Реальность и фантазия

Feb 04, 2017 11:32



«…глаз или ухо реагирует прежде рассудка". И.Бродский
"С 1944 до 1954 года обучение в средней школе, в больших городах, было
раздельное. В мужских школах царил грубый нездоровый эротизм. «В пуританской
атмосфере сталинской России можно было возбудиться от совершенно невинного
соцреалистического полотна под названием „Прием в комсомол“, широко
репродуцируемого и украшавшего чуть ли не каждую классную комнату. Среди
персонажей на этой картине была молодая блондинка, которая сидела, закинув ногу
на ногу так, что заголились пять-шесть сантиметров ляжки. И не столько сама эта
ляжка, сколько контраст ее с темно-коричневым платьем сводил меня с ума и
преследовал в сновиденьях»[58]. Физически Иосиф развивался рано и быстро (так
же, как катастрофически быстро он начал стареть после сорока). Судя по его
воспоминаниям, к моменту ухода из школы относится и первый сексуальный опыт.
Он вспоминал: «Заведенные в школе порядки вызывали у меня недоверие. Все во мне
бунтовало против них. Я держался особняком, был скорее наблюдателем, чем
участником»[59]. Вероятно, одной из причин его преждевременного ухода из школы
было и то, что в пятнадцать лет он чувствовал себя взрослее сверстников.
СИБ-2.  T.V. С. 19.
Небольшой комментарий к воспоминанию:

На примере воспоминания  поэта можно ещё раз продемонстрировать  один из механизмов работы психики, часто проявляющийся в сновидении - сгущение.
Мальчик, который имеет ни так много  возможностей  общаться в обычной обстановке с девочками (так как учится в мужской школе, сестёр у него нет),  но испытывает такую потребность, становится особенно сенситивен  к женскому полу.
Девушка на картине символически  представляет нескольких  лиц женского рода, её образ
сливается с  образом реальной девочки  в школьной форме, которая вызывает интерес,  у которой, в самом деле, могло слегка задраться платье, а скорее, - было только желание - задрать платье.  Это незавершенное событие  оставляет аффект в психике, но  переносится, в следствие недоступности реального объекта,  на  безопасный объект  и, в данном случае, фиксируется на персонаже картины.   В своей фантазии он обнажает «ляжку» девушки на картине. (у блондинки обнажено бедро?). Слово, «ляжка», используемое Бродским,  совсем не подходит к юной стройной героине на картине  и в психическом связано с кем-то другим, кому этот «маркер»  и относится. Само слово имеет негативные и сексуальные коннотации [1].
Полагаю, что  ни только, какая-то девочка могла повлиять на фиксацию, но это могла быть и мать или другая женщина, общающаяся с маленьким Осей. (Когда дети живут в одной комнате с родителями, случатся, что они становятся свидетелями  взрослых сцен или моментов, когда взрослые в неглиже. С большой вероятностью можно утверждать, что  такая  сцена имела  место  в жизни Бродского, тем более, что жили они  в коммунальной квартире и в эвакуации тоже было тесно).
Если  представление было неосознанно, что может случиться как в очень раннем возрасте, так и позже, но чаще самые ранние впечатления оставляют бессознательные представления, когда ребёнок не может назвать то, что видел [2] - словами  - связать психическую энергию с представлениями  от иных сенсорных  систем, чаще визуальных и свободное либидо привязывается  к объектам, которые вызывают ассоциативно связанные впечатления. Неосознанное представление,  в свою очередь, будет побуждать к  действиям, которые помогут осознать - завершить гештальт [3]. Когда и как это произойдёт, сколько проб понадобится - это заранее неизвестно и индивидуально.
Но  по большому счёту - это поиск идеального объекта, и осуществляться он будет, подчиняясь закону ассоциаций и детерминизма.
Не удивляешься, что  несколько женщин  Бродского носили имя Мария, - так звали мать. Огромное количество стихов посвящено Марианне  Басмановой, которую  обычно звали Мариной.
Мария и Марина в бессознательном  - одно и тоже. Бессознательное пренебрегает такими мелочами, соединяя  вместе,  и даже более отдалённое - Марго.  И всё же фиксация  происходит на имени «Марина». В эссе «полторы комнаты» Бродский описывает как отгораживал «Lebensraum», нагромождая на шкафы чемоданы до потолка, «когда количество книг и потребность в уединении драматически возросли». В этот угол он приводил подруг и одну упоминает по имени. «Суммарный  результат походил на баррикаду, за ней, однако, Гаврош чувствовал себя в безопасности,  и некая Марина могла обнажать не только бюст». Бродский, вспоминая свой ранний  сексуальный опыт, упоминает вожатую, которая была старше него  на 9 лет.
Следующая известная нам Марина, привлекшая внимание поэта, - Марина Цветаева. С её поэзией он знакомится несколькими месяцами раньше, чем встретит свою любовь. На протяжение всей жизни он будет считать Цветаеву лучшим русским поэтом. Не удивительно, что когда в поле зрения Бродского попадёт красавица Марина Басманова - он влюбится. Он сравнивал её с кранаховской Венерой. У них были не простые отношения, а после рождения сына, Андрея, они окончательно расстались, ещё до его отъезда за границу.
Бродский женился только в 50 лет. Знакомые отмечают, что Мария Соццани - жена Бродского, внешне похожа на Басманову, как впрочем, и другие женщины, с которыми был близок Бродский. Она блондинка, как девушка на картине, также молода, теперь уже в противоположность 52-летней Басмановой. (здесь имеют место ассоциации по противоположности брюнетка - блондинка. Стареющая - молодая. Женится на молодой - это в каком-то смысле возвратиться в молодость. В браке у них родилась дочь [4] Анна-Мария-Александра - это имя напоминает о самых близких людях Иосифа, как бы символическое их соединение.
Для Бродского М.Б.  - объект максимально соответствующий, приближенный идеальному представлению о женщине. Она старше [5] , также имя связывает с матерью, ранним сексуальным опытом - вожатой и подругой-Мариной, обнажающей тело…
Затем знакомство с поэзией Марины Цветаевой…встреча с Мариной Басмановой - она художница. (Помните, мы начали исследование с живописи?)
Еще одну черту Марины отмечают многие знающие её - её необычайная молчаливость. По-моему, для поэта, который говорит, нуждается в слушателе -это весьма привлекательная черта характера, что её ещё больше сближает с  Венерой Кранаха и вообще персонажем картины. Расставшись с ней, он часто выбирает женщин её типажа. Он как бы стремится  воссоединится с ней посредством  этих связей. И даже его короткое, но многочисленное посвящение М.Б., тоже своего рода сгущение - Марина+Бродский. Он сохраняет её в психическом навсегда.
Возникает вопрос: почему же они расстались, если в ней так удачно соединялись черты любимых объектов?
Полагаю, что одна из причин бессознательная фиксация на матери и частичное отождествление Марины, потому  воспринимаемая бессознательно, как запретная связь, под грузом этих запретных влечений, отношения выстраивались так, чтобы расстаться. Своего рода это было  поведение, которое спасало от  расстройства личности, невроза. Вторая причина, это в сверхзадачи Бродского-поэта кроется в его  намерение быть поэтом. Для него важно было, чтобы Муза сохраняла status quo, оставаясь молодой, прекрасной, молчаливой… и недоступной.
Возвращаясь к  воспоминанию Бродского, ещё несколько слов.
Образ девушки на картине, вызывающий возбуждение,  - это символическое компромиссное образование, в сновидении она  появляется вместо реальных объектов.  Фиксация либидо на этом суррогатном объекте, так или иначе, приводит к выбору в дальнейшем сексуальных объектов, имеющие нечто общее с ним. Фиксации эти могут быть столь прочными, что влияют на выбор партнёров  в дальнейшем на протяжении  многих лет.  Осознавая же, человек, приобретет большую степень свободы, делая сознательный выбор, отнимая  часть «власти» у бессознательного. Вот почему и для чего важен анализ.
Но я  думаю, что в этом случае, не появились бы стихи:

