Будущим пилотам гражданской авиации. Часть 8-я: так куда же пойти учиться в России?

Oct 15, 2017 10:00

Заключительная статья из цикла "Будущим пилотам гражданской авиации" к вашему вниманию. Оговорюсь, что сейчас в России в сфере подготовки пилотов гражданской авиации весьма непростое время! В предыдущих статьях цикла на это уже указывалось. Однако, жить и учиться надо сейчас. Рассмотрим текущие реалии и будем надеяться на положительные изменения ситуации в будущем. Благодарю Дмитрия Самохина за помощь в подготовке материала!


В настоящее время в РФ действуют 2 высших + 4 средних государственных и 1 частное учебное заведение, которые имеют образовательную лицензию на подготовку пилотов гражданской авиации по программам высшего/среднего профессионального образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта (профессиональная переподготовка пока невозможна ввиду позиции Росавиации).

Высшее образование с присвоением квалификации "пилот" дают следующие учебные заведения:
  1. Ульяновский институт гражданской авиации.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Среднее профессиональное образование с присвоением квалификации "пилот" дают следующие учебные заведения:
  1. Бугурусланское лётное училище гражданской авиации (филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации).
  2. Краснокутское лётное училище гражданской авиации (филиал Ульяновского института гражданской авиации).
  3. Сасовское лётное училище гражданской авиации (филиал Ульяновского института гражданской авиации).
  4. Омский лётно-технический колледж гражданской авиации (филиал Ульяновского института гражданской авиации) - подготовка на вертолёты.
  5. Челябинское лётное училище гражданской авиации (частное образовательное учреждение).


Для поступления в лётные учебные заведения на обучение по специальности «Лётная эксплуатация» предоставляются документы:
  1. Документ о предыдущем уровне образования (аттестат, диплом).
  2. Медицинское заключение врачебно-лётной экспертной комиссии гражданской авиации (ВЛЭК ГА) о годности к обучению на пилота.
  3. Результаты профессионального психологического отбора. Как правило, профотбор проходят у психолога ВЛЭК в рамках врачебной комиссии.

Конкурс в ВУЗы проводится по результатам ЕГЭ, профильные предметы - математика, физика, русский язык. В средние лётные училища - по баллам аттестата.

  • В 2017 году конкурс в государственные училища на бюджетные места был следующий:
  • Ульяновский институт гражданской авиации - при количестве бюджетных мест 101 (для бакалавриата и специалитете) было подано 412 заявлений, конкурс составил 4,08 чел/место.
  • Краснокутское лётное училище гражданской авиации - при количестве бюджетных мест 115 было подано 325 заявлений, конкурс составил 2,83 чед/место.
  • Сасовское лётное училище гражданской авиации - при количестве бюджетных мест 115 было подано 363 заявления, конкурс составил 3,16 чел/место.
  • Омский лётно-технический колледж гражданской авиации (данные за 2016 год) - при количестве бюджетных мест 110 было подано 304 заявления, конкурс составил 2,74 чел/место.

Отдельный вопрос - каковая цена для государства по подготовке одного пилота на бюджетном месте?

Расходы федерального бюджета в 2017 году на авиационное образование по всем специальностям (выписка из Приложения 9 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2017 год» Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов») для высшего образования (КБК 107 07 06) составляют 4 051 468 200 рублей, из которых:
  • В рамках основного мероприятия "Реализация образовательных программ в вузах" (КБК 107 07 06 02 1 01) государству финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) (КБК 107 07 06 02 1 01 90000 600) стоило 3 534 564 800 рублей.
  • В рамках основного мероприятия "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" (КБК 107 07 06 03 3 07) государству финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) (КБК 107 07 06 03 3 07 90000 300) стоило 22 303 400 рублей.
  • Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, КБК 107 07 06 24 Б 06 90000 400) стоило государству 494 600 000 рублей.

Главным распорядителем этих средств по образованию (высшее образование, включая филиалы, реализующие программы среднего профессионального образования), является Федеральное агентство воздушного транспорта.

По информации из Планов финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год, субсидии из бюджета:
  • Ульяновский институт гражданской авиации - 1 601 611 200 рублей.
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации - 942 763 500 рублей.
  • Московский государственный университет гражданской авиации - 1 121 248 000 рублей.

Стоимость обучения на договорной (платной) основе в государственных лётных учебных заведениях можно оценить из расчета 1 млн. руб. за каждый год обучения. Таким образом, полная стоимость обучения (теория, тренажерная и лётная практика) в средних лётных училищах составит около 3 млн. руб., в высших - около 5 млн. руб.

В негосударственном учебном заведении «Челябинское лётное училище гражданской авиации» (ЧЛУГА) стоимость обучения по программе среднего профессионального образования (срок обучения 2 года 10 мес.) составит 2,2 млн. руб., по программе дополнительного профессионального образования (срок обучения 10,5 мес.) - 1,8 млн. руб. По обеим программам объём тренажерной и лётной подготовки полностью соответствует воздушному законодательству РФ и международным нормам ИКАО. При этом, ЧЛУГА совершенно не нагружает государственный бюджет.

cpl, ЛУГА, лицензия коммерческого пилота, flight education, ЛУЗГА, лётное образование, flight school, лётное училище

Previous post Next post
Up