Очередное путешествие дилетанта предпринято в страну костюма. Ведь модернизацию принято начинать с себя, а себя, как известно, по одежке встречают.
- Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
Георгий Данелия.
Кин-дза-дза «Не все ли равно, какая удавка на шее?», - мрачно парировал мой одноклассник попытку очередной знойной красавицы намекнуть на необходимость включения в гардероб только «фирменных» галстуков. Нет, Саня, им - не все равно. Люди, внедрившие выражение «дресс-код» вместо условно-русского «форма одежды», успокаиваться не собираются. Им нужен контроль, который в мире корпоративной моды приобретает вид смирительной рубашки офис-менеджера - мужского делового костюма.
В учебнике «История костюма» (Москва, Просвещение, 1970 год) выдвинут простой тезис: «… в любую эпоху эстетический идеал в классовом обществе будет всегда носить классовый характер, а «всеобщими» идеями будут признаваться идеи господствующего класса». Попробуем, используя этот тезис, посмотреть вокруг и вычислить этот самый господствующий класс. Про женщин история отдельная, а потому, пожалуй, остановимся на "униформе" мужчин - классическом костюме, который стал "вечным стандартом" в последние примерно полтора века.
1. Костюм не предназначен для людей, занятых физическими упражнениями. Вполне очевидно, что костюм не предназначен для людей, выполняющих физическую работу. Носить вещи, работать у станка или заниматься другим видом активной деятельности в костюме практически невозможно. Пиджак и брюки ограничивают свободу движений, а от резких поворотов они могут порваться. Одежда плохо отводит пот и тепло, которое образуется при активной деятельности. Сказанное в полной мере относится и к занятиям спортом. Костюм сдерживает, замедляет своего носителя, регламентируя движения, которые тот сможет выполнить. Бегать на длинные дистанции не получится.
2. Костюм способствует сглаживанию различий между людьми. Он в состоянии как уменьшить живот, так и скрыть мускулатуру, ставя его носителей примерно на одинаковые места в условной галерее) Кроме того, костюм унифицирует носителей, сводя возможности выражения себя до ритуализированных сочетаний.
3. В то же время, костюм содержит достаточное количество сигналов о статусе гражданина. Цена костюма, марка - все это используется как невербальное послание миру. Кроме того, в некоторых культурах само наличие костюма является условием для придания информации от его носителя несколько большего веса.
4. Условия применения костюма довольно ограничены. Он практически не защищает организм от холода (шея и верхняя часть легких остается без защиты, руки прятать некуда/неудобно, одежда плохо изолирует тело от внешней температуры и влажности. Головной убор не предусмотрен, опять же. Туфли сдерживают ступню. Галстук и воротничок сковывают шею.
Соответственно, портрет вырисовывается довольно очевидный: гражданин, большая часть деятельности которого не связана с физическим трудом, не отягощенного физическим развитием, но озабоченного собственным статусом, существующего преимущественно в условиях искусственно регулируемого климата (автомобиль/помещение).
А теперь коснемся моды хип-хопа, а точнее, моды бибойской.
Хип-хоп мода довольно прагматична. Она заточена под выживание в условиях города, и многим, на первый взгляд, иррациональным моментам, может найтись простое объяснение.
1. Одежда предназначена для выполнения широкого диапазона действий. Есть тяготение к спортивной форме - штаны, толстовки, майки. Хочешь - танцуй, хочешь - дерись, хочешь - бегай, хочешь - иди спокойно, одежда поможет тебе.
2. Одежда приспособлена для широкого спектра условий среды. Эта одежда позволяет поддерживать температурный режим тела в приемлемом диапазоне, защищать чувствительные места от холода или ветра. Бандана, которая нередко надевается под шапочку, способна служить не только головным убором, но и бинтом, носовым платком или напульсником, защитной маской (от пыли, запахов, мороза). Толстовка спальника не заменит, но вполне удобна для сна в странных местах (защищает голову и шею от сквозняков), да и голова всегда остается чистой (загрязняется капюшон). Снимается одежда в случае необходимости тоже довольно быстро. Бейсболка - не самый удачный вариант головного убора, однако она неплохо предохраняет глаза от солнечных козырьком, а еще позволяет собирать деньги))) Что касается безразмерных пуховиков и шуб, то и они функциональны. Спать под мостом в пуховике гораздо удобнее, чем без него, а еще в нем можно носить оружие, вещества или что угодно, не вызывая немедленного любопытства окружающих. В случае драки пуховик, опять же (как и вторые штаны ниже ягодиц, которые сами по себе, конечно, не являются вершиной достижений хип-хоп моды) легко остается в руках противника, как хвост ящерицы, а еще служит некоторым (хотя и небольшим) затруднением при ножевой атаке. Кроссовки позволяют перемещаться не только по асфальтированным улицам, но и по песку/пересеченной местности/паркам, способствуют прыжкам, умеренно защищают ноги от снега и слякоти. Довольно неплохи для уличных битв/бегства после них (в отличие от ботинок, которые не настолько универсальны).
3. Одежда позволяет выражать индивидуальность через большое количество регулируемых параметров. Иными словами, даже если барахолка на квартал одна, с одними и теми же вещами, само количество этих вещей и подход к их ношению (в отличие от костюма) позволяют создать оригинальный образ носителя. Желающим, конечно, никак не запретить ношение крестов, цепей, перстней и прочей атрибутики "нашего дела". Ну тут уж кто как любит.
4. Несмотря на свою приметность, многочисленность элементов костюма может служить средством камуфляжа. "Легким движением руки" можно преобразовать свой костюм в несколько иной, скинув пару элементов. Капюшон, бейсболка или бандана позволяют скрывать или оттенять черты, используемые для идентификации - глаза, волосы, даже пол.
Такие дела. Не знаю, что сказал бы Дарвин, но лично я склоняюсь ко второму варианту одежды. Ведь где только не приходится бывать)
А костюмы пора отправить на свалку истории. Даешь "диких мужчин")