БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Apr 25, 2005 16:26

Прежде чем перейти к изложению функции сновидения, представляется крайне необходимым, хотя бы вкратце ввести понятие бессознательного [1] .
Понятие бессознательной психики было введено Лейбницем [2]. Переход от умозрительных конструкций о бессознательной психики, в частности, в философии Шопенгауэра [3], к использованию в экспериментальной науке наметился в середине XIX веке. Когда изучая функции органов чувств и высших нервных центров, естествоиспытатели с целью объяснения фактов, несовместимых со взглядом на психику, как область явлений сознания обратились к бессознательному. Гельмгольц [4] выдвинул понятие о "бессознательных умозаключениях" как механизме построения сенсорного образа. Предположение о бессознательной психике лежало в основе психофизики Фехнера [5]. И.М.Сеченов [6] говорил, что "бессознательные ощущения", или "чувствования", служат регуляторами двигательной активности. Сеченов считал, что само различие предметов проходит в бессознательных тайниках памяти, где  происходит сравнение свойств предметов с уже имеющимся опытом индивида.
В современной науке можно выделить три наиболее влиятельные концепции бессознательного, существующие как в чистом виде, так и в переходно-смешанных вариантах: 1) бессознательное индивидуальное, т. е. личное бессознательное; 2) коллективное бессознательное; 3) культурное бессознательное.
Я считаю культурное бессознательное и бессознательное индивидуальное частями коллективного бессознательного.

[1]Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде современных психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания.. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда (и других течениях так называемой глубинной психологии). В качестве существительного термин 'бессознательное' (Бсз) означает одну из динамических систем, описанных Фрейдом (1915) в его ранней топографической теории психического аппарата.
[2] Лейбниц Готфрид Вильгельм - (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, языковед, развернувший критику учения Дж. Локка - о душе как "чистой доски". В соответствии с его представлениями, душа еще до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, от которых зависит прием внешних впечатлений. Разрабатывал концепцию "малых восприятий", в которой разделил понятия психики - и сознания, признавая, что существуют смутно осознаваемые и совсем не осознаваемые психические процессы. Наиболее знаменито учение Лейбница о монадах (монадология) Ввел в психологию понятие апперцепции, под которой понимал форму активности души, проявляющуюся даже в процессе элементарных ощущений.
[3] Артур Шопенгауэр (1788-1860) немецкий Философ. Утверждал, что мир - это воля. В главном сочинении "Мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. Наряду с «Эросом» Платона, «воля к жизни» Шопенгауэра оказала влияние на теорию «инстинкта жизни» (либидо) у Фрейда. "Освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Все, что существует для познания, т. е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом - представление. Следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». Следовательно, тело - объективация воли; воля - в-себе-бытие тела. Это познание - венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. Воля есть вещь в себе.
[4] Гельмгольц Гельмгольц Герман фон (1821-1894) - немецкий физик, физиолог и психолог. Впервые проделал измерение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам. В психологии восприятия развивал концепцию „бессознательных умозаключений“, в соответствии с которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида „привычными способами“, за счет которых сохраняется постоянство видимого мира, и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения. Описал на основе данной концепции механизмы восприятия пространства. Развил „трехкомпонентную“ теорию цветового зрения Т. Юнга. Разработал „резонансную“ теорию слуха. Сотрудниками и учениками Гельмгольца были В.Вундт и И.М.Сеченов.
[5] Фехнер Густав Теодор (1801 - 1887) - немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики, автор программного труда "Элементы психофизики" (1860). Разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон (закон Вебера - Фехнера о зависимости между ощущениями и раздражителями), согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя. Основатель психофизики способствовал внедрению экспериментально-математических методов в психологию, а также в эстетику. Опубликовал также, под псевдонимом "доктор Мизес", несколько сатирических произведений.
[6] Сеченов Иван Михайлович распространил рефлекторный принцип на всю  деятельность головного мозга и психику человека. Анализируя психические явления он показал, что они включены в целостный ответ организма на воздействие внешней среды.
И.М. Сеченов  - отец русской физиологической школы. Учение Павлова об  условном  и безусловном рефлексах, давшее начало развитию теории функциональных систем П.К. Анохина, основывается на трудах И.М. Сеченова.

Бессознательное, ТС, Физиология, Сеченов И.М.

Previous post Next post
Up