Падение нефти скажется на удержании Крыма, и тогда у России появятся серьезные проблемы с кормлением 2,5-миллионного населения полуострова. Своим мнением о ситуации с сайтом «
Коррупции.NET» поделилась политолог Мария Бутина:
«Все дело в том, что законы экономики, как и законы физики, носят объективный характер. Давайте сравним эту ситуацию, например, с законом сохранения энергии из школьного курса. Природа не допускает появление энергии ниоткуда и исчезание в никуда. Возможно, оказывается только так: сколько одно тело теряет энергии, столько другое приобретает, сколько убывает одного вида энергии, столько к другому виду прибавляется.
ак происходит и с бюджетом: если доходы сокращаются, то должны сокращаться расходы, если этого не происходит, этот дефицит нужно чем-то заполнить. С падением цен на нефть и приобретением дополнительных территорий, требующих инвестиций, разумеется, нужно не только сохранить действующие доходы, которых с колебанием цены на нефть стало меньше, но и получить дополнительные финансовые ресурсы.
Но оставим теорию и обратимся к цифрам. По материалам Счетной палаты доля нефтегазовых доходов российского бюджета в 2015 году возрастет с 48,1 до 52,5 процента. И это притом, что текущий бюджет сверстан, исходя из цены 96 долларов за баррель нефти. А цены на нефть, особенно в последние дни, упали до минимальной отметки за последние три года - до 85,88 доллара за баррель, несмотря на то, что ранее Росэкономразвития заверял, что цены на нефть не пересекут барьер в 90 долларов за баррель. Таким образом, нас совершенно логично ждут серьезные недопоступления в бюджет.
Государственная дума уже разработала новый налог для россиян, которые зарабатывают больше 12 миллионов рублей в год - СМИ уже окрестили его «налогом солидарности за Крым», таким образом депутаты стараются избежать общего роста налоговой нагрузки на граждан России. Оставим за скобками тот спорный факт, что указанные налоги вообще можно будет собрать: уже сегодня эксперты прогнозируют уход в тень доходов, попадающих под эти критерии зажиточных россиян. В любом случае вопрос уже начал решаться путем латания дыр бюджета через увеличение налогового бремени.
Любой рост налогов, как и всегда, ведет к снижению общего числа поступлений, ведь даже те граждане, которые сегодня не попали под «дамоклов меч» бюджетного дефицита, уже задумались о том, что завтра очередь дойдет и до них. Таким образом, увод доходов в тень, в том числе и этой группы, можно прогнозировать уже сегодня.
Следовательно, очевиден рост «теневого сектора экономики». Эту ситуацию мы, к несчастью, уже проходили. Рост теневой экономики наряду с другими причинами в свое время привел к обострению борьбы за власть, распаду СССР, изменению экономической системы, обострению кризиса народного хозяйства и потере его управляемости, резкой дифференциации общества. Значительное деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделения труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления и производства, природную среду.
В условиях теневой экономики неизбежно проигрывают легальные бизнес-структуры, которые просто не выдерживают конкуренции с нечестными игроками рынка, пытаясь выжить, предприятия поднимают цены.
Крайне негативно этот факт влияет и на инвестиционный климат России и, как следствие, приведет к еще большему снижению доходов в бюджет: так возникает замкнутый круг - количество налогов приходится увеличивать, их собираемость падает, доля теневой экономики продолжает расти.
Повлияет ли эта ситуация на новые субъекты РФ: Республику Крым и город Севастополь? Сперва, конечно, нет: присоединение территорий дало очень серьезный рост рейтинга президенту Владимиру Путину (с 60% до 76,1%, по данным ВЦИОМ на март 2014 года), а потому регион будут держать в заведомо «тепличных» условиях, пусть даже ценой благосостояния остальных россиян. Однако вечной эта ситуация оставаться не может.
Давайте вспомним тот момент, когда СМИ буквально взорвались от приобретения французским актером Жераром Депардье российского гражданства в знак протеста на возможность введения во Франции прогрессивного подоходного налога. Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев обещал, что в России актер может чувствовать себя спокойно, ибо такого не произойдет. «Депардье-то пусть приезжает. У нас в любом случае 13% подоходный налог, мы его менять не собираемся», - заявил тогда Медведев.
А на практике выходит несколько иначе…».
Читать оригинал статьи