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут --
тут конец перспективы.
(1969)

Наверное, они были бы другими.
Взгляните, ещё раз на картину
Ближайший к зрителю персонаж  - юноша, напоминает мне Бродского…
«Контраст ее с темно-коричневым платьем сводил меня с ума..»
Может быть,  эта картина влияла ни только на выбор любимого объекта,
но и раздражала обстановкой, вызывала неприязнь и бюст Сталина, и собрания, и вся советская жизнь, и атрибутика, и влекла…
всё раздражало… но оттуда, оттуда черпало, вдохновляло, прорывалось наружу

Время подсчета цыплят ястребом; скирд в тумане,
мелочи, обжигающей пальцы, звеня в кармане;
северных рек, чья волна, замерзая в устье,
вспоминает истоки, южное захолустье
и на миг согревается. Время коротких суток,
снимаемого плаща, разбухших ботинок, судорог
в желудке от желтой вареной брюквы;
сильного ветра, треплющего хоругви
листолюбивого воинства. Пора, когда дело терпит,
дни на одно лицо, как Ивановы-братья,
и кору задирает жадный, бесстыдный трепет
пальцев. Чем больше пальцев, тем меньше платья.

<1978>

(В сокращении)
Не предназначено для копирования.
Я думаю, что если вы зашли сюда и прочли, то это может быть будет ни только интересно, но и полезно.
Но  так как  здесь говорится и о людях живых, то, думаю, стоит быть тактичнее  и не делать так,
чтобы обсуждение стало массовым.
Спасибо за понимание.

image Click to view



[1] Наверняка,  если мы углубимся в исследование, то мы обнаружим   ещё это слово. Это доминанта  в семантическом поле, которая  будет «кружить» над ,  вокруг которого  в том или ином виде проявится и  связанный комплекс.
[2] Это бессознательное, смутное представление, энергетически сильно заряжено, сексуально окрашено. Связано со страхом, а страх часто оставляет возбуждающий компонент, это свободное либидо, связывается с объектом»  только с таким, что ассоциативно может быть к нему присоединен.  Подобная сцена  оставляет  аффект, который в последующем будет бессознательно влиять на  поведение, делая ребёнка  любопытным, при удачном  варианте - любознательным,  сформирует  исследовательский интеллект, художника, фотографа и т.д., в неудачном варианте  -  сформировать невротические  нарушения, а также  формы сексуального расстройства, такие  как вуайеризм или эксгибиционизм. Заранее не скажешь, как всё может обернуться. Это  сложный психический процесс и  очень индивидуальный. Но факт остаётся фактом, мы видим множественные вариации.
[3] Чтобы не углубляться в подробности, отмечу только что это связано с явлением, носящим в психологии название эффект Зейгарник. А также объясняется с позиций теории  поля Курта Левина и гештальт-концепциями.
[4] Есть ещё внебрачная старшая дочь, Анастасия, от балерины Марианны Кузнецовой.
[5] Для бессознательного на сколько неважно - важен факт, аргумент - «старше». Он буквально «прописан» в мозге, обусловлен химией мозга. Это заставляет повторять опыт, потому что закреплён удовольствием. Отсюда такое количество связей.

Символизм, Бессознательное, Психофизиология, Зара Леандер, Психология

Previous post Next post
Up