Поправки в воздушное законодательство в части регулирования авиации общего назначения

Oct 10, 2018 13:00

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности авиации общего назначения)» по адресу http://regulation.gov.ru/projects#npa=82433 в числе прочего содержит положения, определяющие, что пилот может быть командиром воздушного суднапри выполнении коммерческих воздушных перевозок только после прохождения подготовки по основной профессиональной образовательной программе или основной программе профессионального обучения.
Настоящая формулировка, таким образом, фактически требует у такого пилота диплом государственного образца подведомственных Росавиации учебных заведений, что прямо нарушает права граждан в условиях дискриминации зарубежного образования и образования, полученного в частных учебных заведениях.
В этой связи от лица профессионального сообщества пилотов гражданской авиации России хотел бы однозначно высказаться против такого положения в проекте вышеназванного федерального закона и подробно аргументировать такую позицию.


Воздушное законодательство Российской Федерации не регулирует форму обучения (очную/заочную) и уровни образования, необходимые для присвоения квалификации «пилот».
Воздушным законодательством Российской Федерации не установлены нормы по исключительному праву подготовки специалистов из числа авиационного персонала в государственных образовательных учреждениях.
Необходимо отметить, что в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствуют понятия «лётное образование» и «авиационное образование». Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-273) установлены уровни образования - «среднее профессиональное образование», «высшее образование - бакалавриат», «высшее образование - специалитет, магистратура», «высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации». Согласно пункту 5 статьи 76 ФЗ-273, программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Лица, освоившие основную образовательную программу, получают (пункт 4 статьи 60 ФЗ-273) диплом об образовании и квалификации. Именно в таких случаях употребляются «сокращённые» наименования типа «среднее экономическое», либо «высшее техническое» образование. Они означают не более чем одновременное получение лицом уровня образования и профессиональной квалификации в рамках освоения определённой основной образовательной программы.
Согласно пункту 3 статьи 76 ФЗ-273, к освоению дополнительных образовательных программ допускаются лица, уже имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Таким образом, лица, закончившие обучение по программе профессиональной переподготовки, имеют и уровень образования, и необходимую квалификацию. В подобных случаях образование и квалификация подтверждаются двумя разными документами (дипломом об образовании и дипломом о квалификации).
Согласно статье 54 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 №60-ФЗ (далее - ВК РФ) подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Кроме того, согласно статье 52 ВК РФ, требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами. В настоящее время требования к членам экипажа воздушных судов, включая требования к коммерческим пилотам, линейным пилотам установлены Приказом Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 №147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации» (далее - ФАП-147), которым не установлена обязанность кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота, свидетельства линейного пилота, свидетельства частного пилота по получению профессионального образования, а также получения профессионального образования в определённых учебных заведениях.
С учётом изложенного, требования в части наличия у кандидатов на получение свидетельства авиационного персонала высшего или среднего профессионального образования именно по определённым специальностям или направлениям в конкретных учебных заведениях, представляются необоснованными.
Между тем, российским законодательством определяются и запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) органов власти.
15 февраля 2018 года Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации отметил, что «недопустимо оказывать давление на бизнес, душить бесконечными проверками и препятствовать тем самым стабильной хозяйственной деятельности субъектов экономики. Особое внимание здесь должно быть уделено сфабрикованным - «заказным» - делам против бизнесменов. Виновные, безусловно, должны нести наказание, но права честных предпринимателей прокуратура обязана охранять.»
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ-135), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в числе прочего запрещаются:
  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам;
  • создание дискриминационных условий.
Таким образом, воздушным законодательством Российской Федерации не установлены нормы по исключительному праву подготовки специалистов из числа авиационного персонала в государственных образовательных учреждениях, а федеральные авиационные правили также не содержат положений, устанавливающих обязанность кандидата на получение свидетельства коммерческого, частного или линейного пилота по получению профессионального образования, а также получения профессионального образования в определённых учебных заведениях, при этом введение дополнительных ограничений в сложившуюся систему подготовки представляется абсолютно нецелесообразным, существенно ограничивающим права авиационного персонала на трудовую деятельность в условиях сомнительности действенности предлагаемых мер.
Лица, имеющие любое высшее или среднее профессиональное образование и получившие в результате освоения программы профессиональной переподготовки либо дополнительной профессиональной программе квалификацию «пилот» в учебных заведениях или авиационных учебных центрах, обладают необходимыми уровнем образования и квалификацией для ведения профессиональной деятельности в сфере лётной эксплуатации гражданских воздушных судов. Для таких лиц представляется полностью нецелесообразным и последующее обучение на заочных отделениях образовательных учреждений по программам так называемого «второго высшего образования», так как они уже удовлетворяют всем необходимым квалификационным требованиям.

Росавиация, РосавиацияЛжёт, ФАВТ

Previous post Next post
Up