Возможно, эта книга мой самый сложный опыт в чтении. Аура книги, её декларируемая роль в современной истории США ("Самая влиятельная книга! После Библии!", "Самая продаваемая книга в США! После Библии!"), её объем и почти неизвестный автор в наших краях постоянно откладывали моё знакомство с ней. Несколько раз я её скачивал, однажды даже положил в корзину на "Озоне", но её время все не наступало. Под прошлый Новый Год я заново открыл для себя американскую литературу "Трилогией Желания" Теодора Драйзера. Книга, в общем-то, о том же самом - о промышленниках/капиталистах, которые своими эгоистичными поступками двигают прогресс. И под этот НГ, выждав годовую тактическую паузу, я решился. А этот мой пост лозревал еще три месяца, чтобы появиться на свет.
Простите за некоторые банальности, но я буду повторять ровно тоже самое что вы могли прочитать и в других рецензиях на "Атланта". Сюжет строится вокруг Дэгни Таггарт, наследницы огромной железнодорожной империи, которая всеми силами пытается собрать в кучу мир, который рушится вокруг неё. Гротескный мир, в котором она живет, покидают лучшие люди и вместе с ними этот мир, покидают и жизненные силы. Контракты не исполняются, старые машины ломаются в труху, новые никуда не годятся, идиотские законы блокируют любые положительные движение. Мир-антиутопия. Мир-катастрофа.
Айн Ренд пишет роман исходя из собственной идеи о сверхроли в истории особых людей, которые подобно древним атлантам держат небо на своих плечах. Это они изобретают новые механизмы, добывают нефть, открывают континенты, пишут музыку, играют в кино. Это их ненавидит чернь за их славу, красоту, богатство и человеческую полноценность. Это их используют все кому не лень, сводя на нет все их усилия. Так продолжается испокон веков, пока однажды Джон Галт не поднимает "тихое восстание", предлагая одному атланту за другим покинуть этот мир, чтобы человечество наконец поняло от кого оно зависит.
Здесь есть некая театральная неестественность. Положительные герои хороши всем, отрицательные плохи во всем - мыслями, внешностью, делами. Стиль (если это понятие вообще можно применять к этой книге) нарочито минималистичный. Сюжет несложный, но неясный, местами интересный, но абсолютно неважный в контексте подачи материала. По-Толстовски толстая, увесистая книга, к несчастью, не столь всеобъемлюща (как минимум в плане реализации), рядом не стояла по качеству языка, а третий том написан только потому, что должен был быть написан. Обличительная бесконечная речь Джона Галта - лишь повторение уже озвученных идей, а сюжет... А сюжет растворен в воде в пропорциях, которые для любой другой книги были были бы смертельными.
Айн Ренд, взращенная русской культурой, совершенно очевидно писала свой Magnum opus, как философскую работу и руководство к действию для... А вот для кого я уже сомневаюсь. Убежденная антикоммунистка Айн жила в очень интересное время - она повидала Первую Мировую, Русскую Революцию, захватила Гражданскую войну, Великую Депрессию, вторую Мировую и начало Холодной войны (на момент написания романа). И, разумеется, это не могло не отразиться в содержании книги. Эксплуататоры-кровососы в "Атланте" это такой собирательный образ социалиста-чиновника, который своей оторванной от реальной жизни идеологии разрушает все светлое, что есть в жизни. Она писала хвалебную песнь капитализму в форме антиутопии, но настолько заигралась что сама написала социалистическую утопию.
Да ну! Где ты это углядел, Владислав? Джон Галт выдергивает атлантов из мира, убивая его, чтобы на его обломках построить новый мир, основанный на принципах разума и личных заслуг. Ничего не напоминает?
"Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем -
Мы наш, мы новый мир построим .... "
"Интернационал", если кто не узнал, гимн всех пролетариев планеты. Атланты убегают в закрытую долину, где живут в мире с собой и в блаженной неге, где каждый занят своим делом, каждый живет скромно, но с большим достоинством. Они ждут момента, когда мир без них окончательно погрязнет в хаосе и безумии, чтобы вернуться и перекроить его по своему усмотрению. А те, кто еще остался в мире людей, живут в состоянии, позже названном, "внутренней эмиграцией", зная что их усилия напрасны, но день за днем находя спасение в том, что заняты своим делом. Например Хенк Реарден живет именно так - он наиболее отчаянно сопротивляется системе, он, по-Прометевски, дарует людям свой "огонь" и только из принципа не бросает этот неблагодарный мир.
Атланты здесь - это беззащитные овечки, которые беспрекословно подчиняются воле правительства, газет и общественного мнения. Конечно, крупные промышленники, которых всего-то наверное 200-300 человек, даже и не пытаются объединиться и дать отпор. Вместо этого они буквально сжигают весь мир в пламени собственной революции. Но капиталисты второй половины 20-го века определенно сделали выводы - теперь и политики, и газеты, и вообще все-все-все принадлежит только им. Вряд ли этого добивалась Ренд, но эксплуатируемый класс атлантов в наше время имеет мало общего с героями произведения.
И напоследок, это просто замечательная книга про отношения между мужчиной и женщиной. Очень своеобразные, где власть мужчины над женщиной, означает его капитуляцию, а "ласки свирепее любых побоев". А победа одного мужчины над другим осуществляется посредством женской плоти. Но пересказывать такие идеи совершенно неблагодарное дело, может они вам покажутся несущественными и неблизкими.
Читая через год мой отзыв на Драйзера, хочется плеваться и переписать его подобающе, скорее всего так же будет и с этим, а пока то, что есть. Рекомендовать я её кому-либо не могу, равно как и отговаривать - будет желание читайте. Жалко времени на этот фолиант? Говорят "Источник", в общем смысле, о том же самом и короче в два раза. Плюс я "поиграл в бизнес" и мне капельку ближе герои романа, так что мои выводы могут быть прямо противоположены вашим.
А я хочу обратно.