В 1732 году в Лондоне состоялась премьера оратории Генделя "Эсфирь". Представление было успешным, но не обошлось без конфуза. Исполнявший партию Артаксеркса итальянский певец-кастрат Сенесино пел такую фразу:
I come my queen to chaste delights
(Я прихожу, моя королева, к целомудренным удовольствиям)
Но в его исполнении это прозвучало как
I comb my queen to chase the lice
(Я расчесываю свою королеву, чтобы гонять вшей)
Либретто оратории написал поэт Александр Поуп, взяв за основу пьесу Жана Расина "Эсфирь". Эту пьесу Расин записал по заказу маркизы де Ментенон, морганатической жены Людовика XIV. Маркиза очень заботилась о детях, и организовала первый в истории Европы институт благородных девиц, где воспитывались 250 девочек. Там и поставили пьесу Расина. Соответственно, Расину надо было с одной стороны польстить маркизе, но, с другой стороны, никакой любовной интриги не должно было быть.
Расин был хорошо образован, и нашел подходящий библейский сюжет. Всем был очевиден символизм пьесы: Артаксеркс это Людовик XIV, а скромная религиозная сиротка Эсфирь - маркиза де Ментенон. Весьма вероятно, что евреи в этой пьесе - это гугеноты. Маркиза была правнучкой Агриппы д’Обинье, вождя гугенотов, да и сама перешла в католичество только в молодости по настоянию Анны Австрийской.
На момент постановки во Франции усилились мракобесы-католики, которые уже уговорили Людовика отменить Нантский эдикт о свободе вероисповедания. Возможно, пьеса Расина намекала на последствия подобной глупости. Как бы то ни было, эдикт остался отмененным, и многие сотни тысяч протестантов сбежали из Франции. Что стало тяжелейшим ударом для торговли и экономики.
Подобные события происходили и раньше. К примеру, многие тысячи евреев сбежали от религиозного преследования из Португалии в Амстердам. В 1774 году еврейская община Амстердама заказала итальянскому христианскому композитору Кристиано Лидарти ораторию "Эсфирь". И он написал её на основе либретто оратории Генделя.
Любопытно, что в 1787 году ораторию "Эсфирь" написал малоизвестный французский композитор Жан-Батист Грисон. Органное вступление к оратории позаимствовали спустя несколько лет. Вот так оно звучит:
Click to view
Бонус-трек из "Эсфири" Лидарти. Амстердам. Ханука. 2018.
Click to view