Размышлизмы (о религии)

Oct 30, 2009 11:37

Я не люблю публично говорить о религии, вере, атеизме, богах и вселенском разуме. Такие разговоры хороши тет-а-тет с хорошо понимающим человеком или в маленькой компании компетентных людей, желательно исповедующих разные взгляды на эти вопросы. Но публично… нет, я не настолько хорошо разбираюсь в теологии, религиозной культуре и истории, как христианской, так и любой другой. Но иногда бывают такие ситуации, когда лучше сказать, пусть даже и глупость, чем промолчать. Сейчас как раз такой случай.
Наткнулась в ЖЖ на одну статью, как я поняла, перевод англоязычного текста. Мне не известны ни автор первоисточника, ни переводчик, так что вежливо бы было дать ссылку хотя бы на конечный пост. Но сегодня я предпочту быть невежливой, ибо не собираюсь «пиарить» текст, который мне не приятен. Ниже я позволю себе одну цитату из него, так что, я думаю, полная версия нагуглится.


Пару слов о том, о чём статья и почему я захотела написать о ней.
Честно скажу, статью полностью и вдумчиво прочитать не удалось, но то, что успело проникнуть в мозг, я бы назвала рекламной одой атеизму. И эта ода строится на противопоставлении верующих людей - людей слабых, ждущих милости от бога, атеистам - сильным людям, полагающимся только на себя. Здесь бы я могла сказать, что люди бывают разными, и среди атеистов есть такие, кто на чужом горбу въедет в рай да ещё деньги за проезд стребует, но и верующие есть такие, которые ничего не просят, ничего не требует, как у бога, так и у людей, зато своими руками создадут свой собственный рай, где всегда рады добрым гостям.
Собственно, на этом обсуждение статьи можно было бы и закончить, если бы не одна навязчивая тема, что мелькала там то в одном, то в другом абзаце. Мол, почему бог (в той части статьи - Христианский Бог) допускает… и далее по тексту указания на всевозможные страдания от холокоста (ничего так, что иудеи - вообще никаким боком ни христиане?) до смерти от оспы, потери нами близких и даже насилия над детьми.
А теперь, "внимание - вопрос!" Где в Библии сказано, что Бог обещал ограждать нас от всех неприятностей, войн, смертей, негодных любовников и прочих неудобств реальной жизни?

Какой-то странный подход к вопросу получается… Мы придумали "добренького бога", а теперь возмущаемся, что он вовсе даже не добр и (о, ужас!) допускает существование зла в мире. Как говорил один наш преподаватель, "читайте первоисточники!" Мир, когда писалась Библия, был недобр, жесток… да, что говорить, тогда рабство было, и никого оно не смущало. А ещё были войны, неурожаи, приводящие к голоду, болезни, а так же банальные воры, убийцы и прочие криминальные элементы. По большому счёту, мир нисколько не изменился. И не так уж важно, кому молятся люди, законы этого мира едины для всех.
Меняется (может измениться) отношение к миру, к его событиям, к людям, к себе. К богу (богам). Из мира, в котором люди выживали, он постепенно превращается в мир, который потребляют. Бог, которому служили, отдавали себя, становится всего лишь источником благ. Будешь "молиться, поститься и слушать радио Раднеж" (с) и всё будет. Как просто… вот только вера не измеряется количеством выдержанных постов и суммой пожертвованных денег, вот в чём беда. Ритуалы, в любой религии, это способ организации духовной дисциплины, простая и стандартизированная система жить религиозной жизнью и при этом быть объединённым с единоверцами не только убеждениями и демонстрируемыми символами, но и жизнью.
Кроме того, ритуал - это ещё и стандартизированный способ обращения к богу (богам). И эти стандарты нужны в большей степени самим верующим, чтобы быть единой группой, а не сборищем неприкаянных мистиков.
Вот только, когда в веру вмешиваются экономические отношения, вера умирает. Это я не про продажу свечек в храмах, это я про попытку навязать высшим силам бартер "мы тебе - веру (соблюдение обрядов), а ты нам - благополучие (рай, жизнь вечную, миллион денег… хотя бы рублями)".
Собственно, как только возникает вопрос: как бог такое допускает, вера исчезает. Впрочем, истинно верующий человек знает, что бог ни ему и никому другому ничего не должен, так что вопрос о допущении чего-либо в его мыслях даже не возникнет. Когда атеист или представитель другой религии спрашивает христианина "если твой бог добр, как он допустил…", верующий, естественно, не может ответить, просто потому, что он верит в бога не в обмен на его доброту, а просто верит. Оправдывать бога (любого) - занятие неблагодарное, зато смешать с грязью чьи-то убеждения - это легко и просто.
Хотя, по мне, доброта бога в доказательствах не нуждается: мы же до сих пор живы, человечество всё ещё существует, не взирая ни на что. А что живём мы не очень комфортно… "читайте первоисточники": люди уже жили в раю, но отказались от него, нарушив запрет. Правда, у людей была возможность создать рай на земле, но и эту возможность люди упустили, предпочтя убийство смирению.
Люди создали этот мир таким, каким он стал. Причём тут бог?

И маленькая иллюстрация о людях.
Собственно, чем меня так покоробила эта статья… подумаешь, очередные измышления воинственного атеиста. Были бы. Вот только увидела я эту статью в ЖЖ одного человека, у которого подряд идут две записи. В одной ему кажется разумным отмена американского запрета на детскую виртуальную порнографию, в другой он соглашается с точкой зрения, изложенной в упомянутой статье. Статья начинается таким абзацем:
"Где-то на нашей планете мужчина только что похитил маленькую девочку. Скоро он изнасилует её, подвергнет пыткам и затем убьёт. Если это чудовищное преступление не происходит прямо сейчас, оно произойдёт через несколько часов, максимум - дней. Говорить об этом с уверенностью нам позволяют статистические законы, правящие жизнью 6 миллиардов человек. Та же статистика утверждает, что прямо в этот момент родители девочки верят в то, что всемогущий и любящий бог заботится о них.

Есть ли у них основания верить в это? Хорошо ли то, что они верят в это?

Нет."

В той статье ещё много чего. И про нелогичность веры в бога, и про разъединяющее влияние религии (мол, христиане и мусульмане никогда друг друга не поймут, а атеисту плевать на религиозные различия, у него же нет религиозных убеждений)… много чего.
Но.
Логично ли соглашаться с обвинениями бога в том, что существует педофилия и насилие над детьми, и при этом одобрять отмену закона, запрещающего педофилию, пусть виртуальную и только в творческих целях?
Казалось бы, какая связь между этим американским законом и верой? А очень простая, на самом деле. Вера - это не только соблюдение обрядов, и не вечная молитва о здравии детей и верности мужа. Вера - это жизнь по определённым убеждениям, причём не из страха перед богом, а из любви к нему. При этом, жить по схожим убеждениям - не обязательно верить в бога, можно просто так жить, потому что есть понимание, что хорошо, а что плохо. И, кажется мне, такой атеист скорее обретёт взаимопонимание с верующим, чем с каким-нибудь нигилистом, отрицающим всё, от бога до светской морали, кроме собственного кошелька, комфорта и удовольствия.

Обвиняя бога (богов) в существующем зле, мы забываем о том, источник этого зла - мы сами. Мы, соглашаясь с существующим злом, более того, одобряя его - позволяем злу существовать. И нас - больше шести миллиардов, а бог - всего один (или несколько в политеистических религиях). Нас намного больше, так чей вектор желаний окажется сильнее?

размышлизмы

Previous post Next post
Up