Размышления над символизмом цветов обратили меня к сюжету недавно упомянутой сказки
братьев Гримм " Двенадцать братьев".
Девушка, отправившись на поиски своих братьев, находит их в лесу.
Желая подарить им лилии, она срывает их в небольшом садике и в этот миг братья
превращаются в воронов и улетают, и она вновь их теряет.
Относительно лилий в оригинальном тексте следующее:
:
"Es war aber ein kleines Gärtchen an dem verwünschten Häuschen, darin standen zwölf Lilienblumen, die man auch Studenten heißt"
перевод: :В нём росли двенадцать цветов лилий, которые также называют студентами
[1];
В христианстве лилия - цветок непорочности, невинности, чистоты - это цветок Богоматери.
Сюжет явления Марии Ангела с благой вестью бесчисленное количество раз воспроизводится художниками и на изображениях почти всегда присутствует лилия.
Благовещение- лилия -зачатие … ассоциативно связаны.. ( вы можете продолжить свой ряд ассоциаций).
Разумеется, и Гримм были знакомы с христианской традицией и видели полотна посвящённые Благовещению.
(Плохо видно на репродукции, что ангел держит лилии)
Давайте, посмотрим на эпизод в саду из сказки, как если бы это было сновидение.
Цветок в сновидении часто представляет человека. Собственно, и сказка демонстрирует нам эту мысль.
Срывание цветка можно толковать, как гибель (хоть бы только в символическом смысле)
Срывание лилий мужчиной, в контексте того, каким символизмом мы её наделили из христианской традиции, можно было бы трактовать, как лишение девственности.Но в нашем случае ситуация обратная - девушка, срывая цветы, влияет на то, что братья лишаются человеческого облика, превращаясь в чёрных воронов.. Заметим, не в белых лебедей, а в то, что ассоциируется со злом и смертью.
Это похоже на ситуацию мести . .
Посмотрите ещё на одну иллюстраций к сказке Чтобы братья могли обрести свой первоначальный облик, то есть снова стать людьми, девушка должна хранить длительный обет молчания - не рассказывать о произошедшем (?)
Я далека от мысли, что братья Гримм включили сознательно в сказку именно цветок лилии.
Тем не менее, мы должны понимать, что любое сочинение питается какими-то представлениями, которые могут быть трансформированы и кардинально изменены. в процессе сублимации,
но всё же связь с аффективным ядром, давшем энергию процессу, сохранятся.
Сказочники черпали свои сюжеты из жизни, превращая зло в добро.
Работа над переработкой ведётся более бессознательно, не должно смущать,
что красивый сюжет и счастливое окончание, навеян и отнюдь несчастливыми мыслями,
и прекрасные лилии порой вырастают из
сора..
[1] (Интересно, почему Гримм внесли такое уточнение?
Имеет ли в названии место ассоциация по сходству со стеблями - тонкие, длинные?
Или для немцев это ещё что-либо означает?)