Провела сегодня небольшую лекцию о бизнесе для учеников старших классов финансовой академии в городе Су Фолс, Южной Дакоты, США (CTE Academy, Sioux Falls, SD, USA).
Вопреки сложившейся традиции и моему роду занятий (я имею ввиду деятельность в рамках организации «Право на оружие») с ребятами мы говорили о другой стороне моей жизни - о малом бизнесе. Аудитория, с которой мне довелось пообщаться, весьма приятная и перспективная. Ребята внимательно слушали и задавали много вопросов, что меня, как спикера, всегда очень радует. Помню, что в школе у нас были учителя, которые считали наличие вопросов у школьников плохим знаком, отражающим, что материал был подан не полностью. Я же думаю как раз наоборот: если есть вопросы, значит, ты - интересен, и слушателям хочется почерпнуть от тебя больше, чем ты успел им рассказать за отведенное время.
Итак, успешный бизнес - это сочетание 3-х основных характеристик: быстро, качественно и дешево. Если Вам удалось реализовать хотя бы 2 из них - поздравляю, у Вас есть все шансы на успех. Теперь подробнее…
Качественно - Вы предоставляете товары и услуги лучшего качества, чем конкуренты, а также даете дополнительные «плюшки».
В моем случае с мебельным ритейлом и продажей бытовой техники - в виде сборки мебели, гарантийного и текущего ремонта (гарантийный положен бесплатно по закону, но, увы, не все предприниматели это делают, а уж тем более не все покупатели об этом знают), Ваши продавцы объясняют все детально и подробно, показывают образцы материалов (мои работники регулярно посещали производство поставщиков для этой цели), телефон для покупателей работает в режиме «горячей линии» (это, может быть, типично для больших городов, но мои магазины были расположены в деревнях, а там это, скорее, исключение, чем правило).
Быстро - клиент получает товар или услугу максимально быстро. В моем случае - доставка габаритной покупки, что выгодно отличало меня от конкурентов.
Дешево - Вы имеете меньшую цену, чем конкуренты.
Увы, это был не мой «конек». Доставка до населенного пункта вынуждала на наценку, а объемы не позволяли получать большой дисконт от поставщика, но вопреки общепринятому стилю ведения ритейла, мы не делали скидки покупателям, а просто держали стабильные цены. Не стоит считать клиента идиотом и думать, что он не понимает, когда цена сперва завышается в 2 раза, а потом этот никогда не существовавший ценник зачеркивается, и рисуется «новая» цена.
Я фокусировалась на первых двух характеристиках. Супер-успешный бизнес, вроде сетевого МакДональдса, может себе позволить за счет больших объемов работать с соблюдением все 3-х условий, получая от поставщика за счет огромных объемов внушительные скидки на поставки продукции оптом.
Место, где я общалась со старшеклассниками (14-16 лет) непростое. Это специальная академия, где ребята факультативно (не в рамках обязательной школьной программы) изучают, как работает финансовая система, основы бизнеса и ведения личного хозяйства. Штука, на мой взгляд, невероятно полезная, как мне удалось понять из опыта ведения своего бизнеса: этих знаний всегда не хватает, и приходится тратить массу времени, чтобы изучать самые очевидные вещи методом проб и ошибок, в то время как можно было бы сосредоточиться на более важных и специфических для конкретного бизнеса вещах. Финансовая Академия в Су Фолс - государственная, обучение в ней бесплатное.
Помимо основных занятий ребята могут посещать лекции местных предпринимателей (которые делают это, конечно, на общественных началах) и слушать приглашенных спикеров. Таким образом, достигается симбиоз теоретических и практических знаний. А еще учащиеся играют в особую онлайн бизнес-игру, которая позволяет экспериментально проверить себя в ведении бизнеса.
Основная цель Академии - развитие финансовой грамотности, чего, кстати, нам в России часто так не хватает. Надеюсь, что однажды усилиями предпринимателей или в рамках частно-государственного партнерства и в нашей стране появятся такие школы…
P.S. И конечно же, выражаю огромную благодарность администрации Академии и лично
Penny Evans Brunken за предоставленную возможность пообщаться с интересными людьми и поделиться своим опытом!