятно, захочет узнать, почему род человеческий не может жить точно так же. На это я отвечаю: Во-первых, люди непрерывно соперничают между собой, добиваясь почета и чинов, чего указанные существа не делают, и, следовательно, на этом основании среди людей возникают зависть и ненависть, а в итоге и война, чего среди тех не бывает. Во-вторых, среди указанных существ общее благо совпадает с благом каждого индивидуума, и, будучи от природы склонными к преследованию своей частной выгоды, они тем самым творят общую пользу. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в сравнении себя с другими людьми, может приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными. В-третьих, указанные существа, не обладая (как люди) разумом, не видят и не думают, что видят какие-нибудь Ошибки в управлении их общими делами, между тем как среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми и более способными управлять государственными делами, чем другие, и поэтому стремятся реформировать и обновлять государственный строй; одни - одним путем, другие - другим; и этим вносят в государство расстройство и гражданскую войну. В-четвертых, хотя указанные существа и обладают некоторой способностью пользоваться своим голосом, чтобы дать знать друг другу о своих желаниях и страстях, однако они лишены того искусства слова, при помощи которого некоторые люди умеют представить другим добро злом, а зло добром и преувеличить или преуменьшить по своей воле видимые размеры добра и зла, внося беспокойство в душу людей и смущая их мир. В-пятых, неразумные существа не умеют делать различие между неправомерностью и материальным ущербом, и поэтому, до тех пор пока им хорошо живется, они живут в мире со своими сотоварищами, между тем как человек становится наиболее беспокойным именно тогда, когда ему лучше всего живется, так как тогда он любит показывать свою мудрость и контролировать действия тех, которые управляют государством. Наконец, согласие указанных существ обусловлено природой, согласие же людей - соглашением, являющимся чем-то искусственным. Вот почему нет ничего удивительного в том, что, для того чтобы сделать это согласие постоянным и длительным, требуется еще кое-что (кроме соглашения), а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу.
425 лет разницы - ключевая фраза. С рациональным осознанием роли и функционирования рыночной экономики позволяющей частную выгоду преобразовывать к общему благу без всякого насилия, рассуждения Гоббса оказались не актуальными.
Верно. Гоббс не указал тот факт, что животные не торгуют. А было бы интересно наблюдать как 1 обезьяна продаёт другой палку :) Придётся мне А.Смита запускать (он помоложе :)
Re: животные не торгуютext_1327501October 10 2012, 16:36:14 UTC
Опыты ставились - приучили обезьян пользоваться специальными фигурными "карточками-деньгами" для "товарного обмена" с людьми и между собой. Приходилось видеть заметки из Индии - некоторые особо продвинутые обезьяны научились выпрашивать мелочь у туристов и обменивать их на "блага" у торговцев. Что не смогли - приучить к монотонному труду, даже если операции просты и легки физически, а физическое выживание (кормежка) зависит от трудовых результатов - психика обезьян не выдерживает.
Re: животные не торгуютext_1327501October 10 2012, 16:53:54 UTC
Браво! Охотно верю. Теперь понятно почему купец богаче "работяги". Вижу хорошее продолжение темы монотонного труда в свете частых тезисов - закончили институты, а работы нет; потом- мигранты заняли наши места; или ввести статью за тунеядство. Тема - пособие для всех неработающих граждан, чтоб не испытывать психику.Это , по -моему , нужнее КНО.
А вот, кстати, неправда. Некоторые шимпанзе в неволе догадывались воровать у хозяев мелочь и покупать фрукты на рынке. Есть задокументированные случаи.
Для полноценной торговли осталось "самая малость" - когда обезьяна начнёт продавать фрукты на рынке :). Вообще интересный вывод снова напрашивается- вот почему всегда больше "удачных" покупателей, чем хороших продавцов среди людей(см. выше, про купцов и работяг).
Классическая рыночная экономика работает в рамках лабораторной модели. Потому,что сложно учесть КОРРУПЦИЮ (подкуп,огромные деньги в одних руках- резко НЕ УРАВНИВАЕТ шансы) и ЭКОЛОГИЮ (общее благо связано с коррупцией), а может и ещё некие "вирусы" и "бациллы" разъедающие механизм и благие цели. Это к тому, что «Трудно понять: зачем крупный чиновник захватывает землю соседа».
Почему некоторые создания, несмотря на то что у них нет разума и речи,
живут в обществе без всякой принудительной власти. Некоторые живые существа,
как, например, пчелы и муравьи, живут, правда, дружно между собой (поэтому
Аристотель и причислил их к общественным созданиям), а между тем каждое из
них руководствуется лишь своими частными суждениями и стремлениями, и они не
обладают способностью речи, при помощи которой одно из них могло бы сообщить
другому, что оно считает необходимым для общего блага. Поэтому кто-нибудь,
вероятно, захочет узнать, почему род человеческий не может жить точно так
же. На это я отвечаю:
Во-первых, люди непрерывно соперничают между собой, добиваясь почета и
чинов, чего указанные существа не делают, и, следовательно, на этом
основании среди людей возникают зависть и ненависть, а в итоге и война, чего
среди тех не бывает.
Во-вторых, среди указанных существ общее благо совпадает с благом
каждого индивидуума, и, будучи от природы склонными к преследованию своей
частной выгоды, они тем самым творят общую пользу. Человеку же,
самоуслаждение которого состоит в сравнении себя с другими людьми, может
приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными.
В-третьих, указанные существа, не обладая (как люди) разумом, не видят
и не думают, что видят какие-нибудь Ошибки в управлении их общими делами,
между тем как среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми
и более способными управлять государственными делами, чем другие, и поэтому
стремятся реформировать и обновлять государственный строй; одни - одним
путем, другие - другим; и этим вносят в государство расстройство и
гражданскую войну.
В-четвертых, хотя указанные существа и обладают некоторой способностью
пользоваться своим голосом, чтобы дать знать друг другу о своих желаниях и
страстях, однако они лишены того искусства слова, при помощи которого
некоторые люди умеют представить другим добро злом, а зло добром и
преувеличить или преуменьшить по своей воле видимые размеры добра и зла,
внося беспокойство в душу людей и смущая их мир.
В-пятых, неразумные существа не умеют делать различие между
неправомерностью и материальным ущербом, и поэтому, до тех пор пока им
хорошо живется, они живут в мире со своими сотоварищами, между тем как
человек становится наиболее беспокойным именно тогда, когда ему лучше всего
живется, так как тогда он любит показывать свою мудрость и контролировать
действия тех, которые управляют государством.
Наконец, согласие указанных существ обусловлено природой, согласие же
людей - соглашением, являющимся чем-то искусственным. Вот почему нет ничего
удивительного в том, что, для того чтобы сделать это согласие постоянным и
длительным, требуется еще кое-что (кроме соглашения), а именно общая власть,
держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу.
Reply
С рациональным осознанием роли и функционирования рыночной экономики позволяющей частную выгоду преобразовывать к общему благу без всякого насилия, рассуждения Гоббса оказались не актуальными.
Reply
Придётся мне А.Смита запускать (он помоложе :)
Reply
Приходилось видеть заметки из Индии - некоторые особо продвинутые обезьяны научились выпрашивать мелочь у туристов и обменивать их на "блага" у торговцев.
Что не смогли - приучить к монотонному труду, даже если операции просты и легки физически, а физическое выживание (кормежка) зависит от трудовых результатов - психика обезьян не выдерживает.
Reply
Reply
Reply
Reply
Это к тому, что «Трудно понять: зачем крупный чиновник захватывает землю соседа».
Reply
Leave a comment