У меня несчастье - моя любимая "читалка", айпад, испустила дух. Проработало яблочко немногим больше года, и плата накрылась. Затеваем судебные дела с магазином, чтобы вернуть деньги, это надолго( Читать приходится на компьютере, а я от этого уже отвыкла(
Несмотря на эту печаль, осилила за эту неделю целых две, но маленьких книжки по детской тематике, что-то потянуло меня туда, ну наверное пора=)
Первая - "Дневник младенца" Дэниэла Стерна.
не нашла обложку книги, решила - мой младенец прекрасно в качестве иллюстрации подойдет))
Мне было любопытно, как видит мир мой ребенок. Книга дала мне небольшое представление об этом.
Там сияет пространство,
Нежный магнит притягивает.
Пространство теплеет и оживает.
Там внутри в медленном танце
начинают кружиться друг с другом
какие-то силы.
Танец приближается.
Все устремляется навстречу ему.
Он все ближе и ближе,
но никогда не оказывается здесь.
Возбуждение начинает спадать.
В ней такие небольшие отрывки "от первого лица" - младенца Джоя - разъясняются автором, почему он видит это так, а не иначе, испытывает именно такие чувства и эмоции. Никогда не узнаешь, как оно на самом деле, но выглядит довольно убедительно =) В первой главе Джою всего шесть недель, и он воспринимает мир как какое-то месиво из форм, в котором вырисовываются свои ритмы-мелодии, а в конце книги ему уже четыре года, и он учится рассказывать истории, компонуя в рассказ весь свой неописуемый опыт переживаний.
Читать интересно, временами происходит мини-взрыв мозга, потому что некоторые настолько привычные для нас вещи в мире младенца выглядят совсем по-другому или не существуют вовсе.
Некий воспитательно-практический элемент в книге тоже присутствует, например, объясняется, из-за чего 4х-месячный малыш может перевозбудиться и расстроиться во время игры с мамой, или какая драма для двухлетнего ребенка, когда мама не может разделить его переживаний и пытается поместить его единый, цельный опыт в дискретную форму слов (там речь шла о том, что ребенок пытался слизнуть с пола солнечный свет, а мама его поругала - но ей было невдомек, какие масштабные ассоциативные и синестетические связи возникли у малыша при виде этого пятна света!)
Сохранила книгу в своей библиотеке, буду перечитывать главы, соответствующие возрасту моего ребенка, в будущем!
Вторая книга - "После трех уже поздно" Масару Ибуки.
Как нетрудно догадаться по названию, она о том, что заниматься развитием ребенка надо начинать до трех лет, потому что потом будет поздно исправлять допущенные ошибки и догонять упущенные возможности. До трех лет мозг наиболее пластичен, и если начать с раннего детства с ребенком чем-то заниматься, например, скрипкой, то можно достичь значительно большего результата, чем если начать позже.
Тут мне вспомнилось, как брат меня убеждал, что надо в три года отдавать сына на картинг, потому что чемпионы Формулы-1 начинали заниматься в этом возрасте=)
В книге приводится довольно много доводов и примеров в пользу этой мысли, я не буду на этом сильно задерживаться. Акцент хотелось бы сделать вот на чем:
"Цель раннего развития - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в "хороший" детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и мире."
По-моему, это просто божественно звучит! Но в моей реальности почему-то никто не думал о радости или несчастье ребенка, а вот воспитывать вундеркиндов - это да, это любимое занятие...
Я для себя выписала несколько практических советов, как помочь ребенку раскрыть его возможности:
- Дать ребенку карандаши как можно раньше
- Не мешать развивать свои творческие способности - фантазировать, рисовать на стенах... //что делать потом со стенами непонятно, правда//
- С ранних лет воспитывать усидчивость и умение концентрироваться на задаче - потом в школе ему учиться будет легче
- Давать слушать классическую музыку, а не попсовые и детские песни, показывать шедевры живописи, а не детские книжки с картинками
- Лучше одна игрушка, с которой ребенок может выдумывать разные игры, чем избыток игрушек, отвлекающий внимание
- Лепка и складывание из бумаги отлично развивают творческие способности
- Работа по дому полезна для развития интеллекта и двигательных способностей ребенка, но при условии, что родителям не важен результат труда, потому что ребенку важен сам процесс
Еще мне показалась мировоззренчески важной глава "Дети - не собственность родителей". Она о том, что вместо того, чтобы планировать будущее за своего ребенка, нужно предоставить ему как можно более широкий выбор, чтобы он сам определил, кем хочет стать.
Вообще сейчас эти идеи довольно популярны, как мне кажется. Раскрытие творческого потенциала - на этом потоптался и поспекулировал каждый, кто только мог. А я выросла еще в то время, когда ребенка положено было вести по четкому жизненному плану - выучили тому, выучили сему, отправили учиться туда-то, расставили все галочки. Все, что не попадает в эту схему - нафиг, ничто не должно отвлекать от выполнения стандартов и сбора "галочек". Поэтому для меня это довольно болезненная тема. Наверное, и сейчас кто-то так воспитывает детей по-прежнему, а кто-то поддался новым веяниям.
Я, конечно, руками и ногами "за" развитие творческих и прочих способностей, хочу, чтобы мой ребенок и танцами занимался, и языки учил, и в музыке шарил, либо нарисовать что-то мог, но для того, чтобы фанатично таскать ребенка в 100500 бэбиклубов и кружков, с утра до вечера семь дней в неделю, я слишком ленива, все-таки)) Посмотрим, что будет за настроение, когда сын подрастет.
Пока что у меня задача по плану минимум - включать ему каждый день хорошую классическую музыку. Я в ней ничего не смыслю, правда, и воспринимаю с трудом. А все почему? Потому что в первые три года жизни мне не давали ее слушать, конечно же)